Введение
1 Понятие и характеристика форм правления
2 Типичные формы правления
2.1 Монархия
2.2 Республика
2.3 Смешанная республика
3 Нетипичные формы правления
3.1 Республиканская монархия
3.2 Суперпрезидентская республика
3.3 Монархическая республика
3.4 Иные нетипичные формы правления
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Понимание формы государством пришло не сразу. Долгое время считалось, что форма государства состоит из формы правления, к которой впоследствии добавились политический режим и форма государственного устройства. В ходе дискуссий в юридической литературе высказывались различные мнения, отдавая приоритет тому или иному конкретному аспекту понятия «форма государства». Во всяком случае, сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, которая заключается в единстве трех элементов - правления, устройства и политического режима.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое и политическое значение. Эффективность деятельности Правительства, престиж и стабильность власти в целом, состояние правопорядка в стране зависит от того, насколько организована и осуществлена государственная власть.
В последнее время многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права были четко выделены, в частности, вопрос о форме правления в различных его вариантах.
Это связано, прежде всего, с тем, что в современных условиях формируются прежние градации, взаимное восприятие и переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития.
В большинстве случаев это явление положительное: оно способствует повышению уровня государственного контроля (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества). Но иногда, особенно если в республике ощущаются какие-то монархические особенности, такой процесс становится крайне негативным. Последнее связано, в частности, с появлением в XIX веке суперпрезидентских, а в XX в. президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (как, например, в КНДР).
Понятие формы правления является одной из важнейших характеристик юридической науки. Даже Кант рассматривал форму как принцип упорядочения, синтеза вопроса государственности. В течение многих сотен лет, согласно традиции, основанной на древности, в центре внимания находились два вопроса:
1) какие существуют формы правления;
2) какая известная форма правления лучше всего подходит для определенного времени в данной стране.
Это основные проблемы, которые определяют актуальность данного исследования.
1 Понятие и характеристика форм правления
Под формой правления принято понимать порядок формирования и взаимоотношений главы государства, высших законодательных и исполнительных органов. Форма правления исторически развивается в процессе борьбы и взаимодействия общественных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или демократия, а ключ, с помощью которого можно выяснить смысл той или иной системы государственных органов, установленной конституцией соответствующего государства.
При аграрной системе значение формы правления сводилось только к определению того, как меняется позиция главы государства - в порядке правопреемства или путем выборов. По мере того, как феодализм пришел в упадок и перешел к индустриальной системе, что сопровождалось ослаблением власти монархов, появлением и усилением народного представительства, форма правления начала обогащаться. Наибольшую значимость приобрел Парламент, Правительство, поскольку их полномочия взаимно уравновешены, одним словом, как устроено разделение властей. И сегодня, анализируя форму правления того или иного государства, нас в первую очередь интересует не то, является ли это республика или монархия, а какая здесь республика или монархия [1, c.217].
Порядок занятия поста главы государства определяет две основные формы правления - монархию и республику. Их разновидности определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, Парламентом и Правительством в конкретной стране, и порядком их формирования.
Монархия была характерна для аграрной системы, хотя в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальной системе сопровождался ликвидацией монархии, поскольку сам монарх был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до наших дней [1, c.219].
Более того, мы не всегда можем легко определить, с каким государством - монархическим или республиканским - мы имеем дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией, которая будет обсуждаться более подробно позже. В связи с этим стоит еще раз напомнить, что любая классификация в некоторой степени произвольна.
2 Типичные формы правления
2.1 Монархия
В переводе с греческого этот термин означает единовластие. Однако в современном понимании монархия - не просто власть одного человека, а власть, унаследованная. Эта сила часто обожествляется.
В Японии императором до 1945 года считался сын богини солнца - Аматерасу. В наше время мало кто заботится о божественном происхождении власти монарха: из истории известно, что феодалы стали монархами и получили трон для себя и своих потомков в результате выборов (конечно, не национальных), чаще насилия, иногда приглашения, то есть вполне типичные процедуры. Отсюда вытекает большинство существующих конституций монархических государств [24, c.353].
Главное, однако, не в том, как монарх охарактеризован в конституции. Например, бельгийская конституция 1831 года вообще не содержит такой характеристики. Главное - во власти монарха. Вследствие чего различают монархические формы правления.
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в недрах аграрной системы созревают начала индустриализма.
Характеризуется тем, что вся власть государственной власти сосредоточена в руках монарха. Он сам издает законы, может непосредственно управлять административной деятельностью или назначать Правительство для этого. Нет никаких ограничений на его власть, по крайней мере, законных, хотя политические, моральные и этические, религиозные и другие могут присутствовать и обычно присутствуют в некоторой степени.
В современных условиях абсолютная монархия является редкостью (крайне редкой). В качестве примера можно привести Саудовскую Аравию, Оман.
Абсолютная монархия характеризуется авторитарным политическим режимом, а государственный режим называется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии. Здесь мы являемся свидетелями уже возникающего или, скорее, развитого разделения властей, во всяком случае, отделения законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть в принципе принадлежит Парламенту, который избирается субъектами или определенной их частью, если избирательное право является правомочным. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять его непосредственно или через назначенное им Правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
3 Нетипичные формы правления
3.1 Республиканская монархия
Как уже отмечалось, глава государства в монархии является наследственным и пожизненным. Выборы нового монарха обычно проводятся после прекращения династии (например, избрание Михаила Романова царём в России в 1613 году). В то же время в современных условиях существуют такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный период времени [5, c.403].
