Введение
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. В силу наличия у ребенка определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Республике Беларусь специальных правовых средств по защите ребенка.
Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 года наиболее важными стратегическими задачами белорусского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:
- максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
- приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях;
- детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для Беларуси доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
- создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; – законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.
В Республике Беларусь проживают 2008 тысяч детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,3 процента от общей численности населения.
1 Понятие и правовое регулирование прав ребенка
1.1 Понятие прав ребенка
Права каждого человека – это естественная принадлежность, неотъемлемое свойство каждого члена общества с самого его рождения.
Конституция Республики Беларусь устанавливает высшей целью государства именно обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государства гарантирует права и свободы граждан нашего государства, которые закреплены в Конституции, законах и предусмотрены международными обязательствами государства [1, ст. 21].
Человек и его права разнообразны. Можно говорить о правах отдельных групп, совокупностей, общностей. Например, права гражданина Республики Беларусь, права государственного служащего, права арендатора. Они разнообразны ввиду того, что человек может быть рассмотрен в разных интерпретациях.
Также можно выделить такую группу лиц, которые наделены особым статусом, в первую очередь, из-за возрастных условий, – дети. Каждый ребенок является личностью, которая наделена определенными правами, присущими лишь им.
Важнейшей политической, социально-экономической задачей Республики Беларусь является гарантия защиты государством и обществом детства, семьи и материнства. В КоБС впервые был заключен раздел охраны детства, посвященный социальным и материальным правам несовершеннолетних.
По общему правилу, ребенок – это лицо, которое не достигло совершеннолетия.
Анализируя литературу, можно отметить тот факт, что даже сам термин, которым обозначаются лица, не достигшие восемнадцати лет, вызывает споры.
Так, Т. В. Лобанова указывает на многообразие терминов (малолетний, несовершеннолетний, ребенок) и считает, что необходимо в данном случае применять термина «ребенок» как соответствующий Конвенции ООН о правах ребенка [2, с. 12].
О. Н. Здрок во всех своих работах, трудах остановился на термине «несовершеннолетний» («малолетний») [3, с. 4].
А. А. Кеник в своих трудах использует сразу два термина: ребенок и несовершеннолетний [4, с. 3-96].
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, ребенка определила как каждое человеческое существо до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к конкретному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее [5, ст. 1].
Белорусское законодательство приняло данную международную трактовку понятия «ребенок» и в ст. 1 Закона № 2570-XII определило ребенка как физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме [6, ст. 1].
2 Социальные права ребенка
КоБС в главе 16 перечислил социальные права детей, к ним отнесены:
- право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья;
- право на жизнь в семье;
- право на образование и труд;
- право на отдых и досуг;
- гарантии свободы личности ребенка;
- право на защиту.
Итак, право детей на жизнь, достойные условия жизни и охрану здоровья – это первое социальное право ребенка. Его также именуют личным правом, так как оно связано непосредственно с личностью ребенка. Право на жизнь является главным, основным правом каждого человека. Оно относится к категории неотчуждаемых. Важнейшие международно-правовые документы, конституции современных государств содержат нормы, касающиеся данного права.
Ст. 4 Закона № 2570-XII устанавливает, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. При этом государство обязано защищать жизнь ребенка от любых противоправных посягательств [6].
Конвенция о правах ребенка также отметила, что все государства-участники обязаны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка [5, ст. 6].
Изучив белорусское законодательство с целью определения границы начала действия права на жизнь, можно отметить некоторую его противоречивость. В Конституции Республики Беларусь не содержится указания на момент, с которого начинают действовать права человека, гарантируемые ею. А в отношении субъектов прав употребляется формулировка «каждый». Сведения же о правоспособности и, соответственно, моменте ее возникновения содержатся в п. 2 ст. 16 Гражданского кодекса Республики Беларусь, определяющем возникновение правоспособности гражданина в момент его рождения [13].
Сложность разрешения проблемы о начале жизни заключается еще и в том, что рождение человека, с которым право связывает начало жизни, представляет собой не одномоментный акт, а длительный процесс, каждый отрезок времени которого можно расценивать как свидетельство появления человека и начала человеческого существования.
Общеизвестно, что человек не может быть лишен жизни, однако Уголовный кодекс Республики Беларусь предусматривает исключение из данного правила, а именно установление наказания в виде смертной казни. В отношении несовершеннолетнего смертная казнь применена быть не может.
Право на здоровье предусмотрено ст. 5 Закона № 2570-XII, в соответствии с которой каждый ребенок имеет право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь [6].
3 Экономические права ребенка
Экономические права ребенка также именуются как материальные, имущественные права.
Экономические права ребенка составляют главу 17 КоБС. К ним отнесены:
- право на материальное обеспечение;
- право на жилище.
Право на материальное обеспечение состоит в следующем: каждый ребенок имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества. При этом такое материальное обеспечение имеет место быть вне зависимости от того, проживает ли ребенок совместно с родителями либо же раздельно [8, ст. 191].
