Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
1.1. История развития спортивного туризма
1.2. Факторы, влияющие на развитие спортивного туризма
Глава 2. Технология разработки событийного тура
2.1. Особенности проектирования событийного тура
2.2.Разработка туристического маршрута
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Спортивный туризм - это явление которое сочетает в себе множество направлений деятельности людей: туризм, спорт, экологическое и нравственно-эстетическое воспитание. По причине того, что в туризме существует множество классификаций, к спортивному туризму можно отнести большое количество как активных, так и пассивных видов туризма.
Спортивный туризм, как явление, на территории Беларуси зародился относительно недавно, в конце 19 века, однако отдельные элементы наблюдались еще в средние века. Пик развития пришелся на советский период. В суверенной Беларуси, спортивный туризм, фактически начал свое развитие с чистого листа.
Согласно самому распространенному подходу к определению спортивного туризма, к нему относится посещение туристами спортивных мероприятий, без непосредственного участия в них, разного рода походы, которые могут быть категорийные или любительскими. Некоторые классификации так же в спортивный туризм включают путешествия с целью занятием видами спорта, не связанными с туризмом. На развитие всех этих направлений спортивного туризма в конкретном регионе влияют множество факторов.
Инфраструктура спортивного туризма является очень разнообразной, к ней можно отнести такие ее элементы, которые присущи как большинству видов туризма, так и специфичны для спортивного туризма. Спортивные сооружения могут быть базой не только для событийного спортивного туризма, но и для посещения их людьми с целью занятия спортом. Специфичными являются и такие объекты, которые могут быть препятствием при других видах туризма, например искусственно созданные дистанции для туристских соревнований.
На территории Республики Беларусь принято выделять несколько туристических районов, это связано, прежде всего с неоднородностью природных и социальных условий. В связи с тем, что при различных видов спортивного туризма интересны различные условия и объекты. Территория страны может использоваться для водного, пешеходного, велотуризма, при этом привлекательными могут быть населенные пункты или отдельные спортивные сооружения.
Не смотря на стремление развивать спортивный туризм, существует ряд проблем, связанных, прежде всего с инфраструктурой, маркетингом и законодательством. Территория страны богата ресурсами для развития водного, пешеходного, спортивно-познавательного и велотуризма, так же существует база для проведения спортивных соревнований разного уровня, в связи с этим именно эти направления следует развивать в Республике Беларусь.
Цель: изучить особенности спортивного туризма в Республике Беларусь.
Задачи:
1. Изучить развитие спортивного туризма в Беларуси.
2. Описать факторы влияющие на развитие спортивного туризма в Республике Беларусь.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме
1.1. История развития спортивного туризма
В период с 1958 по 1965 год, когда туризм был исключен из ЕВСК и разряды и звание мастера присваивались исключительно советами по туризму, причем без эпитета «спортивный», никто из белорусских туристов, норматив «мастер туризма» не выполнил. Другими словами, по уровню мастерства белорусские туристы сильно отставали от своих коллег из России и Украины, Москвы и Ленинграда. Тем не менее, к началу 1965 г. в республике был заложен прочный фундамент: активно работали туристские клубы, не одна-две, а довольно много туристских групп подошло к маршрутам высших категорий сложности. После восстановления туризма в ЕВСК в 1965 г. уже два года спустя в Белоруссии появился первый мастер спорта СССР – Михаил Гурин. Поскольку во второй половине 60-х годов в Белоруссии активно функционировала система подготовки туристских общественных кадров, то уже к 1970 г. ряд спортсменов-туристов вплотную подошел к мастерскому уровню, и до 1973 г. звание мастера спорта присваивается Э. Точицкому, Л. Петрикову, И. Фольбу, В. Ганопольскому (горный), О. Виноградову и Г. Пархимовичу (водный туризм[4]
Восстановление туризма в ЕВСК в 1965 г. произошло на качественно ином уровне. Это были уже другие разрядные требования: не три категории сложности, а пять, не протяженность маршрута и «ненаселенка», а заданная продолжительность и протяженность маршрута плюс его техническая сложность. В принятом в 1965 г. виде разрядные требования остаются практически неизменными до конца 1972 г. Существенные изменения вносятся в разрядные требования, принятые в 1973–76 гг. Обратим внимание на основные:
– Появляется перечень классифицированных туристских маршрутов, закрепляющий за туристским районом верхний уровень категории сложности для каждого вида туризма. В Белоруссии теперь стали невозможными пешие и лыжные походы третьей категории, а, следовательно, за любой «тройкой» предстоял выезд за пределы республики.
