На современном этапе экономических преобразований в Республике Беларусь достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций являются выставки. Они помогают решить проблемы по продвижению отечественных технологий, товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках в условиях необходимости стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологических производств.
Основная проблема современного выставочного рынка заключается в неправильном понимании содержания выставочного продукта: для большинства участников выставочной деятельности его основой является не удовлетворение потребности в коммуникации, а выставочная площадь. Именно это не позволяет организаторам выставок в полной мере удовлетворить потребности своих экспонентов. Участники, изначально приобретая не способствующий достижению поставленных цели и задач продукт, испытывают разочарование в выставках как инструменте маркетинговых коммуникаций.
Практика показывает, что определенной проблемой для многих экспонентов является недостаточная подготовка к выставке, при которой, зачастую, пропускаются многие важные этапы, в частности этап отбора. Это не позволяет предприятиям-экспонентам рационально использовать возможности выставки как инструмента маркетинговых коммуникаций.
Именно поэтому важнейшей задачей сегодня является разработка научно обоснованных подходов к обеспечению процесса выставочной деятельности конкретного предприятия-экспонента. Все это обусловило актуальность выбранной темы.
Различные аспекты проблемы организации, управления, повышения эффективности выставочной деятельности широко освещены в трудах российских и зарубежных исследователей Критсотакиса Я.Г., Филоненко И.К., Александровой Н.В., Сорокиной Е.В., Беляновского A.C., Стерховой С.А., ШкардунВ.Д., Гусева Э.Б., Прокудина В.А., Салащенко А.Г., Стровского Л.Е., Петелина В.Г., Ренард А.Э.
Анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области выставочной деятельности показал, что ряд проблем до настоящего времени исследован недостаточно. Так, в этих работах недостаточно полно разработан процесс выставочной деятельности предприятия: не представлена методика отбора выставок, позволяющая выбирать мероприятия, более всего соответствующие поставленным цели и задачам; недостаточно разработаны вопросы оценки эффективности и результативности экспонирования.
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем создать товар, удовлетворяющий потребности клиента, назначить на него подходящую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Фирмы должны осуществлять коммуникацию со своими клиентами. При этом в содержании коммуникаций не должно быть ничего случайного, в противном случае, у фирмы уменьшится прибыль из-за больших расходов на осуществление коммуникации и из-за нанесенного ущерба имиджу фирмы.
Под маркетинговыми коммуникациями понимается управление процессом продвижения товаров и услуг на всех этапах: перед продажей, в момент покупки, во время и по завершении процесса потребления. Системы маркетинговых коммуникаций должны разрабатываться индивидуально для каждого целевого рыночного сегмента и содержать в себе не только механизмы передачи информации для целевой аудитории покупателей, но и функции обратной связи покупателя с продавцом товаров и услуг. Именно анализ данных обратной связи позволяет оценивать эффективность вложений средств в маркетинговую кампанию.
Под средством продвижения подразумевается способ донесения информационного сообщения до целевой аудитории. Перечислим основные средства продвижения.
Наиболее подробно рассмотрим комплекс маркетинговых коммуникаций, который состоит из:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- личная продажа;
- Public Relations.
Невозможно представить современный мир без рекламы. Она окружает нас везде: дома, когда мы слушаем радио или смотрим телевизор, на улице в виде вывесок и стендов, в газетах, журналах и даже книгах, которые мы читаем. Иногда реклама раздражает, иногда забавляет и даже развлекает, но всегда от ее воздействия в сознании остается определенный образ, яркий и выразительный, всегда к чему-то побуждающий.
2.1 Сущность и характеристика туристских выставок
Для того, чтобы сделать участие в выставке более эффективным средством маркетинговых коммуникаций, туристическая фирма должна тщательно спланировать свою работу. Процесс организации выставки представляет собой сложный комплекс организационных, договорных, дипломатических мероприятий. Иногда организация крупной международной выставки занимает более одного года.
