Введение
1 Теоретические аспекты исследования феномена экономики знаний
1.1 Сущность и особенности формирования экономики знаний
1.2 Основные черты и характеристики экономики знаний
2 Формы проявления экономики знаний в странах с развитой рыночной экономикой
2.1 Знания и инвестиции в них как фактор экономического роста
2.2 Национальные инновационные системы как институциональная основа экономики знаний.
2.3 Роль государства в формировании экономики знаний
3 Особенности становления экономики знаний в Беларуси
3.1 Проблемы становления экономики знаний
3.2 Перспективы становления экономики знаний Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственным образом связан с повышением значения теоретического знания, усилением роли высокотехнологичных отраслей, процессом увеличения доли сферы услуг (структурными сдвигами) в экономике, воздействием информационных сетевых технологий (Интернет). Все отмеченные тенденции требуют особенного изучения в свете развития новых теорий современной экономики (теории постиндустриального общества, «новой», глобальной сетевой, информационной экономики), в том числе для установления места теории экономики знаний в их ряду. Необходим теоретический анализ системных изменений в экономике на микро- и макроуровнях. На основании этого вопрос о развитии экономики знаний и отличительных чертах данного процесса является особенно актуальным и с научной, и с практической точки зрения.
Вместе с тем, в силу сравнительно недавнего начала детального исследования данной области, до сих пор остается множество вопросов, которые требуют последующей разработки. Тем не менее в существующих работах важное внимание уделяется таким вопросам, как структура и факторы накопления человеческого капитала, роль знания как общественного блага, вопросы интеллектуальной собственности, управления когнитивной средой организации и т.д., целый ряд актуальных вопросов, которые связаны с особенностями функционирования и формирования экономики знаний в современных условиях, подлежит подробному научному рассмотрению и исследованию. Так, недостаточно раскрыты основные черты и свойства экономики знаний как системного феномена, терминология в данной области экономических исследований еще не устоялась и требует уточнения и систематизации. Можно констатировать, что в самом общем виде теория экономики знаний как целостная концепция, которая описывает действительные изменения в современной экономике, кроме того, находится в процессе развития и требует комплексного изучения и научного анализа данной тематики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
1.1 Сущность и особенности формирования экономики знаний
Современные тенденции формирования мировой экономики ведут к развитию новой концепции экономического развития. Новый, постиндустриальный этап формирования общества и соответствующий ему тип экономики все больше и больше осуществляет акцент на информацию, высокие технологии, инновации, человека с его знаниями и навыками. Следовательно, данное течение формирования даст возможность перейти к качественно новому уровню ведения хозяйствования, как на макро-, так и на микроуровне. В условиях глобализации, улучшения систем связи и методов генерации новых технологий все чаще образуется необходимость в пересмотре старых способов регулирования и организации. В производстве сильно возрастает значимость таких интеллектуальных продуктов как «ноу-хау», знания организации. Подобные тенденции подтверждают о переходе экономик государств к экономике знаний.
Аналогичный переход мировой экономики в новое качественное состояние напрямую связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, формированием сверхтехнологичных отраслей, повышением доли сферы услуг, усилением воздействия информационно-коммуникационных технологий: сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др. Переход от «материальной» экономики, которая была основана на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся существенным увеличением роли человеческого и социального капитала, инноваций, информации, креативного труда: творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др., институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. Изучению особенности экономики знаний как новой парадигмы социального формирования, выражающей синтез передовых идей, институтов и практик, которые получили свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено существенное количество работ, размещенных зарубежными и отечественными учеными[1, с. 10].
2 ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
2.1 Знания и инвестиции в них как фактор экономического рост
Проанализируем формы проявления экономики знаний в современной рыночной экономике с точки зрения теории экономического роста. Данный аспект исследования экономики знаний имеет особое значение для нашего изучения, потому что непосредственно стабильный и продолжительный характер экономического роста считается одной из задач развития нового типа экономических отношений.
Экзогенная теория экономического роста, которая положительно преобладала в мировой экономической мысли в 1950—1970-е годы, представляла рост экономики как последствие влияния внешних факторов: государственных капитальных вложений, национальной мобилизации основных производственных фондов, масштабных передислокаций работников. В современной эндогенной теории роста, начавшей совершенствоваться с 1980-х годов, существенно больше внимания уделяется «внутренним» факторам роста и формирования, значительным из которых признается человеческий капитал, то есть знания и умения, осуществлявшие в способности их носителя использовать их в действительности. Каким же образом можно охарактеризовать влияние знаний на экономический рост в современной экономике?
Академик В.Л. Макаров полагает, что экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать со стороны входа - на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на совершенствование ее основного, базового сектора, в котором формируются и распространяются новые знания. Данный первичный сектор может рассматриваться:
а) либо как область производства и распространения знаний только для высокопрофессиональных работников;
б) либо более широко, когда в него дополнительно вводятся сферы образования всех других уровней, кроме высшего, т.е. предусматривается и развитие подготовки учащихся в начальной и средней школе.
3 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В БЕЛАРУСИ
3.1 Проблемы становления экономики знаний
Активное развитие новой экономики осуществляется на течении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных государств, в том числе и Беларуси, прежде всего неразрывно связано с развитием новых экономических отношений. Решить данную задачу можно исключительно на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического формирования общества.
