ВВЕДЕНИЕ
Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке, и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты. проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.
Взгляды, потребности и желания клиентов постоянно меняются. Рассматривая туристскую индустрию нельзя не заметить, что понятия населения о наилучших видах отдыха изменяются, как и мода на престижные места отдыха. Поэтому в процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке. Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых мероприятий. Включает в себя: систему внутренней отчетности, систему сбора внешней маркетинговой информации, систему маркетинговых исследований и систему анализа маркетинговой информации.
Основное назначение системы анализа маркетинговой информации состоит в обработке имеющихся данных, что позволяет сделать соответствующие выводы в рамках изучаемой проблемы и наметить основные пути ее разрешения. Указанная система представляет собой набор современных экономико-математических и экономико-статистических методик обработки информации.
Цель данного исследования изучить элементы системы маркетинговых исследований конкурентной среды туристической фирмы.
Задачи:
- рассмотреть основные понятия маркетинга в туризме и его принципы;
- выявить специфические особенности исследования конкурентной среды туристической фирмы;
- изучить элементы системы маркетингового анализа конкурентов;
- рассмотреть основные компоненты системы маркетингового анализа конкурентов на предприятиях туризма.
Объектом данной курсовой работы является маркетинговый анализ конкурентной среды туристической фирмы.
Предметом – система маркетингового анализа конкурентов.
Среди средств реализации маркетинга главным является туристический продукт, то, на чем базируется бизнес туристической фирмы.
Туристическим продуктом является услуга или комплекс услуг (не менее двух), связанных между собой и различных по функциональным особенностям Основным и массовым туристическим продуктом фирм-туроператоров является тур, то есть путешествие по кольцевому маршруту с комплексным обслуживанием.
Проектирование туристического продукта подразделяют на несколько этапов:
- генерирование идей о туристическом продукте, его количественные и качественные свойства по результатам изучения существующего и потенциального спроса. Эту работу турфирма должна проводить постоянно, поскольку привязанности и преимущества, а также мода на туристические поездки часто меняются;
- создание концепции нового туристического продукта, то есть наполнение его конкретными потребительскими свойствами, которые отвечают спросу целевого рынка: выбор конкретного маршрута, программы, вида туризма, набору и классности услуг, срока поездки;
- позиционирование туристического продукта, означает добавление ему таких потребительских свойств, которые бы обеспечили его конкурентоспособность на рынке;
- пробный маркетинг, которым является пробная реализация на рынке нового туристического продукта с целью определить отношение к нему покупателей, выявить и устранить его возможные недостатки;
- коммерциализация туристического продукта, заключающаяся в организации его массовой продажи [3, с.54].
В туризме, как и во всей сфере обслуживания, формирования и использования туристического продукта происходит обособленно. Турист, покупая тур, оплачивает туристической фирме только право на его получение уже во время путешествия. Поэтому, для того чтобы покупатель имел достаточно четкое представление о том, какой продукт он покупает, используются определенные категории (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Категории, определяющие свойства тура
Маршрут играет важную роль в предоставлении тура привлекательности, в удовлетворении индивидуальных пожеланий и интересов туристов.
Конкуренция на туристическом рынке в общем понимании – это состязательность, соревновательность между его участниками за лучшие условия приобретения туристических ресурсов, производства и продажи туристических продуктов (услуг). Туристическому рынку свойственна как совершенная, так и несовершенная конкуренция. В условиях совершенной конкуренции влияние каждого его участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В такой конкуренции конкретное предприятие при принятии решений исходит из сложившихся цен и не может своими действиями оказывать влияние на ценообразование. Основными признаками совершенной конкуренции на туристическом рынке являются:
- множественность продавцов и покупателей туристических продуктов;
- высокая однородность туристических продуктов по составу (обязательной составляющей является транспортировка и размещение), различия определяются целью и возможностями туриста;
- доступность информации о туристических ресурсах, продуктах, ценах через Интернет, средства массовой информации, рекламу и др.;
- свободный вход и выход с рынка производителей и продавцов туристических продуктов, так как деятельность не является капиталоемкой, не требует обязательного лицензирования и сертифицирования [10, с.17].
Конкуренция, близкая к свободной, свойственна турагентскому, семейному гостиничному, ресторанному и некоторым другим видам бизнеса. В то же время в пределах конкретной территории туристический агент вполне может стать кратковременным монополистом, если первым выведет на рынок новый или обновленный туристический продукт. Для регионов такую возможность создает первенство в приобретении пакетов у туристических операторов, отправляющих туристов из места жительства, или освоение новых, полезных многим маршрутов внутреннего туризма. Монополистическая конкуренция свойственна региональным туристическим операторам в случаях, когда ими осваиваются новые туристские направления и маршруты, до этого транспортно недоступные жителям региона.
