ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия играет важную роль в жизни общества. Основной целью осмотра местных достопримечательностей является более глубокое понимание культуры, изучение истории с разных ракурсов, знакомство с национальным характером народа.
Минск – столица Республики Беларусь. Именно этот город является символом нашей страны, так как является политическим, экономическим, научным и культурным центром Беларуси. Ежегодно тысячи туристов посещают Минск, знакомятся с историей города и страны, восхищаются архитектурными шедеврами, историческими местами города. При первоначальном знакомстве с Минском рекомендовано посещать городские обзорные, а также тематические экскурсии.
Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. В данной курсовой работе была выбрана искусствоведческая тематическая экскурсия по Минску.
Автором была выбрана тема «Минск театральный», для разработки нового экскурсионного маршрута, так как культурная жизнь Минска обладает разнообразными ресурсными потенциалами, влияющими на развитие культуры Республике Беларусь. Для разработки нового маршрута данной тематической экскурсии были изучены и проанализированы различные источники информации: учебники, энциклопедии, сайты интернета, законы туристической деятельности. Составлена технологическая карта к разработанному маршруту экскурсии, составлена схема маршрута, разработан текст экскурсии (характеристика описание).
Площадь Свободы
Площадь Свободы всегда была неразрывно связана с культурной жизнью города, в частности, с театральной. Здесь были сосредоточены почти все театральные здания.
Как же выглядела эта площадь в начале XIX в.?
Слева тянулись невысокие здания иезуитского коллегиума. Среди них возвышался Мариинский кафедральный собор. К нему примыкал двухэтажный дом вице-генерал губернатора, справа – здание костелов монастыря бернардинок и бернардинцев, ближе к площади здание Ратуши, а справа от нынешнего здания Академии музыки находилось здание городского театра.
Некоторые из зданий, правда, в изначальном виде, дошли до нас. Пусть они и послужат нам декорацией для театральной жизни города того времени.
Еще в XVII-XVIII вв., когда эта площадь называлась пл. Верхнего рынка, и здесь шла бойкая торговля, уже тогда здесь можно было увидеть выступления бродячих скоморохов и батлейки. На площади жители города встречали праздники, смотрели мистерии, шествия, представления театра.
Первый театральный спектакль в Минске состоялся в 1689 году в здании школы иезуитов. В 40-х годах XIX столетия в здании Ратуши был открыт театр. По воспоминаниям современников, он был невелик, но довольно красиво и изящно отделан. После сноса Ратуши спектакли идут в специально отреставрированном под театр доме (1852 г.). С этим зданием городского театра связано одно из знаменитых событий театральной культуры Беларуси.
(Подвести группу ближе к ул. Ленина, разместить лицом к месту, где стоял дом с театральным залом.)
Здание театра находилось справа от нынешнего здания Академии музыки, на месте гостиницы «Европа», которая ранее стояла справа от театра и занимала часть нынешней ул. Ленина с бульваром.
Пл. Октябрьская
Эта площадь начала формироваться в первой половине XIX в. Она является географическим и культурным центром столицы.
Центральное место на площади занимает Дворец республики (2001, арх. Пирогов). Главное назначение Дворца – проведение массовых мероприятий, концертов, оперных спектаклей, гала-концертов, выступление симфонических оркестров, новогодних мероприятий с елкой для детей и взрослых, различных выставок и др. Здесь самый большой зал на 2,7 тысячи мест. Сцена дворца колосниковая. Она трансформируется: может наклоняться, «проваливаться», работать в режиме «полога». Трансформируется также и оркестровая яма.
Серое здание - Музей истории Великой Отечественной войны. Здание с колоннами – Дворец культуры профсоюзов (1952-1955 гг., арх. В. А. Ершов) – это более тридцати коллективов, кружков и студий: это танцевальный ансамбль «Ровесник», «Радуга», театр «Эхо», хоровая капелла, вокальная студия и др. Во дворце занимается более полутора тысяч детей и взрослых, и возраст участников колеблется от 4-х до 70 лет.
На площади установлен Знак нулевого километра – начало дорог Беларуси (1998). Он выполнен из розового гранита в форме пирамиды. От него указаны расстояния до белорусских городов и столиц соседних государств.
