ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, КАК СУБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 ВИДЫ НАКАЗАНИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
2.2 ОСУЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
2.3 ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В текстах первых памятников древнерусского права «Русская правда», Кодекса законов 1550 г. (Иван IV Грозный), Кодекса Царя Федора Ивановича 1589 - нет правил, четко определяющих возраст уголовной ответственности, понятие ответственности, и особенно уголовное преследование несовершеннолетних. Только в нормах Соборного Уложения 1649 года, впервые в истории развития уголовного права, была предпринята попытка определить специальные меры уголовного и правового влияния на несовершеннолетних.
Важным шагом в развитии уголовного законодательства стал Уголовно-исправительный указ 15 августа 1845 года.
Впервые во внутреннем законодательстве в Уголовном кодексе были предусмотрены так называемые исправительные приюты, заменяющие наказание для несовершеннолетних, за уголовные преступления. Подростки, помещенные на основании решения суда в приют, содержались там до исправления, а продолжительность их пребывания не могла быть меньше года.
В дополнение к размещению несовершеннолетних в специализированных приютах в качестве меры по замене наказания несовершеннолетних, предусматривающий тюремное заключение в монастыре. Эта обязательная мера была введена в Кодекс в 1895 году, поскольку, по мнению комиссии Государственного совета, она непосредственно и надежно привела к исправлению как посредством надзора, так и религиозного обучения, заменив многие формы наказания несовершеннолетних.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с наказаниями, применяемыми к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с наказаниями, применяемыми к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет.
Цель работы – закрепление новых теоретических знаний, связанных с наказаниями, применяемыми к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе проводимого исследования:
- рассмотрение общих принципов назначения наказания в уголовном праве;
- анализ особенностей правового положения несовершеннолетних, как субъектов преступлений;
ГЛАВА 1
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1 Общие принципы назначения наказания в уголовном праве
В настоящее время реализация концепции перехода к качественно новому состоянию во всех областях жизни общества, его развитие предполагают постоянное совершенствование не только уголовного права как важнейшей отрасли права в целом, его отдельных норм и институтов, но и его принципов и их последовательной реализации.
Несмотря на то, что современной теорией права категория принципов разработана достаточно обстоятельно, ей до сих пор присуща разнохарактерность мнений по многим моментам, касающимся учения о принципах избрания наказания – об их круге, понятии, соотношении друг с другом и пр. Так, одни исследователи называют три принципа: законность, гуманизм и индивидуализацию [7, с. 108], другие либо пытаются расширить этот перечень, например, за счет включения в него принципа справедливости [14, с. 14], равенства перед законом и ответственности за вину [4, с. 123–124], либо сузить до минимума, считая универсальным один принцип – гуманизм [13, с. 98] или индивидуализацию [2, с. 90], третьи выделяют только один (например, справедливость) или несколько принципов (справедливость и гуманизм), по отношению к которым иные носят подчиненный характер.
Поскольку обстоятельно исследовать проблемы выявления сущности принципов назначения наказания в рамках статьи невозможно, остановимся на так называемом механизме выведения справедливого наказания на основе принципов института его избрания.
Справедливость считают базой формирования иных принципов уголовного права, их квинтэссенцией, подчеркивающей взаимосвязь и единство таковых. Как обоснованно отмечается в доктрине уголовного права, ей присущи два диалектически противоречивых аспекта – уравнивающий и распределяющий. Уравнивающий основан на арифметической пропорции и обязывает суд при избрании наказания применять «одинаковый масштаб»: единые пределы и критерии; положения Общей части УК и пр. Согласно распределяющему аспекту, основанному на геометрической пропорции, судье надлежит учитывать все конкретные данные по делу, все индивидуальные особенности деяния и личности.
ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. Виды наказаний и особенности их применения к несовершеннолетним
Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним в соответствии со статьей 109 УК Беларуси являются: 1) общественные работы, 2) штраф, 3) лишение права заниматься определенной деятельностью, 4) исправительные работы, 5) арест, 5-1) ограничение свободы — к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, 6) лишение свободы. Уголовный закон не содержит специальных видов наказаний, применяемых только к несовершеннолетним.
Наказание в виде ограничения свободы досуга несовершеннолетнего «было бы правильно,— как верно отметил В.М. Хомич,— отнести... к числу принудительных мер воспитательного характера». Именно такое мнение возобладало в части 2 статьи 117 УК Беларуси, в части 2 статьи 90, части 2 статьи 91 УК РФ, где ограничение досуга рассматривается как принудительная мера воспитательного характера, а не как наказание. Необходимость закрепления такого вида наказания, как «запрещение занимать определенные должности» сомнительна, «поскольку несовершеннолетние, правильно заметил С.В. Бородин, какие-либо должности в силу своего возраста не занимают» [11].
Отметим отдельные особенности наказаний, предусмотренных для несовершеннолетних. УК ограничивает сроки и размеры наказаний несовершеннолетних по сравнению с теми же видами наказаний для взрослых. Некоторые виды наказаний могут назначаться только при наличии определенных условий. Например, штраф несовершеннолетнему может быть назначен только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое допустимо обратить взыскание (ст. 111 УК); лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 112 УК) — если несовершеннолетний фактически может и юридически вправе заниматься легальной деятельностью; исправительные работы могут быть применены в отношении работающих и имеющих заработок несовершеннолетних (ст. 113 УК); общественные работы должны быть «посильными для такого лица» (ст. 110 УК) и т.п.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Следует отметить, что некоторые судебные работники придерживаются мнения, что состояние судимости женщин и несовершеннолетних, виды преступлений, сроки рассмотрения дел, а также назначение наказания в виде лишения свободы свидетельствуют о необходимости радикального совершенствования правосудия в отношении женщин и несовершеннолетних. Например, как полагает Н.К. Шилов, такой подход должен заключаться не только в выделении достаточного количества судей для рассмотрения дел в отношении женщин и несовершеннолетних, их специализации и обучении, но и создании специальной социальной службы для работы с женщинами и несовершеннолетними, совершившими преступления, в процессе предварительного и судебного следствия.
