ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы определило, то, что проблема развития механизма государства является весьма важной, особенно в связи с практической необходимостью создания современного универсального правового государства в нашей стране. Деятельность любого государства невозможна без механизма его осуществления, которым являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Механизм государственной власти требует комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассмотрения его составных элементов (институтов) не только в их взаимосвязях и взаимоотношениях (статика), но и в процессе функционирования (динамика). Эта тема имеет очень большое значение, так как через механизм государства осуществляется и проводится в жизнь функция самого государства.
В курсовой работе будут рассмотрены понятие и значение механизма государства, с точки зрения науки общей теории права, так и на примере нашей страны. Необходимо и важно рассмотреть механизма государства, его признаки и принципы. Актуальным является вопрос о государственной службе, так как государство и его механизм тесно взаимосвязаны и неразрывны и важным звеном в этой цепи является человек. Этому вопросу отдельно будет посвящен подраздел третьей главы работы.
Объектом работы выступают общественные отношения по поводу функционирования механизма государства; законодательная, идеологическая, научная и практическая основа его развития.
Предметом исследования являются труды российских и белорусских ученых, нормы Конституции Республики Беларусь, стран СНГ и зарубежных стран, нормативно – правовые акты Республики Беларусь и состояние развития механизма государства в нашей стране на современном этапе.
Цель работы – изучение теоретических и практических аспектов механизма государства, в тесной связи с историей, более глубокое изучение материала, закрепление и обобщение полученных знаний, развитие навыков их применения в практической работе.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена научная и учебная литература по теме исследования;
- рассмотрено соотношение дефиниций «механизм государства» и «государственный аппарат»;
- изучена структура механизма государства;
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1.1 Соотношение дефиниций «механизм государства» и «государственный аппарат»
Дефиниция «механизм государства» тесно связана с определением государственного аппарата. Государственная власть не только оформляется, выражается вовне, то есть в форме государства, она воплощается в государственном аппарате.
Государственный аппарат – это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством. Государственный аппарат – составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть, основное средство для осуществления функций государства и решения стоящих перед государством и обществом главных задач [1, с. 31].
Сущность государственного аппарата можно уяснить рассмотрев принципы его организации и деятельности. Государственный аппарат – это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (государственных служащих), которые управляют государством на возмездной основе. При помощи бюджетных средств (налоги) государственный аппарат формируется и функционирует. Государственный аппарат – это не только органы государства, но и учреждения принудительного характера (например, тюрьмы), определяющие вероятность их использования для целей управления.
Приведенное определение государственного аппарата является обобщающим и охватывающим всю систему всевозможных по целям и задачам государственных органов. Однако, государственный орган – это организованный коллектив государственных служащих, занимающих посты по обусловленным, главным образом профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые осуществляются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных организаций и учреждений, которые вместе с коллективом работников осуществляют функции и решают задачи определенные назначением государственного органа. Администрации при этом не являются частями государственного органа, аппарата в целом. Государственный аппарат
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, БЮРОКРАТИЯ
2.1 Понятие и признаки государственного органа
Государственный орган – это элемент механизма государства, его звено, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Для более глубокого познания механизма государства целом, раскроем понятие и признаки данного органа.
1. Орган государства обладает определенной самостоятельностью, автономией и одновременно является частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из чиновников, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
3. Органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Наличие у органа государства совокупности прав и обязанностей, то есть властных полномочий определенного содержания и объема. Компетенция органа государства определена конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или действующем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы [7, с. 90-102].
ГЛАВА 3
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА (АППАРАТ) РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Механизм осуществления государственной власти в Республике Беларусь
Проблемы укрепления Белорусского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно. Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности – демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, профессионализма.
Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формироваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Примером может быть, то, что при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.
Законность. В правовом государстве принцип законности обращен в первую очередь к государству, его органам. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компетенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства. Низкая правовая культура, беззаконие должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.
Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной власти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного механизма.
Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали. Дисциплина цементирует весь механизм государства, обеспечивает его целостность и работоспособность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая государственная власть осуществляется в тех или иных организационных формах. Совокупность этих организационных форм и составляет механизм государственной власти.
Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, который состоит из совокупности органов государственной власти. А органы государственной власти, в свою очередь, состоят из государственных служащих, того особого слоя людей, которых еще называют государственными чиновниками или бюрократами, которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Наравне с государственным аппаратом в механизм государственной власти входят и формы прямой демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.
Механизм государства состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. Это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.
Механизм государства, как и механизм государственной власти, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.
Решающую роль в механизме государственной власти играют государственные органы. Они преднамеренно образуются для функционирования государственной власти. Отличием государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация и учреждение, а именно государственно-властными полномочиями.
Государственно – властные полномочия необходимы для эффективного выполнения государством своих функций. Государство, действует через свои органы, поручает им определенные обязанности и надлежащие права. Полномочия - это и есть соединение юридической обязанности органа с его правом. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для
1. Новикова, Ю.С. К вопросу о соотношении понятий "государственный аппарат", "механизм государства" и "механизм осуществления функций государства" / Ю.С. Новикова // /Право и государство. – 2015. – № 4 (59) – С. 31-33
2. Борисов, Г. А. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
3. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
4. Бусурманов, А. Сильное государство: вопросы теории / А. Бусурманов // Право и государство. – 2016. – № 2(71). – С. 6-14.
5. Тиковенко, А.Г. Общая теория права : Учебное пособие / Под общ.ред. А.Г. Тиковенко – М.: Норма, 2015. – 571 с.
6. Грачев, Н. И. Опыт концептуальной реконструкции функций государства / Н.И. Грачев // Мир юридической науки. –2016. – № 10. – С. 24-27.
7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий . – Минск : Белорусская наука, 2006. – 343с.
8. Пугачева, Т.И. Органы государственного управления Республики Беларусь / Т.И. Пугачева // Вестник Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. – 2010. - №2. – С.92-94.
9. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы, выпуск II / В.Н. Протасов. – М.: Новый Юрист, 2007. – 270с.
10. Прокошенкова, Е.Е.Многообразие форм толкования термина «Механизм государства» / Е.Е. Прокошенкова, И.Н. Максимовская // Вестник С.-Петербургского университета. –2011. – № 1. –С.252-258.
11. Кульков, М.О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий / М.О. Кульков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. – Волгоград: Юриспруденция, 2005. – № 7. С. – 124 -128.
12. Григонис, Э. Сущность теории и практики разделения властей в механизме государства (на правах рецензии на статью Е.В. Ковряковой «Теория разделения властей и законы формальной логики») / Э. Григонис // Мир юридической науки . – 2015. - №3. – С. 42-47.
13. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения : Директива Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 (ред. от 23.03.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
14. О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников : Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2013 № 168 (ред. от 03.06.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
15. О структуре Правительства Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 289 (ред. от 03.06.2016) ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
16. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 N 204-З (ред. от 15.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
17. О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников : Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2013 № 168 (ред. от 03.06.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
18. О соотнесении классов государственных служащих и государственных должностей : Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2004 № 58 (ред. от 25.07.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
19. Об утверждении Квалификационного справочника «Государственные должности государственных служащих» : Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2003 № 135 (ред. от 05.10.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
20. Трудовой кодекс Республики Беларусь : Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 15.07.2015, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
21. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей : Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 № 139-З
(ред. от 04.01.2014) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
22. О некоторых вопросах таможенных органов : Указ Президента Республики Беларусь от 21.04.2008 N 228 (ред. от 27.04.2016) (вместе с «Положением о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», «Положением о порядке и условиях прохождения службы в таможенных органах») // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
23. О прокуратуре Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З (ред. от 18.07.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
24. О борьбе с коррупцией : Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.
25. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523 (ред. от 08.08.2016) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2016.