Такая система, как упоминалось ранее, существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своего рода федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается каждые 5 лет. Это приравнивает главу государства – монарха - с Президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, поскольку любой гражданин, который удовлетворяет избирательным требованиям и требованиям Президента, не может быть избран главой государства, а может быть только одним из «местных монархов» - правителями составных частей федерации.
В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются потомственными султанами (управление в четырех других организовано по-разному), и только эти 9 формируют Совет правителей, который избирает главу государства каждые 5 лет. В Малайзии Совет правителей не имеет полномочий, власть монарха также значительно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 годов). Малайзия является парламентской монархией [5, c.412].
Иная ситуация в ОАЭ. Высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает полной властью - принимает законы. Национальное собрание, назначаемое эмирами (каждый эмир назначает определенное количество членов, учрежденных временной конституцией 1971 года и зависящих от размеров эмирата), носит только консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства один раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены в Совете эмира. В ОАЭ существует по сути коллективный монарх.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, форма правления – это характеристика высших органов власти, порядка их образования и взаимодействия между собой и с населением. Форма правления показывает:
- кто является главой государства,
- каким правовым статусом он обладает,
- каким образом приходит к власти,
- как создаются иные высшие органы власти,
- какие принципы лежат в основе взаимодействия высших органов власти.
Монархия – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу (монарху), который осуществляет ее пожизненно.
Основные характеристики монархии:
1. Глава государства – монарх, осуществляет власть пожизненно.
2. Народ не рассматривается в качестве источника власти, не делегирует ее монарху.
3. Монарх не несет ответственности за свои действия.
4. Как правило, власть передается по наследству.
Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Для республик характерно:
1. Глава государства избирается и осуществляет свои полномочия в течение определенного срока.
2. Глава государства несет юридическую ответственность за свои действия может быть отстранён от власти.
В целом создание смешанных и гибридных форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные преимущества. Это обеспечивает стабильность управления страной, исключает возможность частой смены Правительства, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местное самоуправление, этот процесс приводит к усилению роли государственной власти на местах и способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта долгосрочной парламентской власти, и где последняя в условиях не сформированных партийных структур и неэффективных механизмов может привести к постоянной напряженности.
Однако этот процесс имеет свои недостатки. Во-первых, нарушается присущая той или иной форме единство структуры управления, и в то же время возникают новые типы отношений, конфликтов и несоответствий, которые не были обнаружены в «отработанных» формах правления. Установленные стандарты разделения властей, которые имеют свои устойчивые формы в президентских и парламентских республиках, разрушаются.
1 Абдурахманова, И. В. История государства и права зарубежных стран: учеб.пос.для вузов / И.В.Абдурахманова. — М.: Наука-Пресс, 2007. — 480 с.
2 Аврутин, Е. Ю. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие / Е.Ю.Аврутин. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 503 с.
3 Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б.Венгеров.– М.: Омега-Л, 2013. – 607 с.
4 Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А.Власенок. - М.: 2014. — 416 с.
5 Головистикова, А. Н. Теория государства и права. Учебник для бакалавров / А.Н.Головистикова. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
6 Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В.Григорьева. - Тамбов: ТГТУ; 2014. – 304 с.
7 Занфира, В.М. Государства: к вопросу о типологии политических режимов и форм правления / В.М.Занфира // Личность. Культура. Общество, 2014. - Т. 12. - № 2. - С. 317 - 320.
8 Ильин, Ю. Д. Государственное (конституционное) право зарубежных стран / Ю.Д.Ильин. - М.: Юркомпани, 2010. - 432 c.
9 Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран / Г.Н.Комкова. – М.:Юрайт, 2013. - 416 c.
10 Маклаков, В. В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / В.В.Маклаков. – М.:Инфотропик Медиа, 2012. - 896 c.
11 Малько, А. В. Теория государства и права: Учебник / А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2014. – 304 с.
12 Малько, А. В. Теория государства и права:учебник / А.В.Малько. – М.: Дело, 2013. – 528 с.
13 Марченко, М. Н. Теория государства и права: учебник / М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 2014. - 836 с.
14 Матузов, Н.И. Теория государства и права:учебник / Н.И.Матузов. - М.: Юристъ, 2014. – 540 с.
15 Мишин, А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А.А.Мишин. – М.:Юстицинформ, 2010. - 560 c.
16 Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В.Петренко. - М.: 2014. — 160 с.
17 Протасов, В. Н. Теория права и государства / В.Н.Протасов. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 155 с.
18 Прудников, М. Н. Конституционное право зарубежных стран / М.Н.Прудников. – М.:Инфра-М, 2013. - 384 c.
19 Пушкарев, С.В. Форма государственного правления: новая концепция определения института / С.В.Пушкарев // Современное право, 2014. - № 10. - С. 20 - 25.
20 Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов / М.Б.Смоленский. – М.: Феникс, 2014. - 250 с.
21 Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н.Радько. – М.: Проспект, 2014. - 752 с.
22 Рассолов, М.М. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие / М.М.Рассолов. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 447 с.
23 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / В.Н.Хропанюк. - 5-е изд., дополн. и испр. - М.: 2014. - 384 с.
24 Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е.Чиркин. - издание 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 600 c.
25 Шевчук, Д.А. Теория государства и права / Д.А.Шевчук. - М.: Эксмо, 2014. — 299 с.