Введение
1 Правовые и организационные аспекты деятельности Европейского суда по правам человека
1.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека
1.2 Состав и порядок деятельности Европейского суда по правам человека
2 Европейский суд по правам человека
2.1 Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека
2.2 Составление и подача жалобы
2.3 Основные стадии судопроизводства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Сегодня в нашем мире, среди частого нарушения прав и свобод человека, вряд ли можно найти более значительную и все же существенную проблему, чем их защита. Соответственно, ключевой и наиболее актуальной проблемой в этой области является вопрос о правовых гарантиях, средствах и механизмах защиты личности от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. В то же время в системе правовых гарантий наиболее эффективной признается защита в суде.
Также трудно переоценить важность международной защиты прав человека. Не так давно, в начале двадцатого века, права человека регулировались исключительно национальным (внутренним) законодательством. Лишь законодательные акты каждой страны утверждали правовой статус личности, считая его своей внутренней компетенцией. На сегодняшний день ситуация изменилась в значительной степени. Права человека регулируются внутренним законодательством государств и международным правом. В то же время роль международного права растет.
Развитие международного сотрудничества в области консолидации и защиты прав и свобод человека осуществляется в двух направлениях. Первая из них характеризовалась разработкой и принятием общих и специальных актов в области укрепления прав человека. Во-вторых, сотрудничество государств в создании реального механизма защиты прав человека и контроля за их соблюдением. Создание интегрированной системы безопасности и защиты, закрепленной в международно-правовых актах и в рамках государственного законодательства о правах и свободах человека и системе международных органов, осуществляющих функции международного контроля за деятельностью государств в области обеспечения прав человека и свободы, является важной функцией международного права.
Одной из характерных особенностей развития сотрудничества государств в области прав человека на современном этапе является создание системы международного контроля за выполнением их юридических обязательств, создаются и действуют международные судебные учреждения, основной целью которых является защита прав и свобод человека, разрешение споров, связанных с их нарушением, и предотвращение подобных случаев в будущем. Среди наиболее значимых и авторитетных органов - Европейский суд по правам человека.
Его создание и деятельность как на функциональном, так и на региональном уровне являются одним из самых значительных достижений в международном регулировании прав человека второй половины двадцатого века. Субъектами сотрудничества в области консолидации и защиты прав и свобод человека являются в основном государства, международные и межправительственные организации.
1. Правовые и организационные аспекты деятельности европейского суда по правам человека
1.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека
Исторической предпосылки лежит в далеком прошлом. Еще в средние века под лозунгом «Renovatio Imperii Romani» (Возрождение Римской империи) предпринимались попытки создать в Европе, по крайней мере в его западной части, своего рода Единый центр силы. Эти попытки - добровольного объединения и порабощения военной агрессией, что, как известно, потерпело неудачу.
Нынешний этап объединения Европы на основе добровольного ограничения суверенитета государств, входящих в нее, начался в конце 40-х - начале 50-х годов XX века. Сначала в нем хотели участвовать только шесть западноевропейских стран: Бельгия, Германия. Это относится к Германии, Италии, Люксембургу, Нидерландам, Франции, затем их стало 9 (1973): Соединенное Королевство, Дания, Ирландия. Затем еще больше вступили Греция, Испания и Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция - их стало 15. Но процесс расширения Совета Европы на этом не заканчивался. В настоящее время 47 стран.
Совет Европы может включать только те государства, которые разделяют основные принципы Хартии прав человека и заявляют о своей готовности гарантировать их реализацию.
Это нашло свое отражение в статье 3 Устава Совета Европы, подписанной в Лондоне 5 мая 1949 года: «Каждый член Совета Европы должен признать принцип верховенства закона и принцип, согласно которому все лица под его юрисдикцией должны пользоваться правами прав и основными свободами».
Совет отличает от своих предшественников, прежде всего, универсальным характером своей компетенции. В настоящее время он распространяется не только на экономические и смежные отношения, но также охватывает важные области, такие как внешняя политика (включая оборону) и борьбу с преступностью.
