ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие и виды выборов
1.2 Основные избирательные системы: Мажоритарная и пропорциональная
ГЛАВА 2 ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Выборы Президента Республики Беларусь
2.2 Выборы Национального собрания Республики Беларусь
2.3 Выборы местных Советов депутатов
ГЛАВА 3 РЕФЕРЕНДУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире демократия является неотъемлемой частью современного общества. Ведь не зря многие государства закрепляют на конституционном уровне основные права и свободы своих граждан.
Одно из самых главных, на мой взгляд, прав является право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. Данное право закреплено в статье 38 Конституции Республики Беларусь.
Ведь имея это право государство показывает свое уважение и значимость граждан, проживающих на их территории.
Выборы выполняют определенные функции, которые являются одними из социально-значимых. Это больше проявляется как механизм регулирования интересов различных групп населения. Во время продвижения предвыборной кампании и самих выборов предполагается огромное понимание гражданами политических, экономических, социальных проблем государства. Поэтому кандидаты показывают в своих выступлениях, программах проблемы, затрагивающих разнообразные потребности различных групп населения и предлагают пути их решения. В свою очередь граждане будут решать какую из программ лучше выбрать для создания комфортных условий проживания в данном государстве.
На основе вышеизложенного считаю, что данная тема весьма актуальна. Также считаю, что, изучив ее можно более досконально изучить процесс выборов и их системы. Ведь право избирать и быть избранным дает возможность гражданам полноценно принимать участие в управлении и развитии государства. Важнейшими признаками демократического правового государства являются обеспечение прав человека и регулярно проводимые свободные выборы.
Конституция Республики Беларусь включает в себя раздел «Избирательная система. Референдум» - это дает нам понять, что государство на конституционном уровне закрепляет основные права и свободы граждан, для участия в формировании государственных органов, так сказать позволяет гражданам свободно выражать свою волю путем выдвижения и голосования за того кандидата, который, по их мнению, достоин быть их представителем.
Каждая страна имеет свою избирательную систему, определяет свой порядок проведения выборов. Путем проведения выборов происходит слияние различных партий в государственных органах, что позволяет более обширно изучать проблемы разных слоев населения. Однако и это не всегда помогает решить все проблемы на местах.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
1.1 Понятие и виды выборов
Понятие «Выборы» можно охарактеризовать как законная форма изъявления воли народа, а также главный признак демократического общества.
Для более точного формирования определения термину «Выборы» проведем сравнение среди некоторых ученых:
По мнению А.И. Курыка: Выборы представляют собой установленную конституциями и детализированную в законах государственно-правовую процедуру, во время которой граждане выдвигают представителей, формируют орган власти или избирают конкретное должностное лицо для выполнения каких-либо общественных функций. [18, с.6]
Однако Д.М. Демичев предлагает немного отличное от предыдущего высказывания определение: Под выборами в конституционном праве обычно понимают участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления функций по осуществлению власти. [15, с.58]
Исходя из этих определений «Выборы» — это право граждан, закреплённое в Конституции Республики Беларусь, а также уточненное в других нормативных правовых актах, которое представляет собой волеизъявление народа, при котором они самостоятельно выбирают представителей, путем голосования, для представления их интересов в органах государственной власти и органах местного управления и самоуправления.
Основываясь на праве, закрепленном в статье 38 Конституции Республики Беларусь Граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании. [1, ст.38]
Можно выделить принципы, на которых основывается избирательное право в Республике Беларусь. В свою очередь принципы избирательной системы — это основные руководящие начала, соблюдение которых делает выборы легальными (законными).
ГЛАВА 2
ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 Выборы Президента Республики Беларусь
В Республике Беларусь государственную власть осуществляют либо народ в целом (ст. ст. 3, 73 Конституции Республики Беларусь), либо специальная система органов государственной власти (ст. ст. 3, 6, 117 и др. Конституции Республики Беларусь). Высшим выражением осуществления государственной власти самим народом являются референдум и выборы депутатов Палаты представителей, Президента Республики Беларусь. [21, с.218]
Правовой базой, в соответствии с которой обеспечивается проведение выборов в Республике Беларусь, является Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменением и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.), а также Избирательный кодекс Республики Беларусь 2000 г. с изменениями и дополнениями.
Период со дня официального опубликования решения Президента Республики Беларусь или уполномоченного Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом органа о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов называется избирательной кампанией. [19, с.95]
Избирательный процесс – это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих эту деятельность, это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а также органов местного управления и самоуправления. Это деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий:
– Назначение выборов
– Установление избирательных округов
– Установление избирательных участков
– Создание избирательных органов (комиссий)
– Регистрация избирателей
– Выдвижение депутатов
– Агитационная компания
ГЛАВА 3
РЕФЕРЕНДУМ
Одним из основных институтов непосредственной демократии являются референдумы, то есть народные голосования по
важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. [10, с.221]
Согласно Конституции Республики Беларусь, на референдум ставятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни. Однако Основной Закон не определяет их перечень, за исключением лишь того, что разделы I, II, IV, VIII Конституции, согласно ее ст. 140, могут быть изменены только путем референдума. В других государствах такой жесткой записи в Конституциях нет, и на практике путем референдума могут решаться любые вопросы. [12, с.10]
Референдумы различают как местные, так и республиканские.
