Введение
1 Сущность и функции рынка труда
1.1 Характеристика трудовых ресурсов
1.2 Сущность рынка труда
1.3 Инфраструктура рынка труда
2 Система образования в Республике Беларусь
2.1 Понятие системы образования
2.2 Структура и принципы образования в Республике Беларусь
2.3 Молодые специалисты как особая категория работников
3 Проблемы взаимодействия системы образования и рынка труда
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Обучение специалистов по экономике, осуществляющих переход к инновационному развитию, должно учитывать текущее состояние рынка труда, а также тенденцию мобильности труда работников.
Эти тенденции отражают степень концентрации и воспроизводства трудового потенциала в различных видах хозяйственной деятельности, определяют качественные изменения в экономике, возникающие в результате инвестирования работы в создание национального продукта и соответствующего увеличения валовой добавочной стоимости.
Без понимания процессов, которые развиваются в сфере занятости, на этой основе можно преодолеть негативные тенденции, определяющие дисбаланс потребностей специалистов, с одной стороны, и их обучение через систему образования – с другой стороны, реформа последних вряд ли будет эффективной.
Необходимо изучить процессы в сфере труда и занятости на современном этапе, которые воспроизводят имидж экономического развития страны и раскрывают экономические ресурсы общества для реализации стратегий трудовой мобильности населения и, наконец, инновационные намерения.
Основой этого анализа являются данные статистики, характеризующие современный рынок труда, а также данные социологических исследований, на основе которых можно оценить приоритеты работодателей и мотивы работников в различных областях экономической деятельности.
Объект исследования в данной курсовой работе – взаимоотношение и взаимодействие рынка труда и системы образования.
Цель курсовой работы – определить взаимосвязи и взаимозависимости между системой образования и рынком труда.
Задачи курсовой работы, исходя из предложенной цели, следующие:
– дать характеристику трудовым ресурсам;
– раскрыть понятие рынка труда и привести особенности его функционирования;
– дать характеристику молодым специалистам как особой категории работников.
– раскрыть особенности системы образования в Республике Беларусь;
– охарактеризовать структуру системы образования Республики Беларусь;
– изучить принципы, на которых базируется система образования в Республике Беларусь;
– рассмотреть взаимоотношения рынка труда и системы образования.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что поставленные вопросы рассматриваются на примере Республики Беларусь.
Для написания курсовой работы использована научно-популярная и методическая литература по теме исследования.
1 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА
1.1 Характеристика трудовых ресурсов
Трудовые ресурсы принято рассматривать с двух точек зрения: с макроэкономической и микроэкономической. С макроэкономической точки зрения трудовые ресурсы рассматриваются на уровне государства, с микроэкономической – на уровне отдельного субъекта хозяйствования.
С макроэкономической точки зрения трудовые ресурсы – это население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы – эта та часть населения, которая по возрастному признаку и состоянию здоровья фактически занята или же не занята, но способна работать [7, с. 48].
Основу составляет трудоспособное население в рабочем возрасте. В рекомендациях Международной организации труда границы трудовой деятельности не определены. Это означает, что трудоспособный (рабочий) возраст устанавливается законодательством с учетом условий каждой страны.
В состав трудовых ресурсов включаются:
– население в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет и женщины 16 - 54 лет), кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;
– работающие подростки;
– работающие лица пенсионного возраста.
В стране постоянно происходит переход части населения из состояния экономически активного населения в состояние экономически не активного населения, и наоборот.
Трудовые ресурсы можно разделить на следующие виды:
– безработные;
– учащиеся с отрывом от производства;
– домашние хозяйки, занятые воспитанием детей;
– прочие незанятые;
– работающие по найму;
– незанятые;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой [7, с. 51].
С микроэкономической точки зрения трудовые ресурсы – это персонал, задействованный на конкретном предприятии.
2 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Понятие системы образования
Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах [6, с. 142].
Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.
Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь» [8, с. 312].
В рейтинге по индексу человеческого развития Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира и имеет лучший результат среди стран СНГ (14 позиция вместе с Японией и Латвией).
В рейтинге по индексу уровня образования в странах мира (Education Index) – комбинированному показателю Программы развития ООН (ПРООН) Беларусь находится на 21 месте.
3 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА
Среди многочисленных внутренних проблем социально-экономического развития Республики Беларусь, одна из ключевых позиций принадлежит сфере кадрового обеспечения.
Кризис в сфере кадрового обеспечения, проявляющийся в качественном и количественном дисбалансе на рынке труда, длится давно и носит системный характер, анализ его причин и поиск путей разрешения сложившейся ситуации тема отдельного исследования, в данной статье хотелось бы уделить внимание одной из проблем. А именно вопросу взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
К первой группе проблем, определяющих дисбаланс в сфере кадрового обеспечения, относятся, прежде всего, изначально конфликтные целевые ориентиры его участников. Под участниками кадрового обеспечения подразумеваются лишь профессиональные образовательные учреждения, работодатели и личность, которая в процессе своей миграции является либо абитуриентом, учащимся (рынок образовательных услуг), либо наемным работником (рынок труда) [14, с. 42].
