Государство – основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории.
Понятие «политическая система» является одним из базовых в современной политической науке. Оно позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности, устойчивости, подчеркивая структурную, организационно-институциональную и функциональную стороны политики, ее связь с другими сферами общества. Возникновение политической системы практически связано с возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается возникновение различных негосударственных образований.
Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день государство, политическая система и политический режим находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Невозможно рассматривать их по отдельности, так как политическая система, в частности, не может существовать без государства. Государство и политический режим в своей совокупности и составляют политическую систему в целом.
Государство – это основной институт политической системы общества, который обладает верховенством власти. Чем более упорядочена политическая система общества, тем более упорядочено само государство. Однако не всегда государство функционирует в политической системе как единое целое. В ходе политической борьбы отдельные органы государства могут приобретать самостоятельное значение, например, армия, которая совершает государственный переворот.
Таким образом, для правильно понимания сущности политической системы очень важно определить соотношение понятий государство, политическая система и политический режим.
Государство – основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории[1, c.25].
Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя.
Признаки государства:
– публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.)
– монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения.
– система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики.
– территория - пространство, на которое распространяется юрисдикция государства.
– суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях.
– монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд).
Очень важной характеристикой государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие [2, c. 69].
Наличие социальной системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.
ГЛАВА 2
ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
К элементам, образующим разные общественные системы, относятся социальные институты (государство, партии, церковь и т.п.), культурные пласты (идеологические, религиозные течения, традиции, язык и т.д.), экономические организации (предприятия, учреждения, органы экономического управления и т.п.), правовые установления (нормы, правовые институты, законодательство и т.д.). Именно в разных, но объективно обусловленных сочетаниях эти элементы и структурируют общество на системы, а теоретическая мысль выделяет и изучает эти системы: политические, социальные, правовые, экономические и т.д.[7, c.21]
Разумеется, системная организация общества не является единственной. Общество – бесконечно сложное образование. Можно, например, выделить и структуры общества, формирующиеся не по системным критериям, а по иным, например по критерию соотношения индивида (личности) и коллектива. Можно выделить экономический базис и надстройку (эти понятия хорошо известны из предыдущего, марксистско-ленинского этапа отечественного обществоведения); социальное пространство (поле) и информационное пространство и т.п. Но системная организация оказывается одной из самых важных структур общества и позволяет с наибольшей полнотой разобраться во многих сторонах жизни общества, в том числе в соотношениях государства с другими политическими элементами общества.
Теория государства для этой цели и выделяет прежде всего политическую систему общества, рассматривает элементы, которые входят в нее, характер их связей.
Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.
ГЛАВА 3
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Итак, существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы (точнее центры принятия политических решений) взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят, с народом.
Политика начинается с людей, с их совместной жизни. Когда интересы, потребности, убеждения вступают в различные конфликты, возникают политические проблемы. Однако государственные институты не реагируют на конфликт до тех пор, пока проблема не выходит на повестку дня органов власти. Повестка дня состоит из тех проблем, которые попадают в поле зрения политических лидеров и правительственных должностных лиц.
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.
Реализацией (имплементацией) политических решений занимаются органы государственного управления – административный аппарат различных ветвей власти на национальном и местном уровнях. Государственная политика воздействует на интересы, потребности, убеждения граждан. Это создает новые проблемы, требующие принятия политических решений [18, c. 59].
В настоящее время деятельность общественных формирований регламентируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (октябрь 1994 г.). После перерегистрации 1999 г. в Республике Беларусь официально действует свыше 1300 общественных объединений.
Агрегирование интересов. Эту функцию выполняют политические партии. Здесь происходит селекция и объединение в единой партийно-политической позиции разнообразных интересов. В Республике Беларусь зарегистрировано 18 политических партий.
Итак, государство – это основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории.
В работе определены основные элементы государства. Так, к ним относятся:
- территория (государственная территория);
- население (народ), проживающий на территории данного государства и подчиняющийся его власти;
- государственная власть, осуществляемая от имени государства соответствующими органами на определенной территории.
Также в работе охарактеризованы функции государства, которые традиционно подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним функциям относятся оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда.
К внутренним функциям государства отнесены:
- экологическая функция;
- культурно-воспитательная функция;
- функция защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека;
- хозяйственно-организаторская функция.