– Возросли требования к технической сложности маршрутов. Если до 1972 г. включительно горный маршрут пятой категории сложности требовал включения двух перевалов 2Б категории трудности, то теперь к этому добавлялся еще и перевал ЗА, а это уже вполне серьезное препятствие[5].
Это был серьезный прорыв в будущее, так как за перевалами ЗА категории трудности появятся перевалы ЗБ, а с ними и походы уже не пятой, а шестой категории. Аналогичная картина наблюдается также в лыжном и водном туризме. Этот процесс начнется через год-два после принятия разрядных требований на 1973–1976 гг. Далеко не все были подготовлены к столь радикальным переменам, и многие стратегические планы (выполнение мастерского норматива составляло в среднем около 10 лет) оказались несостоятельными. Нужны были иные подходы к формированию и подготовке спортивных групп, тем более что уже с 1971 г. проводятся Всесоюзные соревнования на лучшее туристское путешествие, а также всесоюзные соревнования ДСО профсоюзов и республиканские.
Глава 2. Технология разработки событийного тура
2.1. Особенности проектирования событийного тура
Особенность в проектировании событийного тура заключается в том, что такие туры можно гармонично сочетать с другими программами. Экскурсионная и событийная составляющие тура вполне могут быть совмещены в рамках одной поездки. Различия возникают лишь в том, какая из этих составляющих главнее.
Таким образом, событийные туры могут проходить по двум разным сценариям. Первый вариант: поездка на необходимое мероприятие, во время проведения которого туристы успевают насладиться, в том числе экскурсионной программой. Второй вид событийного тура: когда в рамках экскурсионной поездки туристам удается попасть на, допустим, интересный концерт или матч.
Действительно, при бронировании экскурсионного или пляжного тура агент вполне может узнать, не проходит ли поблизости какой-нибудь фестиваль, карнавал или концерт. В том случае, если даты поездки совпадут с датой проведения какого-либо мероприятия, клиентам можно предложить его посещение, не исключено, что это станет изюминкой путешествия. Так, если туристы летят на Кипр в бархатный сезон, то они могут побывать на празднике молодого вина, который проходит в самом начале сентября. А в том случае, если туристы посещают Венгрию во время старта "Формулы-1", то озвучить им данный факт тоже будет нелишним - вдруг заинтересуются.
Важно в данной ситуации не планировать возможные экскурсии заранее. Экскурсионная составляющая, безусловно, присутствует в рамках событийных туров, но стоит иметь в виду, что мероприятия спортивного или иного характера не имеют строгих временных границ. Если забронировать экскурсионный тур на неделю раньше или на неделю позже, разницы не будет. Организацию же событийных туров осложняет тот факт, что необходимо попасть в конкретные даты. Если вы организуете событийный тур и при этом хорошо сделали туристическую часть программы, но, мягко говоря, не преуспели в организации посещения мероприятия и, как следствие, оно сорвалось, то вашу репутацию в глазах туристов уже будет трудно спасти. С другой стороны, если вы, например, приобрели билеты на хорошие места на футбол, хорошо организовали трансфер, то люди не обратят внимание на то, что, в номере у них не работал кондиционер[10].
Проведение событийных мероприятий - это целое искусство со своими особенностями и специфическим жанром. И в каждом виде события есть свои специалисты, т.к. сами события являются частью совершенно разных отраслей. Событийная индустрия делится на много секторов, как по характеру события, так и по конечным целям мероприятия. Так, интересно отметить событийный маркетинг (eventmarketing), который представляет собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение определенной торговой марки с помощью ярких и запоминающихся событий или события.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информацию об окружающем мире можно почерпнуть из многих источников, таких как книги, телевидение и интернет, но ничто не заменит личного знакомства с изучаемым объектом. Народная мудрость гласит – “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”; именно этому стремлению и служит рекреационный туризм.
Данный вид путешествий способствует удовлетворению многих человеческих потребностей, таких как познание, движение, общение и даже оздоровление. В ходе экскурсии человек не только отдыхает, но и растёт духовно, приобретает новые знания, получает возможность вживую соприкоснуться с историко-культурным наследием своей или чужой страны.
Объектами интереса могут служить как памятники архитектуры, искусства и литературы, так и места, связанные с деятельностью исторических личностей, история, религия, наука, народные промыслы, кухня, быт.
