Введение
1 Институт освобождения от административной и уголовной ответственности
1.1 Понятие института административной ответственности
1.2 Понятие института уголовной ответственности
2 Сравнение оснований освобождения от административной и уголовной ответственности
2.1 Основания освобождения от административной ответственности
2.2 Основания освобождения от уголовной ответственности
3 Выводы и направления совершенствования института и мер административной и уголовной ответственности
3.1 Направления совершенствования института и мер административной ответственности
3.2 Направления совершенствования института и мер уголовной ответственности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика Беларусь является правовым государством, что предполагает наличие всеобщего равенства перед законом, гарантирование прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, развитое гражданское общество, правовую защищённость человека от произвольных решений и действий, а, следовательно, и наличие взаимной ответственности. Ответственность является гарантией устойчивости общественных отношений, стойкости правопорядка и защиты человеческих ценностей. Институт юридической ответственности является одним из предопределяющих факторов укрепления правопорядка. Административная и уголовная ответственности, являясь особым видом юридической ответственности обладают всеми чертами, присущими последней, но вместе с тем они являются самостоятельными институтами административного-деликтного права.
Формы реализации права – обусловленные природой юридических норм способы их осуществления в фактическом правомерном поведении субъектов.
Административная ответственность реализуется путем применения административного взыскания к правонарушителю, однако далеко не сводится к нему. И. И. Веремеенко отмечает, что по многим существенным признакам ответственность отличается от санкции, лежащей в ее основе [1, c. 162]. Например, не всегда тождественны количественные характеристики санкции и образуемой ее применением ответственности. Чаще всего ответственность по своим количественным показателям меньше соответствующей санкции, она чаще всего свободно помещается в границах санкции и редко совпадает с ней полностью. Необходимо помнить, что разграничение между санкцией и ответственностью есть. Взыскание – итог реализации ответственности, ее мера. Правильно подобранная санкция дает возможность правоприменительным органам в борьбе с административными правонарушениями избрать наиболее целесообразную меру ответственности, что также является одним из обязательных условий эффективности борьбы с административными правонарушениями.
Содержание уголовной ответственности заключается в принятии судом мер реального воздействия на личный и имущественный статус лица, виновного в совершении преступления. Именно поэтому уголовная ответственность наступает после вступления приговора суда в законную силу.
Целью настоящего исследования является формирование теоретических и прикладных начал построения и реализации институтов административной и уголовной ответственности, выявление оснований административной и уголовной ответственности на основе соблюдения прав, свобод и законных интересов субъектов права, а также определение направлений для дальнейшего развития и повышения эффективности данных институтов.
В своей работе нами предпринята попытка решить следующие задачи:
- дать понятие института административной ответственности;
- дать понятие института уголовной ответственности;
- определить основания освобождения от административной ответственности;
- определить основания освобождения от уголовной ответственности;
- сформулировать выводы и направления совершенствования института и мер административной и уголовной ответственности.
1. Институт и понятие освобождения от административной и уголовной ответственности
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством. Государство издает нормы права, определяя юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желаний. Юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер.
Государственное принуждение оказывает определенное влияние на поведение людей, основанное на его организованной силе. Характерной чертой принуждения является то, что эта деятельность строго регламентируется законом и имеет свою правовую основу. Субъектами данной деятельности выступают суд, милиция, прокуратура, администрация различных организаций, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.
Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается применением к виновному отрицательных последствий, ущемлением ему личных, имущественных и иных интересов. Основная черта юридической ответственности – это штрафное (карательное) назначение, при этом кара не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя.
Юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:
- она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат;
- юридическая ответственность наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;
- юридическая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя;
- юридическая ответственность воплощается в процессуальной форме.
Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными. Отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности.
Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникающее из правонарушения правоотношение между государством, в лице его специальных органов, и правонарушителем, на которого возлагаются обязанности претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершение правонарушения.
2 Сравнение оснований освобождения от административной и уголовной ответственности
2.1 Основания освобождения от административной ответственности
Существуют обстоятельства ограничивающие, освобождающие и смягчающие административную ответственность. К обстоятельствам, ограничивающим административную ответственность относятся обстоятельства, которые учитываются уполномоченным органом при вынесении постановления и назначении административного наказания. Они не освобождают от ответственности, т.е. в отношении лица производятся все действия, предусмотренные по делам об административных правонарушениях. Такие обстоятельства ограничивают возможности органа административной юрисдикции применить все возможные в санкции наказания и меры пресечения. К таким обстоятельствам относятся: возраст правонарушителя, его физическое состояние (инвалидность, беременность), особый правовой статус (депутат, прокурор, судья, военнослужащий и др.), основной вид профессиональной деятельности (занятие охотой).
К обстоятельствам, освобождающим от административной ответственности относятся обстоятельства, при возникновении которых производство по делу об административном правонарушении прекращается (не начинается), а на правонарушителя наказание не налагается. Такие обстоятельства указаны в ст. 24.5 КоАП РФ. К таким обстоятельствам относятся дипломатический иммунитет иностранного гражданина об административной юрисдикции Российской Федерации.
Следует иметь ввиду, что существуют еще и смягчающие обстоятельства, ограничивающие ответственность. Они также носят обязательный характер для правоприменителя и влияют на выбор вида и размера наказания.
В соответствии с главой 8 "Основания для освобождения от административной ответственности" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) рассмотрим основания освобождения от административной ответственности [14].