Интересы работодателя на рынке труда продиктованы потребностью быть эффективным и конкурентоспособным на рынке в сложившихся в каждой конкретной сфере условиях, отражающих наличие и структуру спроса на производимый продукт (товар, услугу); уровень технологического развития и, как следствие, условия труда и структуру рабочих мест.
Работодатель всегда относится к работнику прагматично, как к орудию труда и воспринимает его как готовый образовательный продукт, уже обладающий необходимыми ему компетенциями, знаниями, умениями и навыками. Вдумчиво вкладывать средства и силы в подготовку и развитие работника готов далеко не каждый работодатель. Такое отношение может быть жизнеспособным только в условиях значительного переизбытка предложения на рынке труда, что на практике не возможно, по крайней мере, невозможно для подавляющего большинства профессий. Поэтому сегодня в экономике идет масштабное переосмысление роли работодателя в процессе кадрового обеспечения: от простого потребителя готового продукта к активному его производителю. Несмотря на очевидные преимущества представленного подхода к кадровому обеспечению, работодатели нуждаются в стимулировании и помощи в организации данного процесса со стороны государства по многим причинам, в том числе и из-за отсутствия эффективного механизма взаимодействия работодателей, профессионального образования и личности в процессе кадрового обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок труда – это стратегически важная экономическая система, которая объединяет в себе взаимоотношения нанимателей, работников и посредников между ними (биржи труда, профсоюзы и так далее). Состояние на рынке труда оказывает сильнейшее воздействие на экономику государства, поскольку занятость – один из самых важных макроэкономических показателей. Социальное значение функционирования рынка труда заключается в том, что люди – важнейший ресурс государства, а от уровня занятости и состояния рынка труда напрямую зависит их благосостояние и уровень жизни.
Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%.
В настоящее время для урегулирования взаимоотношений рынка труда и сферы образования, необходимо уделить пристальное внимание налаживанию не только и не столько финансового, сколько информационного и физического взаимодействию трех основных участников системы кадрового обеспечения (работодателя, образовательного учреждения, личности), разумеется с помощью и координацией четвертого игрока – государства.
Можно утверждать, что была достигнута цель курсовой работы – определены взаимосвязи и взаимозависимости между системой образования и рынком труда.
Для этого были решены следующие задачи:
– раскрыто понятие трудовых ресурсов, рынка труда и приведены особенности его функционирования;
– дана характеристику молодым специалистам как особой категории работников.
– раскрыты особенности системы образования в Республике Беларусь;
– рассмотрены взаимоотношения рынка труда и системы образования.
1. Азаренко, А.В. Организация труда и заработной платы. – Мн.: 2006, – 239 с.
2. Воловская, Н.М. Экономика и социология труда: учебное пособие. – М.: 2001, – 208 с.
3. Вукович, Г.Г. Рынок труда: Учебное пособие / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. - Рн/Д: Феникс, 2013. – 238 c.
4. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций/М.Г. Завельский. – М.: НОРМА, 2011. – 281 с.
5. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2012. – 64 c.
6. Колосницына, М.Г. Экономика труда: учебное пособие – М.: Магистр, 1998, – 238 с.
7. Корнейчук, Б.В. Экономика труда: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2007, – 286 с.
8. Мазин, А.Л. Экономика труда: учебное пособие/ А.Л.Мазин. – М.: 2007, – 574 с.
9. Микроэкономика: учебное пособие/ А.В.Бондарь, В.А.Воробьев, Н.Н.Сухарева – Минск: БГЭУ, 2007, – 415 с.
10. Национальная экономика Беларуси: учебник/ Под ред. В.Н.Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2006, – 751 с.
11. Одегов, Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник – М.: 2007, – 900 с.
12. Рощин, С.Ю. Экономика труда: Учеб. пособие / С.Ю. Рощин, Т.О Разумова. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 400 с.
13. Рязанцев, С. Мировой рынок труда и международная миграция: учебное пособие / С. Рязанцев, М. Ткаченко. – М.: Экономика, 2010. – 303 c.
14. Слабко, О.О. Состояние и меры регулирования региональных рынков труда в Республике Беларусь. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2007, №1.
15. Топилин, А.В. Рынок труда в России и странах СНГ: реалии и перспективы развития / А.В. Топилин. – М.: Экономика, 2004. – 321 c.
16. Экономика труда: Учебник / Под. ред. П.Э. Шендлера и Ю.П. Кокина. – М.: Юрист, 2011. – 592 с.