Право на материальное обеспечение включает в себя:
- материальное обеспечение ребенка со стороны родителей и государства;
- право на бесплатный проезд;
- право на имущество.
Материальное обеспечение ребенка обусловлено обязанностью родителей по содержанию детей. Конвенция о правах ребенка установила, что родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка [5, ст. 27].
КоБС также отмечает, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Также КоБС предусматривает возможность материального обеспечения ребенка посредством уплаты алиментов.
На сегодняшний день размер алиментов на несовершеннолетних детей составляет:
- на одного ребенка – 25 процентов;
- на двух детей – 33 процента;
- на трех и более детей – 50 процентов заработка или иного дохода в месяц [8, ст. 91-92].
Еще одной формой материального обеспечения ребенка, скорее косвенной, нежели прямой, является обязанность родителей, лишенных родительских прав, возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей таких родителей [19, п. 20].
Особенности взыскания такого рода расходов определены Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Такие расходы могут быть получены государством как в принудительном порядке (через суд), посредством исполнительной надписи, так и в добровольном порядке (родитель сам выплачивает такие расходы).
Заключение
Целью исследования настоящей работы являлась характеристика социально-экономических прав ребенка.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- дано понятие прав ребенка;
- охарактеризованы источники правового регулирования прав ребенка;
- охарактеризованы социальные права ребенка;
- дана характеристика экономических прав ребенка.
Ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Права ребенка – это такие права и свободы, которыми обладает каждый несовершеннолетний ребенок вне зависимости от пола, расы, национальности, имущественного, социального положения, отношения к религии и так потом.
Правовое регулирование прав ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
Права ребенка включают в себя права человека в целом, однако в силу специфичности правового статуса ребенка, они немного шире. Все права ребенка условно можно разделить на имущественные и личные неимущественные.
Правовое регулирование прав ребенка в Республике Беларусь осуществляется как нормами национального законодательства, так и нормами международного права. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие права ребенка, – это КоБС и Закон № 2570-XII.
Отдельные права ребенка закреплены также в следующих нормативных правовых актах:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года № 243-З;
- Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 года № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»;
- Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» и другие.
Среди международных договоров следует отметить Декларацию прав ребенка 1959 года, которая явилась первым международным документом, закрепляющим права детей, а также Конвенцию о правах ребенка 1989 года, принятая на основе вышеуказанной Декларации.
Социальные права ребенка составляют значительную часть его правового статуса. Они представляют собой совокупность гарантированных государством права, которые позволяют ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Лобанова, Т. В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т. В. Лобанова; Башкирский гос. ун-т. – Волгоград, – 2006. – 25 с.
3. Здрок, О. Н. Защита прав и интересов несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О. Н. Здрок; БГУ. – Минск. – 1999. – 22 с.
4. Кеник, А. А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – 316 с.
5. Конвенция о правах ребенка 1989 года // Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml. – Дата доступа: 10.02.2017.
6. О правах ребенка: закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 362-З. – 2/2360.
7. Колбасин, Д. А. Гражданское право. Общая часть: учеб. пособие: в 2-х т. / Д. А. Колбасин; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – Т. 1. – 263 с.
8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: принят Палатой представителей 3 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 24 декабря 2015 г. – Минск: Амалфея, 2016. – 192 с.
9. Тарасова, А. Е. Особенности участия несовершеннолетних в гражданских правоотношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А. Е. Тарасова; Рос. гос. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2006. – 27 с.
10. Чернявская, А. С. Права несовершеннолетних: книга для взрослых / А. С. Чернявская: Респ. правозащитное обществ. объединение «Белорусский Хельсинкский комитет». – Минск: Тесей, 2006. – 22 с.
11. Козак, М. А. Права ребенка: учебно-методическое пособие / М. А. Козак, С. М. Алексеенко. – Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2007. – 118 с.
12. Декларация прав ребенка 1959 года // Организация объединенных наций [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml. – Дата доступа: 10.02.2017.
13. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 января 2017 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
14. О здравоохранении: закон Респ. Беларусь, 18 июн. 1993 г., № 2435-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 433-З. – 2/2431.
15. Пимонов, В. А. Право ребенка жить и воспитываться в семье: от социального анализа к постановке проблем на стыке юриспруденции и психологии / В. А. Пимонов // Психология и право. – 2011. – № 1. – С. 1-9.
16. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 4 января 2014 г. – Минск: Дикта, 2015. – 10 с.
17. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 15 июля 2015 г. – Минск: Амалфея, 2016. – 312 с.
18. О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: закон Респ. Беларусь, 30 дек. 1997 г., № 114-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 358-З. – 2/2356.
19. О судебной практике по делам о лишении родительских прав: постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 26 сент. 2002 г., № 7 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – № 3. – 6/1274.
20. О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2007 г., № 239-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 19-З. – 2/2457.
21. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобр. Советом Респ. 22 июн. 2012 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 января 2015 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2015. – 344 с.