ВВЕДЕНИЕ
1 Совершенствование государственной политики в сфере противодействия лжепредпринимательству в Республики Беларусь
2 Уголовная ответственность за лжепредпринимательство
3 Проблемы ответственности за лжепредпринимательство по уголовному законодательству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы. На современном этапе развития белорусского общества особое значение имеет укрепление экономических отношений и дальнейшее их развитие, в том числе и тех, что связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Развитие рыночных отношений, отсутствие надлежащей законодательной базы, которая вполне объективно отстает от потребностей развивающейся экономики, привели к появлению ряда преступных деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности и направленных на нарушение существующего порядка ее ведения. К числу таких общественно опасных деяний следует отнести лжепредпринимательство, где предоставленные законом возможности для свободного занятия бизнесом используются для неправомерного обогащения. При этом под видом образованного в соответствии с законом предприятия или организации созданная коммерческая структура либо вообще ничего не производит, используя предоставляемые предприятиям льготы и иные возможности для извлечения корыстной выгоды, либо занимается незаконной деятельностью.
В соответствии с законодательной формулировкой лжепредпринимательство заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, целью которой является получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенных видов деятельности, если в результате этого был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Лжепредпринимательство характеризуется достаточно высокой степенью общественной опасности не только в силу того, что в результате причиняется крупный ущерб охраняемым законом интересам, но и потому, что оно создает благоприятную почву для иных преступлений, а в отдельных случаях прямым образом способствует их совершению. Так, лжеорганизация обналичивает денежные средства других предприятий, получая за свою деятельность определенный процент от этой суммы. В свою очередь обналиченные деньги второй организации, якобы израсходованные на производственные и прочие нужды, уходят от налогообложения и не пополняют бюджет.
Целью данного исследования является толкование отдельных признаков состава преступления предусмотренного статьей 234 Уголовного Кодекса Республики Беларусь, относящихся к характеристике его субъекта, содержанию целей совершаемого преступления.
ГЛАВА 1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Для нашей страны, как и для других республик бывшего Советского Союза, лжепредпринимательство не является совершенно новым общественно опасным деянием. В 30-е гг. ХХ в. на территории Беларуси, России, Украины довольно широкое распространение имело такое явление, как лжекооперация. Основной целью создания лжекооперативов было уклонение от уплаты налогов и незаконное личное обогащение за счет государства или граждан. 28 декабря 1928 года СНК СССР принял постановление «О мерах по борьбе с лжекооперативами», в котором правительствам союзных республик предлагалось принять меры к усилению уголовной ответственности за организацию, фактическое руководство и оказание содействия лжекооперативам [1]. В 1929 году Уголовный Кодекс БССР дополнен статьей 92, предусматривавшей уголовную ответственность за ведение торговли или промысла от имени лица либо организации, пользующихся льготами; образование фиктивных кооперативов или компаний. Общественная опасность лжекооперации обусловила и установление законодателем того времени более жестких санкций за совершение таких преступлений (до 2-х лет лишения свободы), чем, например, за грабеж (1 год лишения свободы) [2, с. 28]. В 1948 г. Руководящими указаниями Пленума Верховного Суда СССР «О квалификации преступлений, связанных с проникновением частника в кооперацию и предприятия местной промышленности» судам вменено в обязанность квалифицировать действия виновных лиц в случаях совершения хищений под прикрытием лжекооперативов и должностных злоупотреблений в пользу этих структур по совокупности за перечисленные деяния и по статье 129а, 111а Уголовного Кодекса РСФСР (соответствующим статьям УК республик, входивших в состав СССР) [3, с. 3]. Указанные нормы действовали до 1960 года.
На постсоветском пространстве термин «лжепредпринимательство» впервые был использован законодателем нашей страны.
ГЛАВА 2
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Как преступление лжепредпринимательство представляет собой государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или создание юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность в целях получения ссуд, кредитов, либо для прикрытия запрещенной деятельности, либо для сокрытия, занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения, либо для извлечения иной имущественной выгоды, повлекшие причинение ущерба в крупном размере. Ответственность за данное преступление предусмотрена статьей 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее ¬ УК).
В качестве непосредственного объекта лжепредпринимательства выступает порядок осуществления предпринимательской деятельности. Запрещая осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, действующее законодательство одновременно запрещает и регистрацию субъектов хозяйствования без намерения осуществлять уставную деятельность, а при наличии соответствующих условий устанавливает за подобные действия административную или уголовную ответственность.
