ВВЕДЕНИЕ
Экскурсия играет важную роль в жизни общества. Основной целью осмотра местных достопримечательностей является более глубокое понимание культуры, изучение истории с разных ракурсов, знакомство с национальным характером народа.
Мозырь – один из интереснейших городов Беларуси. Именно этот город является жемчужиной Полесья, так как имеет хорошо развитый политический, экономический, научный и культурный аспект. Ежегодно тысячи туристов посещают Мозырь, знакомятся с историей города и страны, восхищаются архитектурными шедеврами, историческими местами города. При первоначальном знакомстве с Мозырем рекомендовано посещать городские обзорные экскурсии.
Городские обзорные экскурсии проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. За короткий срок, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Для привлечения экскурсантов важное, значение имеет разработка новых маршрутов, выбор интересных экскурсионных объектов.
Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность.
Порт во Пхове
Недалеко от Мозыря в поселке Пхов раскинулся порт. Круглые сутки кипит здесь работа. Зимой в мастерских вспыхивают огни электросварки- идет ремонт судов. Ремонтируются они и летом, на плаву. Железнодорожные составы привозят сюда грузы. Высокие краны подают их в трюмы судов. Порт "Мозырь" связан со многими городами страны, отсюда доставляют грузы и в социалистические страны.
Об истории его создания можно узнать в музее, размещенном здесь же, на берегу. В 1916 году в Пхове организовывается перевалочная база для переработки грузов, преимущественно угля, поступающего сюда по Припяти. На разгрузке каждой баржи работали 30 - 40 человек, и проводилась она вручную, что задерживало каждое судно у пристани на несколько суток. Грузы, поступавшие в те годы в порт, отправлялись на запад и были предназначены в основном для военных целей. А транспортные средства - гончаки, плававшие по Припяти в 1915-1916 годах, принадлежали мозырскому и киевскому купцам. В 1916 году заканчивается строительство железнодорожного моста через Припять, староречье заполняется насыпью и таким образом создается затон порта "Мозырь" ("Пхов"), существующий доныне.В то время и порту базировалась речная флотилия, состоящая из небольших моторных катеров.
В 1917 году здесь сосредоточивается военная флотилия и начинает активно взаимодействовать с войсками Западного фронта. Как свидетельствуют архивные документы, военные моряки принимают самое непосредственное участие в установлении Советской власти в Мозыре. Среди них - первый председатель Мозырского ревкома Баранов, матросы-большевики Седых, Воронин, Радыгин. В 1918 году Мозырь и порт в Пхове захватили кайзеровские войска и банды атамана Петлюры. Были разрушены портовые сооружения. После освобождения города и порта войсками Красной Армии здесь базировалась Припятская военная флотилия, которой командовал П. И. Пашкин. Вскоре она объединилась с Днепровской.Затем - оккупация войсками буржуазной Польши. Снова огромные разрушения...
В 1920 году организацией "Западолес", а потом "Лесбел" ( нынешняя Припятская сплавная контора) на территории порта создается новая лесная перевалочная база. В ее распоряжении был один моторный катер и пароход "Луна".Началось восстановление разрушенного хозяйства. К началу 1932 года был полностью расчищен затон порта. На берегу строили жилые дома. Для осуществления железнодорожно-водных перевозок из станции Пхов на речную пристань была проведена железнодорожная ветвь.Припять эксплуатировалась Днепропетровским речным пароходством. В него входили речные пристани в Мозыре, Петрикове, Турове, Чернобыле с судоремонтными мастерскими. В 1933 году было основано Днепро-Двинское речное пароходство, с центром в Гомеле (ныне -Верхне-Днепровское). Тогда же организовали пассажирское движение по Припяти в сторону Турова, куда ходил пароход "Прогресс", и Киева - пароходы "Беларусь", "Красная звезда" и "Товарищ", позже переименованный в "О. Ю. Шмидт".
После освобождения западных областей Белоруссии и Украины от гнета буржуазной Польши перевозка грузов по Припяти намного увеличилась, особенно нефти и хлебопродуктов. "Черное золото" тогда перевозилось в специальных судах. В Турове функционировала нефтебаза.
Мозырский замок
Мозырь смог сохранить точные данные, где же была первая замковая гора: как и 9 веков назад, место на горе Коммунаров (некогда — Спасская) между площадями Ленина и Горького принадлежит постройкам городища. Внушительное сооружение, реконструированное к 850-летию города, является одним из первых мест, которое видят и посещают туристы, приезжающие на отдых в Гомельской области.
Самое первое городище занимало почти то же самое место, что и нынешнее: оно стояло на возвышенности правого берега реки Припяти, некогда омывавшей самое подножие холма. Таким образом, замчище было защищено и рекой, и было размером примерно 130 на 80 метров. Древние жители укрепили его высоким валом в 4 метра высотой, и выкопали ров примерно такой же глубины. По прошествии двух веков городище перенесли уже на саму гору с нынешним названием гора Коммунаров. Возможно, это случилось по причине роста населения, или самим жителям такая возвышенность показалась более безопасной. С тех пор городище много раз перестраивалось, восстанавливалось, но после пожара в 17 веке больше не возводилось, полностью утратив свое оборонное значение. В нынешнем виде было реконструировано буквально несколько лет назад. К празднованию в 2008 году 850-летней годовщины упоминания Мозыря городище восстановили, сделав его деревянным, каким оно и было много назад. Сам холм «Городища древнего Мозыря» является археологическим заказником, ему присвоена третья категория ценности. Территория охраняется государством, градостроительные мероприятия на этой земле ограничены.
