ВВЕДЕНИЕ
Реклама, как и любой другой вид маркетинговых коммуникаций, играет важную роль в реализации стратегии туристской фирмы. Она оказывает социально-культурное и психологическое воздействие на общество. Цивилизованная реклама - это не манипулирование общественным сознанием, а формирование актуальных, направленных на саморазвитие потребностей человека. Реклама дает потребителю новые знания, опыт, усиливает удовлетворенность от покупки. С помощью рекламы туристские предприятия осваивают новые рынки сбыта. Будучи средством конкурентной борьбы, реклама обостряет ее, способствуя повышению качества туристского обслуживания.
Реклама позволяет увеличить объемы продаж. Масштабный сбыт туристских услуг обеспечивает туристской фирме рост доходов, достойную оплату труда персонала.
В наши дни, когда темпы развития туристской рекламы значительно отстают от темпов развития самого рынка туристских услуг, расширения ассортимента и роста конкурирующих фирм, проблема качества создания, внедрения и востребованности такой рекламы, несомненно, является актуальной.
Все более популярным методом продвижения туристических услуг становится организация рекламно-ознакомительных туров для сотрудников туристических агентств. Такие туры проводятся крупными туроператорами с целью детального ознакомления работающих менеджеров – продавцов турпродукта с рынком своих услуг. Такой метод является одним из самых эффективных в продвижении туристических услуг и с каждым годом все больше набирает обороты.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что несмотря на изучение маркетинговых коммуникаций в туристической индустрии отечественными и зарубежными специалистами А.П. Дурович, Кабушкин В.А., Биржаков М.Б., Квартальнов Я.И., Ф. Котлер, данная тематика касается практической составляющей, которая меняется вместе с туристическими предпочтениями, геополитической обстановкой и другими тенденциями туристических потоков. Таким образом, разработка каждого рекламного тура должна основываться на теоретической базе рекламных методов и практическими особенностями организации рекламных туров в зависимости от специфики, цели и направления тура.
Реклама является важнейшим элементом и функцией маркетинга и представляет собой диалог или другое особое средство коммуникации между производителем и потребителем, посредством которого продавец выражает свои намерения продать товар, а покупатель – заинтересованность в его приобретении. Существуют десять рекламных законов:
1. Сформировать у потенциального потребителя образ товара, фирмы, перейти от незнания о товаре или фирме к осведомленности об их существовании.
2. Преодолеть барьер недоверия к предмету рекламы и сформировать у потребителя знания о товаре.
3. Возбудить у потребителя положительные эмоции к товару.
4. Превратить благорасположение в предпочтение товара.
5. Создать условия для перехода от предпочтения к вступлению в контакт с рекламодателем, к покупке, а затем к повторной покупке.
6. Стремиться сделать многих потребителей своими постоянными покупателями.
7. Стимулировать сбыт товаров.
8. Сформировать у других мнение, что они могут иметь в вашем лице надежного партнера.
9. Оказывать потребителю помощь в выборе товаров (услуг), выполнять социальные функции.
10. Постоянно помнить, что затраты на рекламную деятельность себя окупят через увеличение сбыта, прибыли, рост имиджа и т. д. [1, c. 21].
Основные свойства рекламы:
- правдивость. Это свойство означает, что организатор рекламного мероприятия должен приводить сведения о товарах, их качестве, достоинствах и преимуществах, соответствующие действительности;
- конкретность. Выражается в убедительных аргументах и цифровых данных, используемых в тексте рекламного средства. В рекламной графике соблюдение этого принципа исключает неоправданный формализм и непонятные широкому зрителю приемы;
- гуманность. Означает, что реклама способствует гармоничному развитию личности, духовному росту человека, расширению кругозора, укреплению здоровья, улучшению эстетики быта и производства;
- целенаправленность. Означает, что отправным пунктом рекламы являются рекламируемые товары и рыночная конъюнктура, а ее объектом – потребитель. Соблюдение данного принципа предотвращает нерациональное расходование средств, позволяет оценивать эффективность применения того или иного средства рекламы, его влияние на увеличение товарооборота, а также эмоциональное и психологическое воздействие;
- компетентность. Заключается в том, что реклама базируется на новейших достижениях различных наук и технического прогресса (искусство, социология, психология, медицина, дизайн и др.) [2, c. 119].
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКЛАМНЫХ ТУРОВ
2.1 Методика проектирования туров
Организовать рекламный тур – дело достаточно хлопотное. Каждый пункт программы должен быть согласован с принимающей стороной: нужно уточнить время визита группы в каждый из отелей, заказать экскурсии, договориться о встречах. Поэтому зачастую на подготовку рекламного тура уходит больше месяца. Обычно в программу рекламного тура входит перелет, проживание, трансферы, страховка и экскурсии, если они предусмотрены. Если страна назначения является визовым направлением, то в перечень добавляется виза и страховка от невыезда.