Начав свою деятельность в 1959 году, Европейский суд до сих пор. рассмотрено более тысячи дел, подавляющее большинство которых основано на жалобах граждан. Сегодня можно сказать, что все нормы, содержащиеся в разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также нормы протоколов, дополняющих этот раздел, применяются, поскольку они толкуются в решениях Европейского суда правосудия.
История возникновения Европейского суда по правам человека неразрывно связана с историей самого Совета Европы, который был основан в 1949 году как европейская организация межправительственного и парламентского сотрудничества.
2. Европейский суд по правам человека
2.1 Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека
Национальные власти государств-членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам права и свободы, установленные в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и свобод, которая служит дополнительным защитным механизмом. Государственные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечивать права и свободы своих граждан.
Когда средств правовой защиты на национальном уровне недостаточно, группы граждан, частных лиц, организации, которые считают, что государственные органы нарушают права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд для правовой защиты.
Право каждого человека обращаться за защитой межгосударственных органов для защиты прав и свобод человека обусловлено двумя факторами:
1) наличием соответствующего международного договора с государством;
2) исчерпание всех доступных внутренних средств правовой защиты[8, c. 411].
Другими словами, Европейский суд принимает жалобы от любых лиц, любой организации или любой группы лиц. Жалобы могут подаваться только против действий государств или против властей. Жалобы на отдельных лиц, неправительственные организации, ассоциации не подпадают под действие Европейской конвенции о правах человека.
Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строго соблюдать следующие условия:
I. Суд принимает жалобы от любых лиц, неправительственных организаций или групп лиц, которые считают, что их права были нарушены, как это предусмотрено Европейской конвенцией. Однако не имеет значения, ссылается ли заявитель на свою обращение как на заявление, жалобу или петицию.
II. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию. Например, для России эта дата - 5 мая 1998 года. Любой гражданин России может отправить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после того, как Россия ратифицировала Конвенцию.
III. Только те жалобы, которые связаны с нарушением прав, гарантированных Конвенцией и протоколами к ней, подлежат рассмотрению. В других случаях жалобы отклоняются. В жалобе должно быть указано предполагаемое нарушение права, закрепленного в Европейской конвенции о правах и свободах человека, одним из государств-участников.
IV. Особое внимание следует уделить «правилу шести месяцев».
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что Европейский суд разрабатывает стандарты защиты прав человека, которые затрагивают правовые системы почти всех европейских государств, и оказывает решающее влияние на национальное законодательство и практику в различных областях, таких как уголовно-процессуальное, гражданское и административное право, семейное право, правовое положение иностранцев, права средств массовой информации и т. д.
Европейский суд по правам человека является уникальным, исключительным учреждением, компетентность которого беспрецедентна в истории всего международного права. Почти 800 миллионов человек в 47 странах сегодня имеют возможность лично обратиться в этот судебный орган с жалобами на нарушение самых важных прав и свобод. Европейский суд по правам человека разрабатывает стандарты защиты прав человека, которые затрагивают правовые системы практически всех европейских государств и оказывает значительное влияние на национальное законодательство и практику в таких областях, как уголовный процесс, гражданское и административное право, семейное право, положение иностранцев и иные права и так далее.
На основе принципов и стандартов, провозглашенных в международных документах по правам человека (Всеобщая декларация прав человека - статьи 29 и 30, Международный пакт о гражданских и политических правах - статьи 5, 46, 47, Европейская конвенция - статьи 16, 17, 60 и другие), известный австрийский юрист, который занимал пост президента Европейской комиссии по правам человека Совета Европы до своей смерти в апреле 1995 года, Ф. Ермакора сформулировал следующие универсальные принципы толкования в защиту прав человека, которые были созданы и используются на практике не только Е, Европейская комиссия и Суд также характерны для решений конституционных судов многих европейских стран (Австрии, Германии, Испании, Италии и т. д.):
- запрет злоупотребления правами человека;
- принцип пропорциональности или соразмерности законодательной или правоприменительной деятельности целям и задачам, которые выражены в законе.