За последнее десятилетие резко возросло количество выставок, следовательно, возросло количество фирм, специализирующихся на услугах данного рода, а конкуренция между ними способствует росту уровня профессионализма.
Однако именно на руководителе туристической фирмы лежит ответственность за принятие решения об участии в той или иной туристской выставке, ярмарке.
Чтобы участие было эффективным, предварительно необходимо ответить на следующие вопросы:
- какой продукт предлагает компания и насколько его цена соответствует качеству;
- какого клиента и из каких регионов предприятие стремится привлечь.
Процесс участия туристической фирмы в работе выставки можно условно подразделить на ряд этапов:
- принятие принципиального решения об участии в выставке/ярмарке;
- определение целей участия фирмы в работе выставки;
- выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма;
- подготовительно-организационный период;
- разработка тематического плана экспозиции и сметы участия в выставке;
- работа в ходе функционирования выставки;
- подведение итогов участия фирмы в работе выставки после ее окончания.
Принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях свидетельствует о достижении туристической фирмой определенного уровня в своей сфере деятельности. В то же время участие в работе выставки требует вложения значительных средств, что может позволить себе далеко не каждое туристическое предприятие.
Предложения по совершенствованию выставочной деятельности включают такие мероприятия:
1) Анализ планирования выставочной деятельности в туризме. План нужно составить так, чтобы в него вошли все те важнейшие условия, без выполнения которых не обойтись, чтобы по-настоящему подготовиться к выставке. В плане предусматривается:
определение значения выставки в системе маркетинга;
конкретизация целей участия в выставке;
сбор информации о проводимых в стране или других странах выставках, представляющих для фирмы интерес;
оценка группы клиентов-посетителей;
отбор и принятие решений по конкретной выставке-ярмарке;
составление сметы расходов;
организационный процесс: подбор персонала, выбор экспонатов типа выставочного стенда и режим работы стенда, транспортировка, страхование, реклама и т.д.
2) Использование зарубежного опыта выставочной деятельности:
формирование постоянной стендовой команды;
тщательный отбор среди сотрудников предприятия руководителя стендовой команды с исключительным набором личных и профессиональных качеств и наделенного определенными полномочиями;
регулярные тренинги стендовой команды с привлечением широкого круга специалистов предприятия и психологов;
разработка специальной системы поощрения членов стендовой команды;
разработка выставочного брендбука, описывающего цели, задачи, обязанности, речевые модули и методологию отчетности по результатам выставки;
современные авторы теорий мотивации сосредотачивают своё внимание на эмоциональной составляющей работы и важности не только со стороны организации уделять внимание мотивам сотрудников, но и необходимости каждому человеку осознанно управлять своей мотивацией, относиться внимательно к своему эмоциональному настроению, контролировать его и поддерживать его в тонусе. Собственно выставка так коротка, что максимального эффекта можно достичь только при наивысшем эмоциональном подъеме, повышенной концентрации внимания и обостренном чувстве ответственности;
психологическое тестирование стендовой команды в процессе подготовки к выставке, деловые игры;
видеосъемки во время выставки привлеченными посторонними людьми и после выставочный анализ. Желательно продемонстрировать персоналу его поведение уже после первого выставочного дня;
постоянное наблюдение за персоналом руководителем стенда и мягкая корректировка;
во время выставки, практически не нарушая экспозиции, можно откорректировать расстановку экспонатов, персонала и графики работы. При предполагаемом большом потоке посетителей необходимо увеличить количество персонала и предусмотреть график рабочих смен.
В результате проведенного исследования цели достигнуты и решены все поставленные задачи. На основании исследования можно сделать выводы:
1. Маркетинговые коммуникации являются основным источником информации для предприятия, которая на сегодняшний момент является достаточно важным ресурсом. Знание особенностей процесса коммуникации, каналов получения и распространения информации поможет предприятию повысить эффективность своей работы за счет уменьшения неопределенности, сокращения срока принятия маркетинговых и управленческих решений.