Мы охарактеризовали понятие и виды политической системы. Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.
Политические системы можно классифицировать по различным основаниям. Основная классификация политических систем общества состоит в делении их на тоталитарные и либерально-демократические. Также они могут быть подразделены на открытые и закрытые политические системы.
В работе установлены взаимодействия государства и элементов политической системы. Политические системы имеют динамический характер, эволюционируют, перестраиваются, но возникают объективно, так как объективно возникает необходимость завоевания власти, ее организации, удержания и использования в интересах тех или иных социальных сил, всего общества.
В главе 3 данной курсовой работы дана общая характеристика политической системы Республики Беларусь. Политическая система Республики Беларусь представлена органами государственной власти и политическим режимом, существующим в нашем государстве.
Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества.
Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов. Центры принятия политических решений реагируют на политическую повестку, вырабатывая государственную политику.
1. Карасев, В. И. Феномен политического лидерства / В. И. Карасев. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 176 с.
2. Мангейм, Дж. Политология. Методы исследования / Дж. Мангейм, Р. Рич. – М. : Весь мир, 2007. – 542 с.
3. Марченко, М. Н. Теория государства и права : Учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 518 с.
4. Зотов, В. Д. Политология : Учебник / В. Д. Зотов, Ю. В. Ирхин, Л. В. Зотова. – М. : Юристъ, 2001. – 511 с.
5. Лазарев, В. В. Теория государства и права : Учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. – 2-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Спарк, 2000. – 511 с.
6. Халитов, В. Ф. Политический словарь / В. Ф. Халитов. – М. : Высшая школа, 2009. – 49 с.
7. Хорошилов, А. Н. История политико-правовых учений : Учебное пособие для вузов / А. Н. Хорошилов. – М. : Издательское объединение «ЮНИТИ», 2001. – 344 с.
8. Марченко, М. Н. Курс лекций по теории государства и права / М. Н. Марченко. – М. : БЕК, 2001. – 193 с.
9. Глухова, А. В. Типология политических конфликтов / А. В. Глухова. – Воронеж, 1997. – 151 с.
10. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 512 с.
11. Корельский, В. М. Теория государства и права : Учебник для вузов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М. : Норма, 2001. – 238 с.
12. Шалак, А. В. Политология : Учеб. пособие / А. В. Шалак. – М. : Изд-во ИГЭА, 2001. – 224 с.
13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : Учебник для юридических вузов и факультетов / В. С. Нерсесянц. – М. : Издательство Норма, 2000. – 432 с.
14. Лаврененко, В. Н. Политология : Учебник для вузов / В. Н. Лаврененко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 544 с.
15. Кретов, Б. И. Современные западные концепции лидерства / Б. И. Кретов // Социально-гуманитарные знания. ‒ 2000. – № 3. – С.73‒79.
16. Здравомыслов, А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А. Г. Здравомыслов. ‒ М. : Аспект Пресс, 1999. – 286 с.
17. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран : Учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2009. – 146 с.
18. Махаев, Р. Т. Теория государства и права : Учебник для вузов / Р. Т. Махаев. – М. : «Издательство ПРИОР», 2001. – 329 с.
19. Глухова, А. В. Политические процессы и политические процедуры / А. В. Глухова. – Минск : БГУ, 2009. – 94 с.
20. Арон, Р. Этапы развития политической мысли / Р. Арон. – М. : Прогресс-Политика, 2003. – 272 с.
21. Радугин, А. А. Политология : Учеб. Пособие для вузов / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М. : Центр, 2007.
22. Чиркин, В. Е. Государствоведение : Учебник / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2009. – 112 с.
23. Кириленко, Г. Г. Философия : Учебник для вузов / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцова. – М. : «Издательство ЭКСМО», 2003. – 562 с.
24. Лазарев, В. В. Общая теория государства и права : Учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002.– 520 с.
25. Майтекович, М. С. Защита избирательных прав граждан / М. С. Майтекович // Журнал РАН. Государство и право. ‒ 2003. ‒ № 9.
26. Перевалов, В. Д. Политология : Учебник для вузов / В. Д. Перевалов. – М. : Издательство НОРМА, 2001. – 392 с.