Один из наиболее сложных моментов в организации рекламного тура – размещение, это отмечают даже крупные туроператоры. Проживание в отелях, как правило, бесплатное и отчасти предоставляется принимающей стороной. «С крупным туроператором работают охотно, а отельеры особенно заинтересованы в привлечении туристов, – рассказывает директор белорусского представительства «Натали Турс» в Минске Ольга Вышинская.– Мы стараемся размещать участников тура в отелях уровнем не ниже 5*, чтобы они смогли увидеть все самое лучшее. Безусловно, таким образом, мы учитываем и интересы туристов, ведь VIP-клиенты, пожалуй, наиболее требовательны. Соответственно, об отелях высшего уровня желательно знать мельчайшие подробности. Кроме того, условия проживания зависят от страны. Как правило, размещение участников рекламного тура происходит в одном – максимум двух отелях за неделю. Но бывают исключения, как, например, в случае с ОАЭ, когда мы знакомим участников рекламного тура с одним из удаленных от Дубая Эмиратов. Это может быть Фуджейра, Рас Аль Хайма, Абу Даби – один удаленный Эмират за недельный рекламный тур. В этом случае мы останавливаемся там на одну ночь, чтобы не утомлять участников длительными переездами и предоставить возможность почувствовать разницу в стиле отдыха в разных Эмиратах» [24].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реклама, как и любой другой вид маркетинговых коммуникаций, играет важную роль в реализации стратегии туристской фирмы. С помощью рекламы туристские предприятия осваивают новые рынки сбыта. Будучи средством конкурентной борьбы, реклама обостряет ее, способствуя повышению качества туристского обслуживания.
Реклама позволяет увеличить объемы продаж. Масштабный сбыт туристских услуг обеспечивает туристской фирме рост доходов, достойную оплату труда персонала.
Главная цель организации любого рекламного тура – обучение, ознакомление с рекреационными возможностями региона, курортной и гостиничной базой. Для тех менеджеров, которые впервые попадают в зарубежную страну, основная задача – обучение. Те, кто уже посещал этот регион, повышают свою квалификацию и знакомятся с особенностями продукта конкретного оператора.
Эффективность проведенного рекламно-ознакомительного тура зависит от того, насколько он хорошо организован и проведен. Тут должна отлично работать связка «организатор – партнер». Если после рекламного тура все остались довольны и посмотрели все, что хотели, то, безусловно, затраты оправдаются, потому что менеджер увидел турпродукт со всех сторон. Эффективность таких туров также определяется по динамике продаж по тем направлениям, где проходил рекламный тур.
Разработка любого нового туристского продукта начинается с поиска идей. Поиск идей предполагает определение объекта путешествий. Вторым этапом разработки турпродукта является отбор идей. Отбор идей - это обоснование вида разрабатываемого продукта, главная цель такого отбора - найти хорошие идеи и как можно быстрей избавиться от плохих.
После того как центральная идея определена и одобрена, наступает этап разработки концепции турпродукта и его проверки.
Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для продажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение. Наиболее часто встречающимися формами экспериментальной проверки - апробации туристских продуктов являются рекламные и обучающие туры, пробные продажи.
1. Азар В.И. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2012. – 320 с.
2. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2011. – 304с.
3. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. — М.: СПб., 2011. – 214с.
4. Браун, С. Основы маркетинга / С. Браун — М.: Элит-2000, 2012.- 126с.
5. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг / Н.А. Восколович. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2011. – 57с.
6. Горбылева З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 478 с.
7. Гуляев, В. Г. Основы туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М: Нолидж, 2006. – 309с.
8. Дурович А.П. Организация туризма: учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2003. – 632 с.
9. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме: Учеб пособ. / А.П. Дурович, А.С. Копанев. - Мн: Экономпресс, 2008. – 196с.
10. Зайцева, И. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. — М.: Академия, 2013. – 206с.
11. Ильина, Е. Я. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Я Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2010. – 137с.
12. Кабушкин, Я. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. - Минск: Новое знание, 2011. – 124с.
13. Квартальнов, В. А. Туризм: Учебник / В.А. Квартальнов.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 280с.
14. Кипендорф, Е. Теория и практика туристического маркетинга: Учебник / Е. Кипендорф. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 185с.
15. Кириллов, А. Т. Реклама в туризме / А.Т. Кириллов, Е.В. Маслова. – СПб.: Нева, 2002. – 112 с.
16. Маркова, В.Д. Маркетинг услуг: Учеб пособ. / В.Д. Марокова. - М, 2008. – 138с.
17. Морозов, М.А. Макроэкономика туриндустрии: Учеб-метод пособ. / М.А. Морозов, Н.Ю. Володоманова. - М, 2002. – 186с.
18. Морозова, Н.С. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме / Н.С. Морозова, М.А. Морозов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
19. Оллье, Р. Маркетинг туризма: Учебник / Р. Оллье, Р. Ланкар - М., 2003. – 204с.
20. Официальный туристический портал Беларуси [Электронный ресурс]. – Минск, 2010. – URL: http: //www.BelarusTourism.by (дата обращения: 21.01.2017)
21. Песоцкая Е.В. Управление маркетинговой деятельностью: Учебник / Е.В. Песоцкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 216с.
22. Севастьянов. Д.В. Основы страноведения и международного туризма: учебное пособие. - М.: Академия, 2006. – 261с.
23. Сэндидж, Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцал. – М.: Сирин, 2001. – 620 с.
24. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2011. - URL: http: //www.belarus.by (дата доступа: 11.01.2017)
25. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2013. - URL: http: //www.vp.by (дата обращения: 20.01.2017)
26. Уэллс, У. Реклама. Принципы и практика / У. Уэлс, Дж. Бернет, С. Мориарти. – С.-Пб.: Питер, 2001. – 797 с.
27. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2002. – 264с.