ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР
1.1. Сущность и особенности стратегического менеджмента
1.2. Формирование стратегии функционирования бизнес-структур
1.3. Понятие и этапы стратегического планирования
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»)
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
2.2. Анализ и оценка применения элементов механизма стратегического менеджмента в процессе функционирования организации
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
3.1. Разработка стратегии развития организации
3.2. Инструменты реализации стратегии организации
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность менеджера заключается в управлении, направленном на достижение поставленных целей. Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства. В связи с этим оценка эффективности менеджмента будет являться основополагающей при стратегическом управлении организаций.
В современных условиях, при такой сильной конкурентной борьбе и стремительной изменчивости ситуации, организации должны сосредотачивать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит им легко подстраиваться к изменениям, происходящими в их окружении.
Исследуемая тема является достаточно актуальной, так как вопросы разработки и реализации эффективной стратегии все еще являются одной из наиболее значимых проблем, которые осложняют экономическое положение предприятий. При этом качественно разработанная стратегия дает возможность организации верно оценить экономические возможности его развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Тогда стратегия также обеспечит устойчивый экономический рост и развитие самой организации, повысит ее конкурентоспособность, производимой ей продукции и оказываемых услуг.
Таким образом, именно тщательно продуманная и прошедшая все процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов организации.
В связи с этим целью курсовой работы является рассмотрение механизма стратегического менеджмента в деятельности организаций.
Для конкретизации цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) раскрыть понятие и сущность стратегического менеджмента и стратегического планирования;
2) изучить формирование стратегии функционирования бизнес-структур;
3) проанализировать характеристику РУП «Белтелеком»;
4) провести анализ применения стратегического менеджмента в деятельности РУП «Белтелеком».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР
1.1. Сущность и особенности стратегического менеджмента
В нынешнее время перед организацией, действующей на рынке товаров и услуг, стоит задача не только выжить, но и непрерывно развиваться, наращивая свой потенциал.
Концепция стратегического менеджмента позволяет организации добиваться поставленных целей в условиях изменчивой и неопределенной среды.
Существует три вопроса в ответе на которые заключается сущность стратегического менеджмента:
1) В какой ситуации организация находится в настоящее время?
2) В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
3) Как достигнуть желаемого положения организации?
Для ответа на первый вопрос нужно понимать текущую ситуацию, в которой находится организация, прежде чем решать, куда двигаться дальше. Для этого в свою очередь необходима информационная основа, которая обеспечит процесс принятия стратегических решений необходимыми данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос выражает ориентацию организации на будущее. что является важной особенностью стратегического менеджмента. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии, в процессе которой могут корректироваться предыдущие этапы. Составляющими этого этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию [16, с 155].
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
- ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
- сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
2 ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА МАТЕРИАЛАХ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
РУП «Белтелеком» является национальным оператором электросвязи Республики Беларусь. За долгие годы существования организацией построена разветвленная сеть телекоммуникаций на территории Республики Беларусь, сеть магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) с выходом на сопредельные государства. РУП «Белтелеком» разрабатывает качественно новые телекоммуникационные сервисы. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Для организации международных каналов спутниковой связи эксплуатируется комплекс наземных станций спутниковой связи «Телепорт».
РУП «Белтелеком» оказывает следующие около 60 видов услуг электросвязи, в том числе:
1) услуги телефонной связи: местная, международная связь, междугородная связь, телефонная связь с таксофонов;
2) услуги, связанные с телефоном;
3) услуги расширенной возможности телефонной связи;
4) быстрая передача копий документов на любые расстояния;
5) Сервисные информационные услуги, справочно–информационные и услуги автоинформатора, реализуемые на базе цеха обработки вызовов, оказываемые по телефону;
6) Современные высокотехнологичные услуги.
РУП «Белтелеком» в 2009 г. ввел новую услугу в промышленное пользование под торговой маркой ZALA. IP–телевидением принято называть цифровую технологию многопрограммного интерактивного телевизионного вещания в IP–сети с помощью пакетной передачи видео–данных по IP–протоколу.
РУП «Белтелеком» осуществляет передачу данных по коммутируемой сети общего пользования, доступ к международным и белорусским ресурсам сети Интернет, предоставляет в пользование международные цифровые потоки и каналы практически любой емкости; обеспечивает равные условия работы операторов мобильной связи республики путем подключения их к международной станции, предоставляет междугородный и международный роуминг.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РУП «БЕЛТЕЛЕКОМ»)
3.1 Разработка стратегии развития организации
Текущей стратегия развития РУП «Белтелеком» является стратегия усиления позиций на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Этот тип стратегии требует для реализации больших маркетинговых усилий. Возможны также попытки осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами.