С правой стороны площади – сквер. За сквером – Национальный академический театр им. Я. Купалы (1890, арх. К. Козловский, К. Выденский).
Впереди справа – здание с колоннами – Дом офицеров (1934-1939, арх. И. Лангбард). Здесь работает Драматический театр белорусской армии. [Он начал свою работу 24 июня 2004 г. Художественный руководитель Заслуженный деятель искусств РБ Алексей Дударев.]
Каждый вечер поклонников театрального искусства гостеприимно встречают театры нашего города. И среди них Белорусский государственный музыкальный театр.
(С пл. Октябрьской автобус движется по пр. Независимости – ул. Бобруйской – К. Цеткин (выходит из автобуса).
Автобус следует на стоянку на ул. Мясникова.)
Белорусский государственный музыкальный театр
Один из старых уголков Минска украсило оригинальное белоснежное здание, в котором разместился музыкальный театр.
На парадном портале установлена скульптурная группа (бронза, скульптор Л. Б. Зильбер), состоящая из пяти муз – «Поэзия», «Музыка», «Живопись», «Театр», «Танец» – в образе утонченных, пластичных женских фигур, облаченных в легкие развивающиеся одежды с необходимыми атрибутами видов искусств. Они значительно дополняют образ самого здания, внося в его архитектуру одухотворенность.
Здание театра построено в 1981 г. (арх. О. Ткачук и В. Тарановский). При его строительстве в объем театра было включено здание бывшего клуба тонкосуконного комбината. Зал рассчитан на 800 мест.
Перед театром разбит скверик с фонтаном. Фонтан выполнен в виде декоративных масок (скульптор М. Беляев).
С обратной стороны театра установлена небольшая скульптурная группа. Пройдем к ней.
(Группа подходит к скульптурной композиции.)
Это декоративная бронзовая скульптурная композиция «Батлейка» (скульптор Л. Б. Зильбер). «Батлейка» (от batleem польское название города Вифлеема, места рождения Христа) – белорусский народный кукольный театр. Известен с XVI в. Сценой для представления служил двухъярусный ящик, напоминающий домик. Представления устраивались в верхнем и нижнем ярусах. Батлейщики водили деревянных кукол на стержнях по прорезям в полу ярусов. В спектаклях участвовало до 40 персонажей – деревянных самодельных кукол. Под звуки скрипки распахивались узорчатые ставни, раздвигались шторки занавесок, и на двухъярусной сцене начиналось представление.
Здесь изображены традиционные персонажи старинного театра кукол, выполненные в народной гротесковой манере. Вы видите широко распахнутые двери театра. Перед зрителями предстает казак на коне с шашкой в руке. Хитроватый Антон с козой, строгая Антониха, озорной черт – популярные персонажи белорусской батлейки. Антон и Антониха одеты в белорусские народные костюмы. Каждая фигура по-своему выразительна и соответствует характеру, образу конкретного персонажа. Автор скульптуры как бы проводит параллель между спектаклем театра «Батлейка», его юмором, музыкальностью, характерностью персонажей и современным музыкальным театром, между прошлым и настоящим белорусской культуры.
Музыкальный театр был создан в 1971 г. До 2000 г. он именовался «Государственный театр музыкальной комедии Республики Беларусь» (в народе его до сих пор называют «музкомедия»). Примечательно, что свой первый театральный сезон в новом здании театр открыл премьерой оперетты Иоганна Штрауса (1825-1899) «Летучая мышь».
Оперетта – веселый спектакль с музыкой, песнями, зажигательными танцами и остроумными диалогами. В самом слове «оперетта», легком, игривом, сказывается характер жанра, не такой строгий, академический как опера. Иногда оперетту попрекают развлекательностью, но разве это плохо, – «развлекательность», если за этим есть еще и другое – ум и сердце? Родина оперетты – Франция. Отцами французской оперетты, да и оперетты вообще, стали композиторы Флоримон Эрве (1825-1892) и Жак Оффенбах (1819-1880).
