ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы определяется широким перечнем противоречий, возникающих во взаимоотношениях типа «работник – наниматель» и «наниматель-работник». Огромный перечень норм права, регулирующих вопросы применения трудового права, несмотря на кодификацию трудового законодательства, сам создал почву для постоянно возникающих конфликтов.
Также к объективным причинам можно отнести сложившуюся тяжелую экономическую и социальную ситуацию в нашем обществе: нанимателям с каждым месяцем всё труднее приспосабливаться к реалиям разрастающегося кризиса, отсюда и нарушения сроков выплаты заработной платы, сокращение штата работников, возложение на работников дополнительных неоплачиваемых обязанностей.
К субъективным причинам возникающих споров относится низкий уровень правовой грамотности субъектов трудовых отношений, также нельзя исключать и сознательное нарушение трудовых норм , как работниками, так и нанимателями, неправильное толкование трудового законодательства со стороны нанимателей, а также недобросовестное отношение работников к исполнению своих трудовых обязанностей, предъявление необоснованных требований.
В данной работе будут рассмотрены не только исполнение решений комиссии по трудовым спорам и суда, но и органов арбитража, посредничества, примирения, которые могут быть сформированы согласно коллективному договору (соглашению), либо в порядке, аналогичном для органов по разрешению коллективных споров.
Необходимо подчеркнуть, что существует возможность для работника обжалования действий нанимателя в органы прокуратуры, профсоюзы, департамент государственной инспекции труда. Однако исключительно решения комиссии по трудовым спорам и суда по спору, не исполненному в добровольном порядке, подлежат принудительному исполнению специально уполномоченными должностными лицами – судебными исполнителями судов.
Требования судебных исполнителей по исполнению решений обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц всех форм хозяйствования на всей территории Республики Беларусь.
ГЛАВА 1. Понятие и виды трудовых споров
Под трудовым спором понимается поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения законодательства о труде или об установлении между ними новых условий труда.
Трудовые споры могут классифицироваться:
- по спорящему субъекту;
- по характеру спора;
- по виду спорного правоотношения.
Выяснение вида трудового спора поможет быстрейшему его разрешению.
Во-первых, - по спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным можно относить споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п. Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении Премиальных положений, планов социального развития и т.п.
В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.
В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.
Коллективные споры возникают: из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, его администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством; правоотношений профкома и администрации; и др.).
Во-вторых, - по характеру трудовые споры делятся:
- на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
- на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.
Глава 2. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
2.1. Порядок и процедура исполнения решений комиссии по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам – первоначальный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, исключая споры с иным порядком рассмотрения. В частности комиссия не вправе рассматривать споры об установлении норм труда и условий их выполнения: данный спор относится к рассмотрению нанимателя и профсоюза.
Наряду с решением основного спора, комиссия одновременно решает вопросы, вытекающие из основного спора: если комиссия признает перевод работника незаконным, то она одновременно решает вопросы взыскания разницы в оплате труда.
Также существуют пределы рассмотрения того или иного спора в комиссии: комиссия вправе рассмотреть вопрос об отказе в предоставлении нанимателем работнику спецодежды, однако вопрос о включении вида работы в перечень на получение средств по охране труда комиссия рассматривать не вправе[1, с.815]
Порядок работы комиссии не урегулирован законодательством. На практике создается локальный нормативный акт организации.
Решение комиссии должно быть вынесено в десятидневный срок с даты регистрации заявления, должно соответствовать законодательству, основываться на действующих трудовых нормах.
Мотивированность решения комиссии - обоснование его нормами действующего законодательства, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами, а также соответствие действительным обстоятельствам дела, установленным комиссией в ходе рассмотрения спора. Решение должно быть изложено четко и ясно, чтобы не возникло затруднения при его исполнении. В решении по денежным требованиям должна быть указана точная сумма, причитающаяся работнику.
Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ СУДА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ
3.1. Порядок и процедура исполнения решений суда по индивидуальным трудовым спорам
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются общими судами в порядке и установленной процедуре искового производства.
В зависимости от необходимости досудебного урегулирования спора такие споры делятся на две группы.
Первая группа – споры, передаваемые в суд после рассмотрения их в комиссии по трудовым спорам. К таким спорам относятся: споры о выплате среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения неоплачиваемой работы в связи с незаконным переводом; о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом коэффициента трудового участия; о применении дисциплинарных взысканий; о неправильных или неточных записях в трудовой книжке сведений о заключении, изменении или прекращении трудового договора, если эти записи не соответствуют приказу (распоряжению) нанимателя [7].