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных КоАП. Рассмотрим эти основания и случаи ниже.
Таким образом, лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам.
3 Выводы и направления совершенствования института и мер административной и уголовной ответственности
3.1 Направления совершенствования института и мер административной ответственности
Подведя итог на основе проведенных исследований и анализа действующего законодательства об административной ответственности, можно сказать о том, что в литературе не существует единой точки зрения о понятии и правовой природе административной ответственности. Каждый автор толкует ее по-разному. Мы же в повседневной жизни практически каждый день сталкиваемся с административными правонарушениями. Простая неуплата за проезд есть административный проступок, который влечет ответственность лица, совершившего этот проступок. Как правило, обычное незнание закона встречается гораздо реже, нежели его нарушение. В этом смысле трудно сказать, что именно руководит человеком при несоблюдении установленных законом норм. Административных правонарушений намного больше, чем преступлений. Следовательно, и административная ответственность является одним из часто применяемых видов юридической ответственности. Иногда очень сложно найти грани различия между административным правонарушением и уголовным преступлением, ибо за похожие нарушения закона предусмотрены санкции как в УК Республики Беларусь, так и в КоАП. Однако главное различие в том, что административное правонарушение менее опасно, а административная ответственность менее сурова.
Проблемы законодательного регулирования освобождения от административной ответственности в Республике Беларусь представляются чрезвычайно значительными и актуальными по разным причинам.
В первую очередь значение создания и последующего функционирования системной нормативно-правовой базы института освобождения от административной ответственности вытекает из социальной значимости этой административно-правовой категории.
По нашему мнению, государство, стремясь более полно использовать возможности либерализации законодательства (как административного, так и уголовного), отделило, казалось бы, близкие понятия - освобождение от ответственности и освобождение от наказания. Очевидно, что такое разделение во многом является нашей внутренней выдумкой, которая возникла, когда ученые и законодатели стали изобретать и внедрять другие, кроме наказания, формы реализации юридической ответственности (это были все виды мер социального, образовательного влияния), так как, а также разработать механизмы замены уголовной и административной ответственности другими видами ответственности.
Заключение
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).
Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.
Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).
В свою очередь, к уголовной ответственности привлекаются лица, обвиняемые в преступлениях, а административная ответственность применяется за административный проступок.
Основания освобождения от административной ответственности указаны в главе 8 "Основания для освобождения от административной ответственности" Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а основания освобождения от уголовной ответственности представлены в главе 12 «Освобождение от уголовной ответственности и наказания» Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
Подведя итог на основе проведенных исследований и анализа, мы считаем, что наиболее успешной и отвечающей современным тенденциям развития общества, будет являться классификация, представляющая собой градацию мер административной ответственности в соответствии с иерархией от менее репрессивных к более репрессивным:
1 Предупреждение;
2 Административный штраф;
3 Конфискация;
4 Взыскание стоимости;
5 Лишение специального права;
6 Лишение права заниматься определенной деятельностью;
7 Депортация;
8 Административный арест.
1. Веремеенко, И. И. Административно-правовые санкции / И. И. Веремеенко – Москва: Юридическая литература, 1985. – 192 с.
2. Гавриленко, Д. А. Административное право: учебное пособие / Д. А. Гавриленко, С. Д. Гавриленко; под ред. Д. А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
3. Галаган, И. А. Административная ответственность в СССР / И. А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. – 252 с.
4. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов; под ред. Д. Н. Бахрах. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2005. – 800 с.
5. Бахрах, Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах. – М.: БЕК, 1996. – 355 с.
6. Административная ответственность в СССР: монография / В. М. Манохин, Ю. С. Адушкин [и др.]; под общ. ред. В. М. Манохина, Ю. С. Адушкина. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1988. – 160 с.
7. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие / Н.А. Бабий. — Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335 с.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З : с изм. и доп. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Бержанин, А. А. Вопросы освобождения от уголовной ответственности в Республике Беларусь / А. А. Бержанин // Государство и право. – 2006. – № 6. – С. 96–100.
10. Прохоров, В. С. Преступление и ответственность / В. С. Прохоров. – М. : Изд-во ЛГУ им. А. А. Жданова, 1984. – 144 с.
11. Сундуров, Ф. Р. Уголовное право России : освобождение от уголовной ответственности в системе мер уголовно-правового воздействия / Ф. Р. Сундуров, Л. Л. Кругликов. – М., 2005. – 563 с.
12. Уголовное право. Общая часть : конспект лекций / Э. Ф. Мичулис, В. В. Горбач [и др.] ; под общ. ред. Э. Ф. Мичулиса. – Минск : Изд-во МИУ, 2008. – 272 с.
13. Уголовное право: Библиография (1985-2006 годы) / Под ред. А.Э. Жалинского, 2-е изд. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007.– 832 с.
14. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. №194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: в ред. от 2 марта 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М., 1974. С. 25, 49.
16. Кирин В. А. Законодательство о борьбе с преступностью: отрасли и взаимосвязь. М., 1978. С. 218 - 222; Григорьев Н. В., Сабитов Р. А. Освобождение от уголовной ответственности по нормам Особенной части УК РФ. Хабаровск, 1993. С. 12.
17. Филин Д. В. Проблемы апелляции в современном уголовно-процессуальном законодательстве Украины // Гос. и право. 2005. N 2. С. 80.
18. Крамник, А. Н. Административно-правовое принуждение / А. Н. Крамник. – Минск: Тесей, 2015. – 288 с.