Введение
1 Особенности территории государства в рамках действия уголовного закона в пространстве
2 Особенности действия уголовного закона в пространстве применительно к современным информационным технологиям
3 Отдельные вопросы действия уголовного закона в пространстве
Заключение
Задача
Анализ нормы
Список использованных источников
Введение
При организации управления государства и местного самоуправления территория Республики Беларусь делится на административно-территориальные единицы, которые определяются законами. Как следует из приведенных конституционных норм, правовая основа определения категории «территория» не на должном уровне охватывает содержание данного понятия. Необходимо отметить, что в этом контексте территория государства представляется не только в виде пространственного предела существования общества, определенного начала для функционирования социального организма, но и как своеобразное политическое, экономическое и культурное пространство, как предел реализации высшей власти внутри страны и грани, за пределами которого государство является как иностранной, внешней силой.
В трудах современных ученых дефиниция территории рассматривается несколько в ином ключе. К примеру, определяется, что «территория государства – это принадлежащая данному государству и находящаяся под исключительной его власти часть земного пространства над сушей и водой». В данном контексте имелся в виду только международно-правовой аспект государственной территории.
Ученые-криминалисты за последние десятилетия неоднократно обращались к исследованию проблем, связанных с понятием и применением уголовного закона, в том числе и действия его во времени и пространстве. Интерес к этой теме особенно возрастал в периоды проведения крупных уголовно-правовых реформ, разработки и принятия нового законодательства. Широко известны опубликованные в 60-е годы монографические работы М.И. Блум, А.Я. Брайнина, Н.Д. Дурманова, М.И. Ковалева, А.А. Тилле. Происходящие в настоящее время в нашем обществе кардинальные социально-экономические преобразования вновь с очевидной остротой, поставили перед теорией и практикой целый комплекс проблем, связанных с действием уголовных законов в пространстве и во времени.
1. Особенности территории государства в рамках действия уголовного закона в пространстве
Спорным является то, что самим ученым предлагается понимать под территорией в международной и в национальной правовой науке какое-то земное, а также внеземное (космическое) пространство, отграниченное от иных земных пространств определенной поверхностью (границами) и имеющее определенный юридический статус и соответствующий ему правовой режим.
Следовательно, территория предполагается как часть государственной организации. Выражаясь иначе, территория, выступая частью земного пространства, представляет собой необходимое естественное условие существования государства и как материальная основа жизни общества, которое организовано в государство.
Следует подчеркнуть, что факт закрепления населения на конкретной территории еще со времен образования государств стал основой новой социальной организации, в которой сообщества людей дифференцировались по критерию территориальности, который заменил старые критерии кровного родства. Но на самом деле решающее значение критерий территориальности приобретает только после перехода от родового общества к государству.
В теории международного права территория определяется в широком смысле, под которым понимаются различное пространство земного шара с его сухопутными и водными поверхностями, недра и воздушное пространство, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
Анализируя формально-юридические свойства государственной территории, можно выделить нижеследующие аспекты:
1) без позволения соответствующего аппарата государственной власти никакая иная власть не вправе проводить на ней свое верховенство, то есть суверенитет;
2) все пребывающие в пределах государственной территории граждане и другие лица подчинены государственной власти и его законам.
2. Особенности действия уголовного закона в пространстве применительно к современным информационным технологиям
В первой половине XXI века со всей очевидностью для научного сообщества возникает всё больше теоретических и прикладных проблем, связанных с упрочением влияния информационно-коммуникативных технологий на повседневную жизнь человека. Не является исключением из правила и юриспруденция, которая в своём стремлении познания действительности обращена непосредственно к человеку. С точки зрения уголовного права использование подобных технологий преступниками несёт в себе и негативные последствия, отчётливо проявившие надлежащую степень общественной опасности, для того чтобы быть криминализированными [1, c. 317]. Однако желание обезопасить общество «уголовно-правовыми запретами» зачастую оборачивается вредом для самого уголовного закона, который не терпит неточностей и размытых формулировок, которых не избежать, коль скоро мы говорим о т.н. «высоких» технологиях. В понимании тех, кто пользуется ими – оно предстаёт в виде социального феномена, а в понимании тех, кто их создаёт – оно обозначается техническими терминами и спецификациями. По понятным причинам объёмы подобного восприятия весьма и весьма неоднородны. Как показывает законотворческая практика последних двух лет, такое различие находит отражение и в содержании уголовно-правовых норм [2, c. 99]. Законодатель пользуется теми терминами, что предлагает общественное сознание. Однако, такие социальные категории, как «темный Интернет», «социальная сеть», «файлообменная сеть» мало общего имеют с их техническим содержанием. Пытаясь криминализировать подобные «вещи» законодатель меж тем упускает из виду, что большинство технологий созданы без учёта того в каких целях будут использованы.