В случае несоблюдения досудебного порядка урегулирования трудового спора судья отказывает в возбуждении дела.
Во вторую группу входят споры, для которых не предусмотрена досудебная процедура урегулирования спора.
Споры об отказе в заключение трудового договора подлежат рассмотрения в порядке искового производства, без досудебного обжалования в порядке подчиненности.
Решения суда подлежат исполнению после вступления их в законную силу. Однако допускается возможность исполнения сразу после вынесения судебного решения. Это споры: о восстановлении на работе, на прежнем рабочем месте, прежних существенных условий труда и о выплате работнику заработной платы, но не свыше, чем за один месяц. Данные императивные нормы не требуют упоминания об этом в решении. Также суд вправе допустить немедленное исполнение, указав это в любом решении, в том числе по любым спорам, если вследствие исключительных обстоятельств, если задержка в исполнении приведет к большому вреду для взыскателя или сделает исполнение невозможным.
Глава 4 ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ОРГАНОВ ПРИМИРЕНИЯ, ПОСРЕДНИЧЕСТВА И АРБИТРАЖА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ
4.1. Порядок исполнения решений альтернативных органов примирения, посредничества и арбитража по индивидуальным трудовым спорам
Законодательством не урегулирован порядок исполнения решений органов примирения, посредничества и арбитража по индивидуальным трудовым спорам.
Они могут быть исполнены в порядке, закрепленном коллективным договором (соглашением), либо в порядке, аналогичном для органов по разрешению коллективных трудовых споров. В их практике могут быть использованы уже испробованные методы исполнения.
Исполнения решений органов примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров является правом, а не обязанностью нанимателя. Если процедуры исполнения указанных органов не урегулированы, то индивидуальные трудовые споры и решения, принятые по ним, по вопросам установления или изменения условий труда подлежат рассмотрению нанимателем по соглашению с профсоюзом в пределах предоставленных им прав.
Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам вышеуказанных органов не должно ограничивать право работника на судебную защиту.
В Республике Беларусь на практике широко используется примирительная процедура по урегулированию индивидуальных трудовых споров. Таким способом, например, разрешаются споры о предоставлении работникам не в полном объеме дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, предусмотренного коллективным договором; о несогласии продолжать трудовые отношения в порядке перевода в связи с реорганизацией предприятия; об отмене приказов, связанных с лишением премий, и выплате причитающейся суммы и др.
Глава 5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
Как в Беларуси, так и в России органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды[21]. Названные органы являются основными органами, в непосредственные функции которых входит рассмотрение, разрешение, и исполнение индивидуальных трудовых споров.
В обеих странах предусматривается возможность использования примирительного способа урегулирования разногласий. В частности, Трудовой кодекс Российской Федерации допускает создание нанимателем по соглашению с профсоюзом органов примирения, посредничества и арбитража для урегулирования индивидуальных трудовых споров. Порядок работы органов примирения определяют стороны (наниматель и профсоюз). В ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 58-З "О медиации" указано, что этот Закон регулирует отношения, возникающие из гражданских правоотношений, в т.ч. споров, возникающих из трудовых правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа соответствующих отношений. При таком способе разрешения индивидуального трудового спора не ограничивается право работника на судебную защиту.
ТК Российской Федерации не предусматривает возможность использования примирительных процедур с целью разрешения индивидуальных трудовых споров. Вместе с тем в России возможно применение примирительного способа разрешения конфликта без обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров [22] .
Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения в письменной форме, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта и последующем его исполнении. В этом соглашении согласно должны содержаться сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на тщательное нормативно-правовое регулирование процедур исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам, в реалиях социально-экономических отношений в нашем Государстве на данном этапе его развития, можно заметить множество недостатков в регулировании данного правового процесса.
В частности, статистика показывает, что доверием, как нанимателей, так и работников пользуется судебное исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
Все попытки законодателя на практике применить теоретические правовые нормы об альтернативном решении и последующем исполнении решений по индивидуальным трудовым спорам сталкиваются в низкую правовую грамотность работников и нанимателей.
Необходимо широкое правовое просвещение альтернативных способов и методов разрешения трудовых конфликтов и последующего их исполнения в средствах массовой информации в первую очередь.