В литературе различают конституционные, законодательные, международно-правовые и административно-правовые референдумы. К первым относятся те, на которых рассматривается вопрос, связанный с принятием Конституции, внесением в нее изменений либо дополнений. Широкое распространение они получили в нынешних условиях, когда в республиках бывшего Союза, некоторых странах Восточной Европы активно пошла работа над новыми Конституциями. Путем референдума к настоящему времени уже приняты Конституции Эстонии, Литвы, Румынии, России, Таджикистана, Польши и др. [13, с.140]
Так как референдумы, согласно Конституции Республики Беларусь, подразделяются на два вида, то и назначаются они соответственно различными должностными лицами.
Республиканский референдум назначается Президентом Республики Беларусь, также имеет место быть назначение референдума по предложению Национального собрания Республики Беларусь. Однако граждане также могут выдвинуть предложение о назначении референдума, но путем сбора подписей в количестве не менее четырехсот пятидесяти тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее тридцати тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Местный референдум назначается по инициативе местных органов власти либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
На республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выборы – это одно из важнейших прав граждан, которое помогает им участвовать в жизни государства и влиять на формирование органов, которые в свою очередь призваны обеспечивать законность, демократичность, поддерживать должный уровень жизни граждан в данном государстве.
Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. [2, ст.21]
Данная статья наиболее точно отражает сам факт того, что народ – это та власть государства, которую невозможно отнять и для более полного ее осуществления проводятся выборы, с целью выдвижения представителей этой власти в государственных органах.
Считаю, что поставленные задачи выполнены. В полном объеме рассмотрены основные понятия и виды выборов, а также изучены преобладающие в странах избирательные системы, такие как пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Большое внимание заслуживает стадии избирательного процесса. Ведь именно благодаря этим стадиям можно детально изучить как проходят выборы в Республике Беларусь, а также выявить обстоятельства и процесс созыва референдума.
В современное время, я считаю, что избирательное право в Республике Беларусь достаточно в полной мере отражает всю ее демократичность. Однако практически везде можно найти проблемы, которые вроде бы и не сильно влияют на избирательное право, но умолчать о них нельзя.
Как выше было сказано мажоритарная избирательная система присуще Республике Беларусь, но и у нее свои минусы. Огромный минус состоит в том, что действительно на выборах побеждает кандидат, который набрал наибольшее количество голосов, но проголосовало за него наименьшее количество избирателей.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2018.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г., № 370-З: Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
4. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 21 фев. 1995 г. №3602-XІІ: с изм. и доп. от 6 окт. 2006 г. № 166-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
5. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 8 июл. 2008 г. № 370-З: с изм. и доп. от 17 июл. 2018 г. № 132-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
6. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 108-З: с изм. и доп. от 9 янв. 2018 г. № 91-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
7. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 нояб. 1998 г. № 196-З: с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 126-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
8. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 105-З: с изм. и доп. от 24 октября 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
9. Альфер, С.А. Избирательное право Республики Беларусь: пособие для
студентов вузов / С.А. Альфер. – Минск: Тесей, 2008. – 320 с.
10. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь:
Учебник / Г.А. Василевич. - 2-е изд., стереотип. - Мн.:
Книжный Дом, 2009. - 320 с.
11. Василевич, Г.А. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве / Г.А.Василевич // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь и других европейских государствах: сб. науч. / ГрГУ им. Я.Купалы; редкол.: Л.Я.Абрамчик [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 12 с.
12. Василевич, Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце XX столетия / Г.А. Василевич – Минск: Молодежное научное сообщество, 2001. – 155 с.
13. Василевич, Г.А. Научно-практический комментарий Конституции Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2000. –454 c.
14. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: пособие для студ. юрид. фак. спец. 1-24 01 02 «Правоведение» / Г. А. Василевич. – Минск: БГУ, 2006. — 125 с.
15. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – 351 с.
16. Кивель, В.Н. Конституционное право: курс лекций / В.Н. Кивель – Минск: Современная школа, 2008. – 109 с.
17. Краснобаева, Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: тексты лекций / Л.А. Краснобаева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины»,2005. – 170 с.
18. Курак, А.И. Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 265 с.
19. Масловская, Т.С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзам.вопр. / Т.С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск:ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
20. Стукина, В.А. Конституционное право: опорный конспект лекций / В.А. Стукина – Минск: БГУ, 2011. – 40 с.
21. Пугачев, А. Н. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А. Н. Пугачев, И. В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 364 с.