3. Отдельные вопросы действия уголовного закона в пространстве
В уголовно-правовой науке советского периода времени направления научных исследований в основном были сосредоточены на вопросах применения уголовного закона на основании другого принципа: территориального.
Советскими учеными исследовались проблемы применения уголовного закона на территории союзных республик: соотношение общесоюзного и республиканского уголовного законодательства, определение места совершения преступления, определение момента окончания длящихся и продолжаемых преступлений, квалификация преступного поведения соучастников, совершивших деяния на территории нескольких союзных республик и др.
С момента вступления в силу УК Республики Беларусь 1999 г. положения ч. 1 ст. 6 УК, установившие новый порядок привлечения к уголовной ответственности граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих в республике лиц без гражданства на основании принципа гражданства, не подвергались глубокому научному анализу. Отечественные правоведы этот вопрос в основном рассматривают в учебной литературе и комментариях к Уголовному кодексу на уровне констатации условий применения уголовного закона на основании положений ч. 1 ст. 6 УК [12, с. 45; 13, с. 26-27; 14, с. 43; 15, с. 27 и др.].
Положения ч. 1 ст. 6 УК Республики Беларусь распространяются на строго определенный круг лиц: граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих в республике лиц без гражданства. Однако из текста уголовного закона четко не вытекает, каким образом должен решаться вопрос о применении закона в случае, если лицо совершило преступление за пределами Республики Беларусь, но на момент его совершения оно еще не являлось гражданином Республики Беларусь. В советский период этот вопрос рассматривался в уголовно-правовой литературе [4. с. 172]. Он имеет законодательное решение в уголовном законодательстве некоторых зарубежных государств. Так, согласно ч. 2 ст. 5 УК Голландии судебное преследование по уголовному законодательству Голландии может иметь место и в случаях, когда обвиняемый приобретает гражданство Нидерландов после совершения преступления [1]. Представляется, что во избежание различных толкований в применении уголовного закона по кругу лиц этот вопрос должен быть решен подобным образом и в УК Республики Беларусь.
Заключение
На основании проведенного исследования, следует сделать следующие выводы:
1. Наличие международных стандартов обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, не помешало Европейскому сообществу обзавестись собственными минимальными стандартами, учитывающими специфику европейских стран. Что же препятствует нам в принятии правил, которые отразили бы социально-экономические, геополитические и правовые особенности нашего Евроазиатского сообщества. Мы также выражаем надежду, что развитие национальных законодательств стран СНГ будет отвечать и такому документу, как Рекомендации в отношении обращения с заключенными-иностранцами, принятые на том же Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению.
2. В части установления уголовно-правовых запретов в целях охраны общественных интересов государство не может быть надёжным гарантом, поскольку общество плюралистично и стратифицировано, а политическая власть в стране принадлежит узкой группе людей, не отражающей волю всего народа. Расширяя и углубляя толерантность верховная власть губит единство нации. Наиболее активные социальные группы, представляющие по факту меньшинства, путём политической борьбы формируют повестку дня законодателя, в результате чего в уголовном праве одномоментно появляются разнонаправленные нормы, отражающие воззрения узкой группы лоббистов. Это касается усиления ответственности за побуждение детей к суицидам и проблеме эвтаназии, желания усилить ответственность за хищение денежных средств с банковских счетов при уже существующей норме о компьютерном мошенничестве, проблеме распространения наркотиков и психотропных веществ посредством Интернет и возможности их легализации; проблеме свободы слова и запрету на распространение материалов экстремисткой направленности, информации, причиняющей вред нравственному развитию несовершеннолетних и т.д. В подобном случае, стоит ориентироваться лишь на общепризнанные международные нормы, отражающие объективное положение дел в правозащитной деятельности.
Задача
Полянкин сообщил в ОВД о преступлениях, совершенных Антоном Кациным и дал показания против него в суде. Выходя из здания суда, брат обвиняемого Семен пообещал Полянкину подкараулить его в безлюдном месте и убить. Полянкин приобрел для самообороны обрез охотничьего ружья, который постоянно носил с собой. Однажды около полуночи Полянкин возвращался домой с вечеринки. В парке он увидел Семена Кацина с двумя незнакомыми ему людьми. Решив, что те поджидают его, желая с ним расправиться, Полянкин достал обрез и выстрелив в Семена и одного из его спутников, причинив им, соответственно, смерть и тяжкие телесные повреждения.
Подлежит ли Полянкин уголовной ответственности?
Решение
Да. Полянкин подлежит уголовной ответственности за убийство.