Когда несколько крупных туристических компаний производят и продают основную массу продуктов и услуг, охватывая практически все его сегменты, можно говорить о несовершенной конкуренции. Проявляется эта разновидность конкуренции в олигополии. Олигополия свойственна таким отраслям туризма, как авиаперевозки, гостеприимство, общественное питание, тематические парки развлечений и др. Олигополистические структуры делят рынок разными способами, в том числе незаконными. Широко распространен сговор, создание некоммерческих ассоциаций и др. Такая конкуренция сокращает поле деятельности для малого бизнеса, но имеет положительные стороны для туристов. Большие объемы дают эффект масштаба в виде снижения издержек на единицу продукта, а следовательно, позволяют устанавливать доступные цены на массовые туры и услуги. Такие компании стандартизируют не только продукты, но и обслуживание, оказывают услуги технологично, экономят время и деньги потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение приемов маркетинга для более эффективного развития туристского бизнеса, а вместе с этим посредством мультипликативного эффекта и всей экономики страны, так или иначе связанной с индустрией туризма (имеется в виду усиление экономической активности строительных организаций, банков, страховых компаний, транспортных компаний, коммунальных служб, пищевой промышленности и других сфер экономики). Последнее обстоятельство свидетельствует о большой социальной значимости развития туризма, для чего необходимым является использование маркетинговой концепции в практической деятельности туристских организаций.
Говоря об особенностях маркетингового подхода в туризме, выделяют следующие обстоятельства:
- особая важность изучения и воздействия на мотивы выбора потребителей при покупке туристского продукта способствовала проведению маркетинговых исследований и налаживанию обратной связи с клиентами посредством прямого маркетинга и рекламационного менеджмента;
- в связи с неосязаемостью туристской услуги особое место в маркетинговой политике туристских фирм занимает создание определенного имиджа компании, а также проведение соответствующей политики коммуникации (создание рекламы, обеспечение связи с общественностью, пропаганда и т.д.);
- основной целью и следствием маркетинговой политики туристской фирмы является создание и расширение круга своей постоянной клиентуры, что способствует более устойчивому ее положению на туристском рынке;
- маркетинговая политика в туризме направлена также на формирование спроса на туристские услуги с учетом использования имеющегося туристского потенциала определенных территорий, чем призваны заниматься национальные бюро по туризму.
Конкуренция один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка, уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и то же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
Туристическая компания «Алатан Тур» успешно работает на рынке с 1993 года и является одной из крупнейших в Беларуси. На данный момент «Алатан Тур» располагает четырьмя офисами в Минске, а также филиалами в десяти крупных городах Республики Беларусь.
1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2014. – 234с.
2. Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. — М.: Пресс- Соло, 2012. – 109с.
3. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 304с.
4. Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. — СПб.: Питер, 2010. – 204с.
5. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
6. Браун, С. Основы маркетинга / С. Браун — М.: Элит-2000, 2012.- 126с.
7. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 57с.
8. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
9. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
10. Дурович, А. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие / А. Дурович. — Минск: Новое знание, 2001. – 284с.
11. Зайцева, И. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. — М.: Академия, 2013. – 206с.
12. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
13. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
14. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
15. Кипендорф, Е. Теория и практика туристического маркетинга: Учебник / Е. Кипендорф. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 185с.
16. Мальская, М. Я. Основы туристического бизнеса: Учеб пособие / М.Я. Мальская, В.В. Худо, Е.И. Цыбух. - Л: Издательский центр ЛНУ имени Ивана Франко, 2003 - 360 с.
17. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг: Учеб пособ. / В.Д. Марокова. - М, 2008. – 138с.
18. Мейкенз, Д.Ж. Стратегическое управление маркектингом: Учебник / Д.Ж. Мейкинз. — М.: Финансы и статистика, 2000. – 210с.
19. Морозов, М.А. Макроэкономика туриндустрии: Учеб-метод пособ. / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. - М, 2002. – 186с.
20. Песоцкая Е.В. Управление маркетинговой деятельностью: Учебник / Е.В. Песоцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216с.
21. Оллье, Р. Маркетинг туризма: Учебник / Р. Оллье, Р. Ланкар - М., 2003. – 204с.
22. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.
23. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2005. - 184с.
24. Юркина, Н. А. Введение в специальность: социально-культурный сервис и туризм / Н.А. Юркина. - М.: ГИНФО, 2012. – 78с.