ВВЕДЕНИЕ
Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в определенной форме. Без этого нормы права не могут выполнять свои задачи по осуществлению регулирования общественных отношений. Следовательно, форма права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения [1, с. 139].
Наряду с понятием «форма права» зачастую употребляется понятие «источник права», однако данные понятия не тождественны. Если форма права показывает как именно организовано право, то источник права есть система факторов, которые предопределляют содержание права и формы его выражения [2, с. 188]
Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это правовой акт, который принят полномочным на то органом и содержит правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, которые рассчитаны на многократное применение [3, с. 20]
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативный правовой акт как форма права влияет практически на все сферы жизни белорусского общества. Ведь именно законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, как результат, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Целью исследования настоящей работы является изучение нормативного правового акта как формы права и пределов его действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и виды источников (форм) права в Республике Беларусь;
- определить понятие и признаки нормативного правового акта;
- установить виды нормативных правовых актов и охарактеризовать их;
- определить пределы действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и действия нормативных правовых актов.
Предмет исследования – нормативный правовой акт.
ГЛАВА 1 Нормативный правовой акт как источник права
1.1 Понятие, характеристика и виды источников права в Республике Беларусь
В 60-х годах XX века в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов «форма» и «источник» права. Профессор Шебанов считал целесообразным использовать понятие «форма права» вместо понятия «источник права». Однако данная позиция не получила должной поддержки в науке, а вместо этого было предложено уточнить термин «источник права» и называть его «юридически формальным источником права» [2, с. 188].
И на сегодняшний день в литературе понятие «источник права» используется в двух значениях – в значении «материального источника права» и в значении «формального источника права».
Под «материальным источником права» понимают причины образования права, то есть все то, что порождает позитивное право, те либо иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и так далее. Материальное право именуется также как источник права.
Под «формальным источником права» (форма права) понимается форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права [4, с. 400].
Иными словами, как уже отмечалось, понятия «источник права» и «форма права» тесно между собой взаимосвязаны, но не являются тождественными.
Итак, источник – это основные начала, исходные положения. Говоря об источниках права, необходимо помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», то есть «правда, справедливость». Выделяют естественное и позитивное право.
Естественное право – это правила поведения, которые вытекают из свободной воли как естественного состояния человека и призваны служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его совершенствования.
Позитивное право – правила поведения, которые определяются государством и облекаются в определенную форму [5, с. 276].
Таким образом, существующая в юридической науке точка зрения, в соответствии с которой источник права является более широким понятием, нежели форма права, является господствующей на сегодняшний день. В действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
- источник в материальном смысле;
- источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание и так далее);
ГЛАВА 2 Пределы действия нормативных правовых актов в Республике Беларусь
2.1 Действие нормативных правовых актов во времени
Действие нормативных правовых актов – это их действительное воздействие на общественные отношения. Каждый нормативный правовой акт предназначен для регулирования конкретных ситуаций, поэтому определение пределов его действия является обязательным условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание данного акта [22, с. 478].
Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
а) момент, с которого начинается действие (начало действия);
б) время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт (продолжительность действия);
в) момент, которым завершается действие (истечение действия) [15, с. 384].
Нормативные правовые акты вступают в силу:
- либо с момента их принятия. Момент принятия нормативного правового акта – это момент его подписания. Закон считается подписанным также в том случае, когда Президент не возвращает какой-либо правовой акт на протяжении 2-х недель после того, как он был ему представлен Палатой представителей [16, ст. 100]. Закон Республики Беларусь вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен другой срок [10, ч. 1 ст. 65];
- либо со времени, которое указано в самом нормативном правовом акте либо в специальном акте о введении его в действие (к примеру, с момента опубликования);
- либо по истечении определенного срока после их опубликования [9, с. 175].
Как устанавливает Закон № 361-З, нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование – это доведение их до всеобщего сведения посредством воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и других официальных изданиях, которые определены Президентом Республики Беларусь [10, ч. 2 ст. 62].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлась изучение нормативного правового акта как формы права и пределов его действия во времени, пространстве и по кругу лиц.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- охарактеризованы понятие и виды источников права в Республике Беларусь;
- определены понятие и признаки нормативного правового акта как источника права;
- установлены виды нормативных правовых актов и охарактеризовать их;
- определены пределы действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
Форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятие «форма права» намного уже понятия «источник права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права.
Основными источниками права являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативный правовой акт.
В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия.
Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
1. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. - 245 с.
2. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
3. Кузина, И. Л. Архивное право : учебное пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
4. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
5. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
6. Иванников, И. А. Теория государства и права / И. А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
7. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
8. Шевчук, Д. А. Теория государства и права : конспект лекций / Д. А. Шевчук. - М. : Эксмо, 2009. – 299 с.
9. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
10. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 361-З ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
11. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т. Н. Радько. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Проспект, 2016. – 568 с.
12. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
13. Бочков, А. А. Общая теория права : методические рекомендации : в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. – 3 ч.
14. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
15. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
17. О Президенте Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
18. Лагун, Д. А. Анализ юридической природы указов Президента Республики Беларусь / Д. А. Лагун // Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.