Так, ошибочно данное преступление можно квалифицировать как необходимая оборона, однако следуя закону (ст.34 УК) не является преступлением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого лица, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Анализ нормы
Основным прямым объектом контрабанды является экономическая безопасность, дополнительным прямым объектом которой является общественная безопасность, общественные отношения, связанные с законной торговлей наркотическими средствами или психотропными веществами, а также экологическая безопасность.
Субъектами контрабанды в соответствии с законодательством государств – членов ЕАЭС, а также Республики Украины и Кыргызской Республики могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. При этом очень важно, что уголовным законодательством этих стран закреплено обстоятельство, отягчающее наказание за привлечение лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».
В Уголовном кодексе как Российской Федерации, так и Республики Казахстан, Республики Беларусь и Республики Кыргызстан для всех перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров предусмотрена единая объективная сторона преступлении, основу которой составляют действия, выражаемые в перемещении таможенную границу ограниченных и запрещенных в гражданском обороте товаров, перемещаемых с сокрытием от таможенного контроля или вне таможенного контроля. При этом внимание не акцентировано на случаях обманного использования документов или средств таможенной идентификации при перемещении физическими лицами незадекларированных или недостоверно задекларированных товаров.
История борьбы с таможенными преступлениями очень тесно связана с историей формирования государства, становлением таможни, развитием внутренней и внешней торговли. Среди таможенных преступлений с древних времен и по настоящее время контрабанда остается наиболее распространенной, то есть незаконным перемещением товаров и других предметов через таможенную или государственную границу. Специфика данного преступления заключается в том, что жертвой преступных деяний является государство, которое страдает от многомиллионной потери.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г., № 275-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Желудков, А.В. Уголовное право. Общая часть: Учебное пособие / А.В. Желудков. – М. : Юрайт, 2000. – 299 с.
3. Лазебник, Ю.В. Уголовное право (Общая часть): Учебное пособие / Ю.В. Лазебник, В.В. Мороз. – Минск : ЗАО «ВЕДЫ», 1997. – 350 с.
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.; Под общ. ред. А.В. Баркова и В.М. Хомича. – Минск : ГИУСТ, 2006. – 505 с.
5. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / под ред. Н.А.Бабий, И.О. Грунтова. – Минск : «ООО-Новое знание», 2002. – 432 с.
6. Савельев В.Д. Преступная группа: вопросы уголовно-правовой интерпретации и ответственности: Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002. С. 7 – 25.
7. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. С. 23. Судовы веснiк. 2003. № 3. С. 4–6.
8. Хомич, В.М. Системно-содержательные изменения института соучастия в Уголовном кодексе Беларуси и стандарты законности при квалификации / В.М.Хомич // Судебная практика в контексте принципов законности и права : сб. науч. тр. / редкол.: В.М. Хомич (гл. ред) [и др.]. Минск : Тесей. 2006. – C. 37-62.
9. Лагун, Д.А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д.А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
10. Сенькова, Т.В. Общая теория права : Краткий конспект лекций / Т.В. Сенькова. Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. 26 с.
11. Скакун, О.Ф. Теория государства и права : Учебник / О.Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. 704 с.
12. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2013. № 6. 1/14651.
13. Калинин, С.А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С.А. Калинин // Право.by. – 2010. № 1. – С. 163-167.
14. Шаргородский, М.Д. Уголовный закон / М.Д. Шаргородский // Избранные труды по уголовному праву / М.Д. Шаргородский; сост., [авт. предисл.] Б.В. Волженкин – СПб.: Юрид. центр пресс, 2003. – 432 с.
15. Брайнин, Я.М. Уголовный закон и его применение / Я.М. Брайнин. – М., «Юридическая литература», 1967. – 240 с.
16. Тилле, А.А. Время, пространство, закон: действие советских законов во времени и пространстве / А.А. Тилле. М.: «Юрид. лит.», 1965. – 203 с.
17. Блум, М.И. Действие советского уголовного закона в пространстве. Учеб. пособие / М.И. Блум Рига: Латв. ун-т, 1974. 262 с.
18. Тишкевич, С.И. Применение уголовного закона при совершении преступлений на территории нескольких союзных республик: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.08 / С.И. Тишкевич; Харьк. юрид. ин-т. Харьков, 1986. 17 с.
19. Кудрявцев, В.Н. Квалификация преступлений, совершенных на территории нескольких союзных республик / В.Н. Кудрявцев // Социалистическая законность. – 1966. N 6. С. 50-52.
20. Лукашов, А. Формулирование обвинения и квалификация преступления при выдаче Республике Беларусь лица для привлечения к уголовной ответственности / А. Лукашов // Юстиция Беларуси. – 2006. - № 3. – С. 43-47.