Необходимо заимствование опыта исполнения решений по индивидуальным трудовым спорам соседних государств.
Самое главное правовое просвещение, касающееся прав и обязанностей работников и нанимателей должно преподаваться со школьной скамьи для того чтобы с раннего возраста граждане знали о наличии у них трудовых прав и обязанностей. Благодаря только таким мерам можно будет минимизировать возникновение любых конфликтных ситуаций связанных с правом граждан на труд, достойную его оплату и гарантию на защиту прав и интересов трудящихся.
Завершая, следует отметить, что принципы рассмотрения трудовых споров могут действовать независимо от времени. Общепринятый порядок рассмотрения трудовых споров, как в комиссиях по трудовым спорам, так и в судах Республики Беларусь, будет оставаться неизменным, и действовать до кардинального изменения законодательства. Порядок рассмотрения, в настоящее время, представляет собой гибкий инструмент решения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Как рабочие, так и наниматели имеют возможность полного и последовательного решения спора, защиты своих прав. Имеется два основных органа рассматривающего трудовые споры: суд и комиссия по трудовым спорам. Но законодательство не исключает возможности обращения и в другие органы, но только решения суда и комиссии по трудовым спорам подлежат обязательному исполнению.
1. Чигир, В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики в 3 книгах / В.Ф. Чигир. −Минск: Амалфея , 2005. - Кн.1. −1376 с.
2. Гущин, И.В. Трудовое процессуальное право: учебник / И.В.Гущин. - Минск: Тесей, 2008. - 467 с.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296-3: принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июн. 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 июля 1999 г., № 238-3: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Караваев, П.С. Комиссии по трудовым спорам: создание и деятельность / П.С.Караваев // Право Беларуси. - 2005.- №7. - С. 85-88.
6. Кеник, К. Рассмотрение трудовых дел в комиссии по трудовым спорам / К.Кеник // Юрист (бел.). - 2004. - №1. - С. 88-92.
7. О некоторых вопросах рассмотрения законодательства о труде [Электронный ресурс]: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 29 марта 2001 г., № 2 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. Киселев, И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: учебник для вузов / И.Я.Киселев. - М.: Дело, 1999. – 290 с.
9. Томашевский, К.Л. Трудовые споры / К.Л.Томашевский. – М.: Промкомплекс, 2011. - С. 14 - 15.
10. Обзор Верховного Суда Республики Беларусь от 01.03.2007: Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским делам за 2006 год // Судовы веснiк. - 2007. - № 1. – С. 22-23.
11. Обзор Верховного Суда Республики Беларусь: Обзор кассационно-надзорной практики Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским делам за 2009 год // Судовы веснiк. - 2010. - № 2. - С. 15-16.
12. Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Беларусь от 16.06.2011: Обзор кассационно - надзорной практики Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским делам за 2010 год // Судовы веснiк. - 2011. - № 2. - С.17-19.
13. Обзор судебной практики Судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Беларусь: по материалам обзора кассационно-надзорной практики Верховного Суда Республики Беларусь по гражданским делам за 2011 год // Судовы веснiк. - 2012. - № 2. - С.17-20.
14. Кеник, К.И. Заблуждения нанимателя при применении законодательства [Электронный ресурс] // ИБ "Консультант Плюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск". - Минск, 2016.
15. О медиации: Закон Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 12 июля 2013 г., N 58-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
16. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 29 марта 2001 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - № 39.
17. Куренной, А.М. Новый Трудовой кодекс: быть или не быть? / А.М.Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 2 - 5.
18. Головина, С.Ю. Проблемы применения медиации при разрешении трудовых споров / С.Ю. Головина // Российский юридический журнал. - 2013. - N 6. - С. 119 – 126.
19. Зайцева, Л.В. Медиативные технологии в трудовых и непосредственно связанных с ними отношениях / Л.В.Зайцева // Трудовое право в России и за рубежом. - 2012. - № 1. - С. 36 - 39.
20. Аллахвердова, О.В. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сб. ст. / О.В.Аллахвердова // - М.: Инфотропик Медиа; Берлин. - 2012. - Кн. 4. - 320 с.
21. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: 30 декабря 2001 г. , № 197 – ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: в ред. Закона Российской Федерации 03.07.2016 г. // ЭТАЛОН/ Наццентр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «Консультант-Плюс». – М., 2016.