Оба эти принципа широко применяются в практике Европейского суда по правам человека. Они требуют от судов проверки мер, затрагивающих права и свободы, не только с точки зрения их необходимости, но и в отношении их пропорциональности общественным интересам, ради которых такие меры принимаются, в интересах личности. Запрет на чрезмерные ограничения прав и свобод в процессе законодательной или правоохранительной деятельности государственных органов адресован государству и означает, что допустимые ограничения прав человека (как в случае статьи 8-11 Европейской конвенции) должны быть соразмерными по сфере применения для целей таких ограничений.
1. Армашова, А.В. Исполнение решений Европейского Суда по правам человека в России: современные проблемы теории и практики / А.В. Армашова // Образование и право .- 2010. №2. - С. 7-42
2. Бендерская, Е.Г. Позиции Европейского суда по правам человека по вопросу заочного разбирательства уголовных дел / Е.Г. Бендерская // Законодательство. - 2009. №6. - С. 22-64
3. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Приор, 2011. - 32с.
4. Бессарабов, В.Г. Европейский Суд по правам человека / В.Г. Бессарабов. - М.:Юрлитинформ, 2003. - 467с.
5. Бернхард, Р.З. Европейский Суд по правам человека в Страсбурге / Р.З. Бернхарт // Государство и право. - 2008. - №7. - С.7-13
6. Бирюков, П.Н. Международное право / П.Н. Бирюков. - М.:Юристъ, 2003. -363с.
7. Европейская интеграция: правовые проблемы. Книга 1. / Ред. кол.: Б.Н. Топорнин, А.И. Ковлер, М.М. Славин, И.С. Крылова. - М.: Омега-Л, 2007. - С. 345.
8. Блатова, Н.Т. Международное право в документах / Н.Т. Блатова, Г.Н. Мелков. - М.:ЮРИСТ, 2004.- 550с.
9. Бондарь, Н.С. Конвенция о защите прав человека и основных свобод / Н.С. Бондарь // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 6. -48-163С.
10. Васильев, С.А. Проблемы различного толкования Европейским Судом по правам человека норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод / С.А. Васильев // Российская юстиция. - 2009. - №7. -С.24-57
11. Глашев, А.А. Европейский суд по правам человека: порядок подачи и рассмотрения жалоб / А.А. Глашев // Законодательство.-2009.- №6. - С. 11-17
12. Горшкова, С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы/ С.А. Горшкова // Российское право.- 2008. - №7. - С. 5-18
13. Каламкарян, Р.А. Международное право в вопросах и ответах / Р.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. - М.: Эксмо, 2009. - 470с.
14. Колосов, Ю.М. Международное право / Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: НОРМА, 2000. 690с.
15. Кузин, С.П. Европейский суд по правам человека / С.П. Кузин // Арбитражное правосудие в России. - 2009.-№5. -С. 9-55
16. Матвеев, Д.Ю. Обеспечение реализации в Российской Федерации постановлений Европейского суда по правам человека / Д.Ю.Матвеев // Юрист-международник. - 2009. - № 4 - С. 14-49
17. Моластова, Е.В. Применение предварительных мер Европейским Судом по правам человека / Е.В. Моластова // Международное публичное и частное право. - 2009. - №2. -С. 14-39
18. Москаленко, К.И. Общие вопросы процедуры подачи и рассмотрения индивидуальной жалобы в Европейский суд по правам человека / К.И. Москаленко // Адвокат. - 2010. - №4. - С. 5-23
19. Синявчкий, Д.Н. Роль Европейского суда по правам человека в системе реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь / Д.Н. Синявский // Образование и право. - 2009 .- №12. - С. 15-26
20. Трофимов, В.Н. Международное право/ В.Н. Трофимов. - М.: Инфра-М, 2005. -375с.
21. Туманова, В.А. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / В.А. Туманова, Л.М. Энтина. - М.: НОРМА, 2003. -336с.
22. Эрделевский, А.М. Обращение в Европейский Суд / А.М. Эрделевский. - М.:Юрист, 2004.-241с.
23. Фоков, А.В. Применение Европейской конвенции по правам человека судами России / А.В. Фоков // Российский судья . - 2007. - №10. -С.15-28