Общественная опасность самой по себе регистрации предприятия без фактического осуществления уставной деятельности не столь высока, чтобы криминализировать такие действия. Однако цель создания лжепредпринимательских структур ¬ получение незаконных преимуществ с причинением ущерба другим субъектам экономической деятельности ¬ побудила законодателя признать подобные действия преступлением. Следует отметить, что по своей сути лжепредпринимательство является либо способом совершения иного преступления, либо соучастием в его совершении. Примером подобного рода способа или соучастия является незаконная минимизация объектов налогообложения, что по своей сути есть уклонение от уплаты налогов или сборов. Таким образом, уголовная ответственность за лжепредпринимательство является своеобразной «добавкой» к уголовной ответственности за совершение иных преступлений против порядка осуществления предпринимательской деятельности или интересов службы. Надо сказать, что это обоснованно существенная «добавка», судя по наказанию, поскольку использование легальных путей для нелегального бизнеса не только подрывает авторитет бизнеса в целом, но и существенно повышает возможности для «успешности» самого преступного бизнеса.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЖЕПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Проблемы, возникающие в связи с увеличением числа фиктивных юридических лиц в отечественном гражданском обороте, приобрели чрезвычайную актуальность в современной Беларуси. По оценкам специалистов, две трети зарегистрированных в нашей стране компаний не осуществляют реальной экономической деятельности и созданы с целью прикрытия незаконных действий их владельцев. В настоящее время указанные проблемы эффективно могут быть решены только в рамках уголовного права, которое устанавливает ответственность за лжепредпринимательство.
Согласно статье 234 Уголовного кодекса Республики Беларусь под лжепредпринимательством понимается создание или приобретение юридического лица (доли в уставном фонде юридического лица) на имя подставного лица (лиц) либо без намерения осуществлять предпринимательскую или уставную деятельность, если деятельность такого индивидуального предпринимателя или юридического лица повлекла причинение ущерба в крупном размере либо сопряжена с получением дохода от незаконной предпринимательской деятельности или иной незаконной имущественной выгоды в крупном размере (лжепредпринимательство).
Сущность рассматриваемого деяния выражается в создании и регистрации в установленном законодательством порядке фиктивной организации (так называемой «лжефирмы»), учредители которой изначально не преследуют цели осуществлять предпринимательскую деятельность, а намереваются совершать действия, противные требованиям закона, социальной справедливости и нравственности. То есть посредством создания такой организации лица, причастные к ее деятельности, под видом мнимой (квазипредпринимательской) деятельности проводят ряд, как правило, незаконных финансовых операций с целью получения прибыли. При этом следует иметь в виду, что с точки зрения уголовного права речь идет только лишь о создании фиктивного юридического лица. Индивидуальный предприниматель хотя и приравнивается по гражданскому законодательству в некоторых правовых аспектах к юридическим лицам, не может рассматриваться в качестве фиктивного субъекта хозяйственной деятельности, поскольку является конкретным физическим лицом, которое четко индивидуализируется во всех частноправовых отношениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе объясняется опасность лжепредпринимательства как деяния, не только нарушающего установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, но и во многом способствующего совершению иных преступлений в экономической сфере. Достаточно для подтверждения этого положения обратиться к легализации денежных средств и имущества, полученных преступным путем (ст. 235 УК). Значительная часть деяний, связанных с легализацией денежных средств и их незаконным переводом за границу, сопровождается созданием по поддельным документам фиктивных коммерческих структур.
Количество лиц, привлекаемых к ответственности по статье 234 УК, невелико, хотя число зарегистрированных преступлений в десятки раз превышает число постановленных обвинительных приговоров. Такая ситуация объясняется не столько малочисленностью исследованных деяний, сколько трудностями их выявления и расследования. Именно поэтому в настоящей работе сделана попытка подробно осветить вопросы, связанные с квалификацией деяний, образующих состав лжепредпринимательства.
Сферы, используемые для совершения лжепредпринимательства, не ограничиваются лишь деятельностью коммерческих организаций; Как показывает проведенная аналитическая работа, необходимо выделить и квалифицированные составы, предусматривающие ответственность за лжепредпринимательство, совершаемое группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также с использованием для его целей и некоммерческих организаций.