По вопросам создания ювенальных судов мнения общественности разделяются. А.Е. Меркушов, основываясь на изучении практики рассмотрения уголовных дел в отношении женщин и несовершеннолетних, подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении этой категории лиц «Специфика дел этой категории требует, чтобы они рассматривались под председательством наиболее опытных судей, компетентных не только в вопросах права, но и педагогики, социологи, психологии».
Необходимо отметить, что в судопроизводстве Российской Федерации по данному вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда РФ
«О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» подчеркивается, что «специализация судей по делам женщин и несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии (для несовершеннолетних), криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства» [7].
Так проблема выделения ювенального уголовного права получает неоднозначное разрешение в научной литературе.
Ювенальная юстиция – термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Этот термин в последние годы все чаще используют и российские юристы, особенно те, кто выступает за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних, ссылаясь на опыт зарубежных стран и международные стандарты в области правосудия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Отсутствие текстуального закрепления в законе принципов назначения наказания – одна из причин существования в уголовно-правовой науке весьма разноречивых суждений о том, какие конкретно идеи образуют систему этих принципов.
2. Принципы уголовного законодательства напрямую связаны с институтом назначения наказания, составляют методологическую, идейную основу применения общих начал, определяют деятельность суда по индивидуализации наказания.
3. Наиболее распространенным преступлением среди подростков по-прежнему остаются кражи, разбой. Также немалое число преступлений составляют преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, распространением порнографического материала и др.
4. Применение данной принудительной меры воспитательного характерна наш взгляд, не является формой реализации уголовной ответственности, а юридическая природа данной меры не позволяет считать их мерами уголовной ответственности (или мерами уголовно-правового характера) в тесном смысле слова. Целью помещения несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения является максимальное содействие благополучию несовершеннолетнего, процессу дальнейшей позитивной социализации, исправление и предупреждение совершения им нового преступления.
5. Одним из важных моментов достижения индивидуализации наказания подростка является участие в судебном разбирательстве помимо самого осужденного, его представителей и прокурора, представителей специального учебно–воспитательного учреждения закрытого типа и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Повышение качества и эффективности правосудия при участии специалистов (и органов по работе с детьми) связано с тем, что названные лица являются специализированными в отношении несовершеннолетних, и они обладают конкретными сведениями о личности и поведении индивидуального несовершеннолетнего, могут профессионально оценить. Оценка данного мнения (заключения) должна быть мотивирована в приговоре с указанием ее влияния на избранную меру.
1. Аванесов, А. Г Криминология / А. Г. Аванесов. – М. : Юнити-Дана, 2012. – 575 с.
2. Багандова, Г. Х. Проблема социального сиротства в России / Г. Х. Багандова // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 6. – С. 240–242.
3. Волошин, И. А. Влияние СМИ на формирование криминогенных установок у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет / И. А. Волошин, Т. Е. Сударикова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. – 2016. – № 4. – С. 50–55.
4. В Брестской области отмечается снижение наркопреступлений среди несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Телерадиокомпания Брест. – Режим доступа: http://www.trkbrest.by/4092-v-brestskoy-oblasti-otmechaetsya-snizhenie-narkoprestupleniy-sredi-nesovershennoletnih.html.
5. Горева, О. М. Проблемы социального сиротства в современной России / О. М. Горева, Л. Б. Осипова, Е. А. Сербина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1.
6. Демографический ежегодник : статистический сборник. – Минск, 2017. – 440 с.
7. Долгова, А. И. Криминология : учебник для вузов / А. И. Долгова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2005. – 912 с.
8. Жадан, В. Н. К вопросу о подходах выделения причин и условий преступности несовершеннолетних / В. Н. Жадан // Проблемы современной науки. – 2014. – № 12-2. – С. 87–94.
9. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Дикта, 2008. – 316 с.
10. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье : принят Палатой представителей 3 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в Кодекс с 24 октября 2016 г. изм. и доп. не вносились. – Минск: Амалфея, 2016. – 192 с.
11. Конвенция о правах ребенка 1989 года [Электронный ресурс] / Организация объединенных наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/docu
ments/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
12. Лелеков, В. А. Воспитание несовершеннолетних вне семьи как криминогенный фактор / В. А. Лелеков, Ю. П. Добросоцкая // Вестник Воронежского института МdД России. – 2012. – № 1. – С. 17–20.
13. Медведева, И. В. Статистический сборник : правонарушения в Республике Беларусь. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – 175 с.
14. Медведева, И. В. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь : статистический сборник / И. В. Медведева. – Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 380 с.
15. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) [Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/
beijing_rules.shtml. – Дата доступа: 15.11.2018.
16. Нурышев, Г. Н. Социология : учебное пособие / Г. Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. – Спб. : СПбГУНиПТ, 2010. – 292 с.
17. Общая статистика за 2017 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=162163.
18. О правах ребенка : Закон Рэсп. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2016. – № 362-З. – 2/2360.
19. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Закон Рэсп. Беларусь, 31 мая 2003 г., № 200-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – 2017. – № 18-З. – 2/2456.