ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления
1.2 Структура (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СФЕРУ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
2.1 Общие положения в сфере безопасности и правопорядка
2.2 Виды республиканских органов государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка их назначение и основные задачи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Республиканские органы государственного управления создаются с целью осуществления многообразных управленческих задач и функций. Общими цели республиканских органов, подчиненных Совету Министров являются проведение государственной политики, управление в соответствующей отрасли или сфере деятельности, координация деятельности по вопросам в этой отрасли или сфере деятельности других республиканских органов государственного управления.
Актуальность курсового исследования прослеживается в том, что для реализации задач в сфере охраны правопорядка, безопасности государство создает исполнительные органы власти, которые и призваны реализовывать функции государства в данной сфере. Поэтому изучение их видов, назначения и основных задач имеет важное значение в науке административного права.
Под органами обеспечения правопорядка и безопасности в Республике Беларусь понимают специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение.
Целью курсовой работы является изучение видов республиканских органов государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления;
определить структуру (звенность) в отраслевых системах республиканского государственного управления;
изучить общие положения в сфере безопасности и правопорядка;
охарактеризовать виды республиканских органов государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка;
исследовать назначение, основные задачи, функции, полномочия республиканских органов государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка.
Объект изучения работы составляют общественные отношения, складывающиеся в республиканских органах государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, назначение и виды республиканских органов государственного управления
Прежде чем вести речь о республиканских органах государственного управления, входящих в сферу безопасности и правопорядка дадим определение понятия, назначения и видов республиканских органов государственного управления в целом.
В настоящее время в качестве республиканских органов государственного управления рассматриваются Министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров по Указу Президента Республики Беларусь от 11января 1997 г. № 30 «О системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь», который нынче уже утратил силу. А до издания этого Указа они назывались центральными. Основанием для изменения их названия послужила ч. 1 ст. 106 Конституции, в соответствии с которой центральным органом государственного управления стало Правительство – Совет Министров Республики Беларусь [2, c. 213].
Нынешнее их название было закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», который сегодня также утратил силу [7, c. 355].
Термин «республиканские» подчеркивает, что министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров действуют в пределах республики и находятся на высшей ступени в своей системе (отрасли, сфере).
Республиканские органы государственного управления создаются с целью осуществления многообразных управленческих задач и функций.
Общие цели республиканских органов, подчиненных Совету Министров [9, c. 200]:
ГЛАВА 2
РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СФЕРУ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
2.1 Общие положения в сфере безопасности и правопорядка
В современной юридической литературе сформулированы различные концепции понимания самостоятельных, но и достаточно схожих и взаимосвязанных категорий «правопорядок» и «безопасность». Однако понятие правопорядка, в отличие от понятия безопасности, сегодня не имеет ни нормативного, ни законодательного, ни единого научного определения. Тем не менее оно широко используется в законодательных актах, относящихся к разным отраслям права.
Юридическая категория «правопорядок» еще более многозначна, чем категория «право», поскольку неопределенность последнего термина усугубляется неоднозначным пониманием слова «порядок».
Некоторые исследователи предлагают применять термин «правопорядок» для характеристики множества норм позитивного права, по сути, отождествляя его с системой права, что весьма спорно.
В любом случае нельзя не согласиться с тем, что главная цель выявления истинной сущности правопорядка – уяснение природы права. Только выяснив природу и сущность права, можно вести речь о содержательной, сущностной характеристике правопорядка и правоохранительной деятельности» [3, c. 50].
В юридической литературе правопорядок рассматривается по-разному: как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений; как система общественных отношений, урегулированных правом; как реализация норм права, право в действии; как завершающий этап всех юридических форм и процессов [9, c. 544]].