Нельзя недооценивать общественную опасность занятия запрещенными видами деятельности, которые осуществляются под прикрытием легально созданных структур. Такие деяния необходимо также выделить в статье 234 УК в качестве самостоятельного состава преступления, не связывая ответственность с причинением крупного ущерба, то есть сделать состав данного преступления формальным.
Главной особенностью лжепредпринимательства является отсутствие целей осуществления предпринимательской деятельности: предприятие не производит никакой продукции, не выполняет никаких работ, не оказывает услуг, поскольку цель лжепредпринимательства состоит не в удовлетворении общественных потребностей и не в получении прибыли, а исключительно в достижении преступного результата.
1. О мерах по борьбе с лжекооперативами: постановление СНК СССР, 28 дек. 1928 г. // СЗ СССР. 1929. – № 3. – Ст. 28.
2. Уголовный кодекс БССР: утв. и введен в действие с 15 нояб. 1928 г. (с изм. на 1 янв. 1940 г.). – Минск: Гос. изд-во при СНК БССР. 1940. – 158 с.
3. О квалификации преступлений, связанных с проникновением частника в кооперацию и предприятия местной промышленности: постановление Пленума Верхов. Суда СССР, 25 июня 1948 г., № 12/11/у // Судебная практика Верхов. Суда СССР. Вып. VI / Под ред. А.А. Волина. – М.: Гос. изд-во юрид. лит. 1949. – 233 с.
4. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 1993 г., № 2401-ХII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. – № 22. – Ст. 278.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 09 июля 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закон Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. реестр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О введении в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2000 г., № 424-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2000. – № 75. – 2/199.
7. О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 22 июля 2003 г., № 227-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. – № 83. – 2/974.
8. О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2006 г., № 147-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. – № 111. – 2/1242.
9. Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления: Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2004 г., № 266-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. – № 4. – 2/1015.
10. Об амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 2005 г., № 14-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. – № 73. – 2/1111.
11. Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления: Закон Респ. Беларусь, 22 нояб. 2007 г., № 287-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. – № 287. – 2/1384.
12. Об амнистии в связи с 65-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: Закон Респ. Беларусь, 5 мая 2009 г., № 11-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2009. – № 108. – 2/1563.
13. Об амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 147-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. – № 162. – 2/1702.
14. Кудрявцев, В. Н. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / В. Н. Кудрявцев [и др.]; отв. ред. В. Н. Кудрявцев, А. М. Яковлев. – М.: Наука, 1982. – 304 с.
15. Саркисова, Э. А. Проблемы достижения целей уголовной ответственности в условиях активного противодействия коррупции. [Электронный ресурс] / Э. А. Саркисова // Консультант Плюс: Версия Проф / ООО «ЮрСпектр». – Минск. 2018.
16. Никулин, С. И. Смертная казнь: эффективное уголовное наказание, вынужденная мера социальной защиты или рудимент уголовного закона? / С.И. Никулин // Рос. юстиция. – 2007. – № 9 (сентябрь 2007 г.). – С. 43.
17. Полубинская, С. В. Цели уголовного наказания / С.В. Полубинская. – М.: Наука, 1990. – С. 57.
18. Бажанов, О. И. Общая характеристика состояния и динамики преступности в Беларуси / О. И. Бажанов // Борьба с преступностью в Беларуси: научные основы и концептуальные решения / О. И. Бажанов [и др.] ; под общ. ред. О. И. Бажанова. – Минск: Право и экономика, 2005. – С. 403.
19. О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2002 г., № 205 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. – № 46. – 3636.
20. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] :7 дек. 1998 г., No 218-3 : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Фабричный, А. И. Уголовно-правовые аспекты лжепредпринимательства / А. И. Фабричный // Академический юридический журнал. ¬ 2001. ¬ № 1.
22. Карпович, О. Г. Уголовная ответственность за лжепредпринимательство / О. Г. Карпович // Российский судья. ¬ 2003. ¬ № 2.
23. Котин, В. Ответственность за лжепредпринимательство. [Электронный ресурс] / В. Котин // Консультант Плюс: Версия Проф. / ООО «ЮрСпектр». – Минск. 2018.
24. Клепицкий, И. А. Система хозяйственных преступлений / И. А. Клепицкий. ¬ М.: Статут. 2005.