Исследование ряда дискуссионных концепций современной экономики дает возможность сделать вывод о том, что экономику знаний следует трактовать системно и комплексно в широком смысле. В данном случае она выступает как:
• постиндустриальная экономика, потому что в ней имеет место повышение доли сферы услуг, начинающей преобладать в процентном отношении над сферой производства;
• информационная экономика, потому как информация (знания, наука) начинает играть в ней решающую роль как фактор производства;
• инновационная экономика, потому что инновационной можно рассматривать такую экономику, в которой знания дают возможность генерировать непрерывный поток нововведений, соответствующий активно обменивающимся потребностям, а зачастую и формирующий эти потребности;
• глобальная сетевая экономика, так как в экономике знаний взаимодействие между носителями знания опосредуется широкими сетевыми связями в глобальном масштабе.
Исходя из этого, новая парадигма экономической теории, призванная изучать закономерности развития и формирования экономики, которая основана на знаниях, должна интегрировать в себя концептуальные исследования всех теоретических течений ее изучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под экономикой знаний необходимо понимать приходящий в нынешнее время на смену промышленному тип экономики, для которого свойственны такие системообразующие свойства и закономерности, как:
– повышение значимости теоретического, научного знания;
– инновационный, сетевой и глобальный характер экономики;
– увеличение важности и улучшение новых информационных и иных наукоемких технологий;
– новые закономерности и эффекты на микроуровне:
а) функционирование закона повышающейся отдачи, рентные эффекты, которые обусловлены накоплением интеллектуального капитала и технологического потенциала экономики, показательный характер повышения сетевых и наукоемких производств;
б) новое построение взаимодействия участников рыночного обмена;
в) возникновение новых способов и технологий регулирования человеческим капиталом;
г) гуманизация экономического роста в рамках осуществления концепции стабильного, ноосферного формирования.
На базе ряда концепций современной экономики можно сделать вывод о том, что развивающуюся экономику знаний следует исследовать системно и совокупно в широком смысле. В данном случае она представляет собой:
– Постиндустриальная экономика, потому что в ней имеет место повышение доли сферы услуг, которая начинает преобладать в процентном отношении над областью производства.
– Информационная экономика, потому что информация (знания, наука) начинают выступать в ней как решающая роль.
– Инновационная экономика, потому что инновационной можно рассматривать такую экономику, в которой знания дают возможность производить бесперерывный поток нововведений, отвечающий энергично изменяющимся потребностям, а зачастую и вырабатывающий данные необходимости.
– Глобальная сетевая экономика, так как в экономике знаний взаимодействие между носителями знания опосредуется свободными сетевыми связями в глобальном мировом масштабе (появление сети Интернет как новой инфраструктуры экономики).
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 2005.
2. Гуриева Л.К. Система стратегий в государственном регулировании инновационной деятельности // Инновации. 2006. № 3.
3. Друкер П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. М.: Вильямс, 2007.
4. Елдышев Ю.Н. Экономика знаний // Экология и жизнь. 2003. № 1
5. Иванова Е.В. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в Республике Беларусь: состояние, проблемы и возможные пути их решения // Новости науки и технологий. 2006, №1 (4). С. 52-57.
6. Ковалев М.М. Китай строит экономику знаний / М.М. Ковалев, Ван Син.- Минск, 2015.
7. Ковалев М.М. Человеческий капитал - фундамент экономики знаний / М.М. Ковалев, Е.Г. Господарик// Проблемы управления. 2011, №3 (40). С. 46-56.
8. Колотухин В.А. Инновационная сфера Беларуси / В.А. Колотухин, О. Моторина // Банковский вестник. 2016, №10/639. С. 48-53.
9. Кудашов В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие. - Минск, 2004.
10. Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник РАН. 2003. Том 73. № 5.
11. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
12. Миндели Л. Э., Пипия Л. К. Концептуальные аспекты формирования экономик и знаний // Институт проблем развития науки РАН. URL: http://www.issras.ru
13. Миндели Л. Э., Пипия Л. К. Концептуальные аспекты формирования экономик и знаний // Институт проблем развития науки РАН. URL: http://www.issras.ru
14. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2016.
15. Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/.../osnovnye-pokazateli-innovatsionnoideyatelnosti-organizatsii-promyshlennosti. — Дата доступа:
16. О негативных тенденциях в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, предложениях НАН Беларуси по их преодолению и обеспечению устойчивого сбалансированного развития Республики Беларусь в 2016-2020 гг.: Научно-аналитический доклад // Институт экономики НАН Беларуси // http://economics.basnet.by/files/NegTen.pdf. Дата доступа:
17. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2014 года: аналитический доклад / под ред. А.Г. Шумилина, В.Г. Гусакова. - Минск, 2015.
18. Сабден О. Интеллектуальная экономика - технологические вызовы XXI в. / С.Ю. Глазьев, А.Е. Арменский, Е.А. Наумов; под ред. О. Сабден. - Алматы, 2011.
19. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: учеб. пособие / В.П. Колесов [и др.]; под общ. ред. В.П. Колесова. 2-изд.- М., 2008.