Правопорядок составляет основу, сердцевину общественного порядка, определяет его сущность и содержание, проявляясь в правомерном поведении субъектов общественных отношений. Еще в советское время верно отмечалось, что образующие правопорядок и общественный порядок сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами правa. И в отличие от правопорядка, общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм (морали, корпоративных, обычаев и иных). Следовательно, если общественный порядок есть состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов, то правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается в результате действия норм права [3, c. 44].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования темы «Республиканские органы государственного управления, входящие в сферу безопасности и правопорядка» автор пришел к следующим выводам:
1) К республиканским органам государственного управления относятся министерства и комитеты Республики Беларусь, подотчетные Президенту и Совету Министров Республики Беларусь.
2) Термин «республиканские» подчеркивает, что министерства, государственные комитеты и комитеты при Совете Министров действуют в пределах республики и находятся на высшей ступени в своей системе (отрасли, сфере).
3) Республиканские органы государственного управления создаются с целью осуществления многообразных управленческих задач и функций. Задачи рассматриваемых органов можно разделить на общие и специальные.
4) Структура системы государственного управления зависит от многих факторов. Существенное влияние на нее оказывают административно-территориальное деление, количество управляемых объектов, их характер и значимость, вид области (сферы) управления и др.
5) Существует несколько видов структур системы государственного управления: одно-, двух- трех- и четырехзвенная. Наиболее практичной и экономичной представляется двухзвенная организационная структура. При трехзвенной и четырехзвенной системах значительно усложняется и затрудняется управление объектами, требуется четкое разграничение полномочий между всеми звеньями организационной системы управления. На практике подобное не всегда возможно.
6) Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, результат правотворческого и правореализационного процессов, а безопасность есть состояние защищенности личности, общества, государства. Качественное обеспечение безопасности и укрепление правопорядка достигаются посредством эффективной консолидированной работы всех органов публичной власти.
7) Безопасность предполагает наличии такого состояния, при котором отсутствует угроза опасности кому-либо, чему-либо а присутствует защищенность интересов, общества, государства.
1. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – Москва : Норма, 2007. – 815 с.
2. Гавриленко, Д. А. Административное право: учеб. Пособие / Д. А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. – 416 с.
3. Казаков, В. Н. Правопорядок в юридической теории и практике / В. Н. Казаков. – М. : Наука, 2003. – 178 с.
4. Козлов, Ю. М. Административное право: учеб. для студентов вузов / Ю. М. Козлов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов; под ред. – М. : Юристъ, 2006. – 695 с.
5. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
6. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 1. Управленческое право / А. Н.Крамник. – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
7. Крамник, А. Н. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2004. – 704 с.
8. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2006. – 616 с.
9. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И.Мах. – Минск : Амалфея, 2008. – 703 с.
10. О Вооруженных Силах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 3 ноября 1992 г. № 1904-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.06.2016 г. № 388-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О государственной границе Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г. № 419-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2015 г. № 242-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. О некоторых вопросах органов пограничной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сентября 2007 г., № 448 : в ред. Указа През. Респ. Беларусь от 31.08.2015 г. № 379 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. № 424-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. № 408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об органах государственной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г. № 390-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 г. № 307-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Об органах пограничной службы Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 11 ноября 2008 г. № 454-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10.01.2015 г. № 242-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17. Об утверждении военной доктрины Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2016 г. № 412-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
18. Об утверждении Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 ноя. 2010 г., № 575 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 21 апреля 2008 г., № 228 : в ред. Указа През. Респ. Беларусь от 20.01.2017 г. № 20 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
20. Об утверждении Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 7 декабря 2006 г., № 719 : в ред. Указа През. Респ. Беларусь от 06.04.2017 г. № 107 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 октября 2001 г., № 1605 : в ред. Пост. Сов. Мин. Респ. Беларусь от 02.12.2016 г. № 992 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
22. Попов, Л. Л. Административное право: учебник / Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров. – М. : «Проспект», 2010. – 752 с.
23. Рябцев, Л. М. Административное право: уч. пособие / Л. М. Рябцев, Г. А. Василевич, А. Г. Тиковенко, Г. Б. Штшко. – Минск : Книжный Дом, 2007. – 320 с.
24. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права / Ю. Н. Старилов. – М. : НОРМА, 2002. – 200 с.
25. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т. В. Телятицкая. – Минск : Тетрасистемс, 2007. – 144 с.