2. Выставочные мероприятия представляют собой один из инструментов коммуникации в рыночной среде: выставки являются достаточно эффективным способом поиска и обмена информацией Ч экспоненты распространяют информацию в соответствии с поставленными целями и собирают необходимую рыночную информацию о состоянии отрасли,-поведении конкурентов, положении собственной компании и т.п.
3. Рассмотрение выставки как продукта позволяет по-новому взглянуть на этот инструмент маркетинга, определить все возможности, которые он предоставляет, и использовать их для получения максимального эффекта от экспонирования,
4. Рынок выставочных услуг имеет неуклонную тенденцию к росту. На основании анализа особенностей выставочной деятельности можно выделить два вида выставок: столичные и провинциальные, учет отличительных характеристик которых позволит предприятию грамотно составить программу по экспонированию.
5. Проведенные нами исследования выявили противоречия интересов организаторов и экспонентов выставок: организаторы не могут предложить продукт, удовлетворяющий потребность экспонентов в коммуникации, а экспоненты из-за этого не до конца используют все возможности выставки. Причиной этого, на наш взгляд, является недостаточная методическая обеспеченность выставочной деятельности в целом.
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Гардарики, 2012. – 337 с.
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 150 с.
3. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 290 с.
4. Барнетт, Дж., Маркетинговые коммуникации. Интегрированный подход / Дж. Барнетт, С. Мориарти. - СПб. : Питер, 2011. – 178с.
5. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие / Т.А. Беркутова. - М. : Феникс, 2013. – 234с.
6. Волков, Ю.Ф. Гостиничный и туристический бизнес /Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 637 с.
7. Гаврилов, Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе: учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. – М.: Юрайт, 2014. - 372 с.
8. Гельман, В.Я. Статистика туризма: учебник / В.Я. Гельман. - М.: Академия, 2015. - 336 с.
9. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации : учеб. пособие / Е.Н. Голубкова. - М. : Финпресс, 2013. – 314с.
10. Дурович, А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
11. Дурович, А.П. Реклама в туризме / А.П. Дурович. – М.: ООО «Новое знание», 2003. – 312 c.
12. Зорин, И.В., Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
13. Кириллов, А. Т. Реклама в туризме / А.Т. Кириллов, Е.В. Маслова. – СПб.: Нева, 2012. – 112 с.
14. Кириллов, А.Т. Реклама в туризме / А.Т. Кириллов, Е.В. Маслова Е.В.. – СПб., 2002. – 110 с.
15. Лебедев-Любимов, А.Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. – СПб.: Питер, 2012. – 386 с.
16. Морозова, Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.
17. Новиков, В.С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 203 с.
18. Новиков, В.С. Инновации в туризме: учеб. пособие / В.С. Новиков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
19. О развитии туризма, деятельности туристических организаций, средствах размещения туристов и других лиц за 2014 год. – Мн.: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. – С. 5.
20. Ремизов, А.А. Реклама и PR: История и современность // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. – 2012. – №7. – С. 34-39.
21. Рогожин, М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие. – М., Изд-во РДЛ, 2014. – 327 с.
22. Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров. – СПб.: Питер, 2012. – 254 с.
23. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.
24. Сэндидж, Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцал. – М.: Сирин, 2012. – 620 с.
25. Толтурис, С. От рекламы до иска // Туризм. Практика, проблемы, перспективы / С. Толтурис. – 2012. – №8. – С.12.
26. Уэллс, У. Реклама. Принципы и практика / У. Уэлс, Дж. Бернет, С. Мориарти. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 797 с.
27. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие / Т.В. Черевичко. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 364 с.
28. Щекин, Г.Ю. Реклама как один из определяющих факторов современного туризма // Известия Волгоградского государственного медицинского университета. – 2010. – № 8 (36). – С. 34-39.
29. Экономика и организация туризма: международный туризм: учеб. пособие / Е.Л. Драчева [и др.]. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КноРус, 2010. - 565 с.