Сюжеты первых оперетт подсказала мифология: снова, например, зазвучала история Орфея и Эвридики и захватила судьба прекрасной спартанской царицы Елены. Но очень скоро на опереточную сцену ворвались те самые парижские бульвары, которые ее породили: парижане, иностранцы, богатые господа и их бедные, но дерзкие слуги – все они смешались в веселом представлении «Парижская жизнь», полном музыки, блеска, шуток, смеха, запутанных приключений.
Уже через несколько лет оперетта покорила всю Европу и по-хозяйски вошла на подмостки столичных театров.
Репертуар театра отличается широтой творческого диапазона и жанровым разнообразием. На его афише широко представлены классическая оперетта, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы, мюзиклы.
Национальный академический драматический театр
им. М. Горького
Сегодня трудно поверить, что такой уважаемый, известный и любимый не одним поколением зрителей Национальный академический драматический театр им. М. Горького, здание которого вы вскоре увидите слева по ул. Володарского, зарождался на базе странствующей труппы актеров под руководством заслуженного деятеля искусств БССР Владимира Кумельского. Некоторое время труппа работала в Могилеве, затем в Гродно. Только в июле 1947 г. театр обосновался в Минске.
В разное время театр возглавляли режиссеры Д. Орлов, С. Владычанский, В. Редлих и др. Около 15 лет художественным руководителем театра являлся Борис Иванович Луценко.
Золотым периодом Русского театра называют годы, когда Б. Луценко один за другим создал три шедевра, ставшие классикой белорусского театрального искусства. «Макбет» В. Шекспира (1974) был признан одной из лучших постановок этой пьесы в мире и получил гран-при на Фестивале в Штутгарте. Спектакль «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (1976) пользовался огромной популярностью у зрителей. Спектакль «Трагедия человека» И. Мадача (1979) получил гран-при на Фестивале венгерской драматургии, и театр был приглашен на гастроли в Будапешт и Сольнак.
На сценах страны и за рубежом он поставил более 100 спектаклей. Как режиссер-постановщик снял игровой фильм по произведению Я. Купалы «Раскиданное гнездо» (1992). Фильмы-спектакли «Трагическая повесть о Гамлете, принце Датском», «Христос и Антихрист» и «Возвращение в Хатынь», снятые Б. Луценко, находятся в «Золотом фонде» Российского телевидения. Среди работ Б. Луценко ряд уникальных спектаклей, увидевших свет на сцене Национального академического драматического театра им. М. Горького. Спектакли Б. Луценко участвовали в различных театральных фестивалях во всем мире и отмечены наградами и Гран-при. «Братья Моор», «Деметриус», были на Шиллеровском фестивале в Мангейме, Веймаре. Спектакль «В сумерках» – на Российском фестивале «Голоса истории».
С февраля 2008 г. главным режиссером театра является Сергей Михайлович Ковальчик.
Слева вы видите Национальный академический драматический театр им. М. Горького, который разместился в здании бывшей главной (хоральной) синагоги Минска, построенной в 1906 г. После закрытия синагоги в разное время здесь находились рабочий клуб, Дом культуры, кинотеатр «Культура», еврейский театр. В 50-е гг. фасад здания был перестроен (арх. М. Бакланов) на манер античного храма.
Сегодня репертуар театра включает более тридцати спектаклей – это постановки белорусской, русской и мировой классики, а также современных и зарубежных авторов.
На сцену театра сегодня выходят блестящие актеры Ольга Клебанович, Белла Масумян, Людмила Былинская, Александр Ткаченок, Сергей Чекерес, Ростислав Янковский и др.
Ростислав Иванович Янковский сыграл более шестидесяти главных ролей в театре, около пятидесяти в кино и на телевидении, которые принесли ему всенародную известность и любовь зрителей. На сцене Русского театра в эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица» дебютировал Олег Янковский.
Сегодняшним статусом, репутацией, атмосферой Русский театр обязан людям, служившим ему все эти годы – и художественным руководителям, и режиссерам, и актерам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мною была разработана обзорная экскурсия «Минск театральный».
При создании тематической экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Методические приемы показа и рассказа в тематических экскурсиях разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в тематической экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.