Для привлечения на территорию нашей страны иностранных клиентов крайне необходимо проведение политики по развитию рекреационного туризма.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
Сущность экскурсионного туризма заключается в путешествиях с целью посещения определённых объектов интереса. В ходе экскурсии турист посещает всевозможные достопримечательности, природные и архитектурные памятники, знакомится с историей, культурой, бытом той или иной страны. Целью данного вида туризма является расширение кругозора отдыхающего, приобретение свежих впечатлений, проведение полезного и увлекательного досуга. Значимость экскурсионно-познавательного туризма характеризуется его практической полезностью для государства, поскольку является относительно дешёвым и доступным способом привлечения туристской клиентуры на территорию страны, что положительно влияет на уровень доходов и благосостояние нации, способствует укреплению международных отношений и культурному обмену.
Особенность рекреационного туризма состоит в его тесной связи с культурно-историческим потенциалом, привлекательностью тех или иных объектов интереса, без которых невозможно привлечение туристской клиентуры. Экскурсии отличаются большим разнообразием форм проведения, могут быть ориентированы на различные слои населения, и сильно отличаются друг от друга по содержанию.
Тем не менее, основой любой экскурсии является сочетание показа и рассказа, синтезируемого опытным гидом-экскурсоводом, способным одинаково коротко и ёмко изложить сопутствующий материал. Немаловажными аспектами в этом деле являются подготовка высококвалифицированного обслуживающего персонала, выбор наиболее привлекательных объектов показа и качественная проработка маршрута экскурсии.
1. Абухба, Г.В. Рекреационно-туристическая деятельность как фактор регионального развития / Г. В. Абухба // Социология власти. - 2011. - № 7.- С.151-158.
2. Боголюбова, С. А. Эколого-экономическая оценка рекреационных ресурсов: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Боголюбова. - Москва : Академия, 2009. - 256 с.
3. География туризма: учеб. пособие для сред. проф. образования по спец. «Туризм» / М. В. Асташкина, О. Н. Козырева [и др.]. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 429 с.
4. Гриц, А. А. Особенности рекреационного освоения Камчатки / А. А. Гриц // Проблемы региональной экологии. - 2013. - № 1 (январь-февраль).- С.164-168.
5. Дзилихова, А. А. Туристско-рекреационный потенциал как фактор экономического развития регионов России / А. А. Дзилихова // Труд и социальные отношения. - 2014. - № 3.- С.42-50.
6. Егорова, Е. Н. Методика оценки природного туристско - рекреационного потенциала региона / Е. Н. Егорова, О. В. Мотрич // Региональная экономика. - 2010. - № 43.- С.49-56.
7. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма: справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 363 с.
8. Ильина, Е.Н. Основы туристической деятельности: учебник / Е.Н. Ильина. - М.: Академия, 2007. – 434 с.
9. Капилевич, Л. В. Рекреационно-оздоровительный и экскурсионный потенциал велосипедных городских прогулок / Л. В. Капилевич, Ю. А. Карвунис // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 370 (май).- С.140-143.
10. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 320 с.
11. Кетова, Н. П. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход / Н. П. Кетова, Е. В. Онищенко, В. Н. Шарафутдинов. - Ростов-на-Дону : Содействие - XXI век, 2011. - 287 с.
12. Кичанов, М. Дивиденды от природы / М. Кичанов // Эксперт-Сибирь. - 2014. - № 28/32.- С.10-17.
13. Кусков, А. С. Рекреационная география : учебно-методический комплекс: учебно-методическое пособие / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. - Москва: Флинта: Московский психолого-социальный институт [МПСИ], 2005. - 493 с.
14. Лось, М. А. Природный туристско-рекреационный потенциал ландшафтно-экологической среды: особенности его оценки и рационального использования / М. А. Лось // Географический вестник. - 2013. - № 2.- С.104-109.
15. Нездойминов, С. Г. Современные тенденции развития лечебно оздоровительного туризма в Украине / С.Г. Нездойминов // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 2.- С.20-24.
16. Новикова, И. В. Проблемы регионального туризма / И. В. Новикова // Социологические исследования. - 2014. - № 2.- С.129-130.
17. Смиренникова, Е. В. Комплексный подход к оценке туристического потенциала с применением экспертных методов и геоинформационного моделирования / Е. В. Смиренникова // Проблемы региональной экологии. - 2011. - № 6 (ноябрь-декабрь). - С.250-253.
18. Степченко, А. Отдых на природе / А. Степченко, Г. Маликова // Дерево.RU. - 2014. - № 1.- С.16-19.
19. Тихомиров, С. В. Туризм как новая специализация Сибири / С. В. Тихомиров, И. В. Мусиенко // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2012. - № 9.- С.4-12.
20. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков; под ред. В. А. Таимазова, Ю. Н. Федотова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 464 с.
21. Официальный сайт о туризме в Беларуси. - Режим доступа: http://www.belarustourism.by/.