Также используется стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта. Эта стратегия имеет целью рост объема продаж путем внедрения имеющихся товаров на новые рынки.
Рассмотрим альтернативные стратегии для достижения цели.
В группу стратегий интегрированного роста эталонных стратегий входят стратегии бизнеса, связанные с расширением фирмы путем добавления новых структур. Организация может осуществлять интегрированный рост двумя способами: при помощи приобретения собственности и путем расширения изнутри. При этом и в том, и в том случаи происходит изменение положения организации внутри отрасли.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
1) Стратегия обратной вертикальной интеграции. Данная стратеги направлена на рост организации за счет приобретения либо усиления контроля над поставщиками. При этом организация может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо приобретать компании, уже осуществляющие снабжение.
2) Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, которая выражается в росте фирмы за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно: системами распределения и продажи.
Группа стратегий диверсифицированного роста бизнеса реализуется в том случае, если организации далее не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РУП «Белтелеком» на сегодняшнее время является национальным оператором электросвязи Республики Беларусь. За годы своего развития на территории страны организацией построена разветвленная сеть телекоммуникаций, сеть магистральных волоконно–оптических линий связи (ВОЛС) с выходом на сопредельные государства.
РУП «Белтелеком» оказывает следующие около 60 видов услуг электросвязи, в том числе:
1. Услуги, связанные с телефоном.
2. Услуги телефонной связи: местная, международная связь, междугородная связь, телефонная связь с таксофонов.
3. Услуги расширенной возможности телефонной связи.
В результате проведенного SWOT–анализа, нами были сделаны соответствующие выводы: РУП «Белтелеком» имеет огромный потенциал к дальнейшему развитию, о чем говорят такие сильные стороны организации, как: известность марки, качественные услуги, высокий уровень квалификации работников, высокое качество сервиса, наличие доступных тарифов, финансовая устойчивость организации и т.д. Однако при этом так же существует и ряд недостатков, которые необходимо устранить для успешной деятельности организации в будущем. Среди них такие как: наличие аналогичных тарифов по более низкой цене, из–за чего возникает потребность расширять число тарифов и снижать цены.
Была сформирована модель потребительского поведения на рынке услуг телекоммуникаций и связи, после чего разработаны мероприятия по совершенствованию стратегического управления поведением потребителей, в том числе:
1) Больше внимания уделять целевой аудитории, определить её конкретную структуру и для каждого сегмента проводить свои мероприятия;
2) Ориентироваться в первую очередь на запросы потребителя, его желания и потребности. Какими бы профессионалами не были руководители организации, прогнозируя увеличение доли рынка, потребитель может в любой момент отказаться от услуг «Белтелеком», что приведёт к убыточной деятельности и преодолению кризиса. Уже сейчас необходимо не допускать и малейших колебаний в отрицательную сторону;
3) С каждым годом конкурентов у «Белтелеком» только прибавляется, что требует грамотного подхода к организации продвижения услуг, искать новые нестандартные способы рекламы;
1. Акофф, Н., Рассел Л. О менеджменте. СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2009. – 524 с.
4. Басовский, Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА М, 2010. – 216 с.
5. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА М, 2012. – 260 с.
6. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Инфа-М, 2010.
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2014. – 560 с.
8. Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2015. – 670 с.
9. Воробьев, А.Д. Методология стратегического менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 6. – с. 127-130.
10. Герчикова, И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2012. – 501 с.
11. Глухов, В.В. Менеджмент. СПб.: Издательство Лань, 2012. – 528 с.
12. Голубков, Е.П. Формирование стратегии и роль маркетинга в организации.// Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 3.
13. Горемыкин, В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития организации. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 594 с.
14. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.В. Гуськов. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. - 192 c.
15. Дафт, Р. Л. Менеджмент: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 388 с.
16. Кузнецов, В. С. О стратегической альтернативности.// Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. - № 2. – с. 34-40.
17. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 236 c
18. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 224 с.
19. Салун, В. Формирование стратегии – цель или средство. // Маркетинг. – 2015. - № 1. – с. 42-47.
20. Томпсон, А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. М.: Вильямс, 2015. – 288 с.