На сегодняшний день жители и гости города снова могут насладиться отдыхом в историческом центре Мозыря, побывав на «Замковой горе», и представляя, как могли вести жизнь древние поселяне этих мест. Возведенный деревянный замок является уменьшенной копией древней постройки, но архитекторы старались использовать близкие по фактурам и качествам материалы, а также чертежи и рисунки городища.
Сейчас на территории этого маленького деревянного шедевра зодчества можно как просто прогуляться, так и побывать на ярмарке. Городище стало одним из самых атмосферных и подходящих замков в Белоруссии для проведения тематических рыцарских и фольклорных праздников и конкурсов.
Мозырский пивзавод
Производство пива в г.Мозырь началось много десятков лет назад. Первая пивоварня появилась еще в 1885 году. Период производства переживал как спад так и подьем. Но всегда основной задачей оставалось выпуск качественного пива. С 14 декабря 1999 года Мозырский завод пива стал частью белорусско-российского предприятия «Мозырьпиво РТ». ОАО "Мозырьпиво" образовался в 2001 году по итогам реформирования.
На сегодняшний день это современное, с положительно развивающейся динамикой предприятие изготавливающее слабоалкогольные напитки в том числе и квас. Увеличивая свои мощьности предприятие выпускает слабоалкогольные напитки в объеме 126 тысяч декалитров в год а безалкогольных напитков 415 тысяч декалитров в год. Только одного кваса производится 274 тысячи декалитров. Постоянно увеличивающийся ассортимент насчитывает 13 наименований слабоалкогольных и более 10 наименований безалкогольных напитков. Вся продукция имеет натуральную основу соответсвующую всем экологическим гостам. Техническая модернизация, с внедрением нового более совешенного оборудования, постоянно улучшает качество продукции ОАО "Мозырьпиво". Многочисленные этапы производства находятся под ежесекундным контролем качества. Запустились в производство изготавливаемые по старинным рецептам белорусские национальные напитки «Збитень по-мозырски» и «Медовуха мозырская», они завоевали популярность гурманов уже сегодня. Квас «Мозырский» отличается от своих конкурентов натуральным вкусом, чем завоевал неподдельную любовь всех жителей Белоруссии. Слабоалкогольные и алкогольные напитки разливаются в ПЭТ и кеги. ОАО "Мозырьпиво" принципиально не использует исскуственных красителей и ароматизаторов. Это могут подтвердить многочисленные сертификаты качества. Участие в различных, пивных и других, конкурсах год за годом пополняет копилку золотых медалей и других наград. Предприятие «Мозырьпиво» имеет рекомендацию надежного и стабильного производителя пива, кваса и многочисленных других напитков. С ОАО "Мозырьпиво" сотрудничает множество коммерческих организаций, а популярность выпускаемой продукции не дает засиживаться работникам складов.
Мозырский объединенный краеведческий музей
Свое летоисчисление учреждение ведет с 1948 г. За это время оно пережило ряд разрушений и преобразований. Сегодня в его структуру входят выставочный зал (ул. Советская, 132), музей-мастерская художника-керамиста, члена Союза художников Беларуси, заслуженного деятеля искусств БССР Н.Н.Пушкаря (ул. Якуба Коласа, 1-а), здание на Горе Коммунаров, 8, музей народной культуры Мозырщины «Палеская веда» (ул.Комсомольская, 15), галерея творчества В.А.Минейко (ул. Нелидова, 19), исторический центр «Мозырский замок» (Гора Коммунаров, 8).
Музей действует как центр этнокультурного и регионального исследования, проводит комплексную политику по активному освоению местной культурной среды, охватывает все аспекты культурологического изучения региона и не стоит в стороне от таких жизненно важных проблем, как экология, охрана памятников, патриотическое воспитание, взаимодействие с другими учреждениями культуры в регионе. По сути идет формирование сложной, целостной, многовекторной культурологической модели региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мною была разработана обзорная экскурсия «Мозырь – жемчужина Полесья».
При создании обзорной экскурсии по городу отдается предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения.
Методические приемы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приемов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно дается при осмотре основных объектов) и реже прием зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), прием сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
Практически все методические приемы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приемов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приемы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.
1. Антипов В.Г. Парки Белоруссии. – Мн., 1984.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М.: «Изобразительное искусство», 1983.
3. Бирюкова Н.В. История архитектуры: учеб.пособие. – Мн.: ИНФРА-М, 2005.
4. Габрусь Т.В. Страчаная спадчына /Т.В. Габрусь, А.М. Кулагін [і інш.]. – Мн.: «Полымя», 1998.
5. Грубе Г.-Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. BauformenvonderRomanikbiszurGegenwart. – М.:Архитектура-С, 2005 г.
6. Жучкевич В.А. Улицы помнят: история, события, люди в названиях улиц и площадей г. Минска. – Мн.: Беларусь, 1979. – 175 с.
7. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996.
8. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984–88.
9. Збор помнікаў гісторыі і культуры. Мінская вобласць. – Мн., 1987.
10. История Беларуси. Ч. 1/ Под ред. Я.К. Новика и Г.С. Марцуля. – Мн, 2000.
11. Кулагін А.М. «Эклектыка. Архітэктура Беларусі другой паловы ХІХ – пачатку ХХ ст.» – Мн., 2000.
12. Минск: энциклопедический справочник. – 2-ое изд., доп. и перераб. – Мн., 1983. – 378 с.
13. Минск. Минская область. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993.
14. Чантурия В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. – Мн.: «Полымя», 1986.
15. Шышыгіна-Патоцкая К.Я. Нясвіж і Радзівілы. – Мн.: Полымя, 2001.
16. Шибеко З., Шибеко С. Минск: Страницы дореволюционной жизни города. –Мн., 1990.
17. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн., 1993 – 1999.Памяць: Гiсторыка-дакументальная хронiка Лагойскага раёна: у 2-х кн. Кн. 1