Основной характеристикой общественных отношений, которые складываются в сфере государственного управления, является одностороннее властное воздействие государственных органов на объекты управления. Исполнительная власть реализуется не сама по себе, а в административных правоотношениях с различными индивидуальными и коллективными объектами. Воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект осуществляется не только в пределах полномочий, предоставленных конкретным органам управления, но и предусмотренном административно-правовыми нормами порядке. Тем самым, содержание управленческой деятельности для того, чтобы претворить в общественные отношения функции государственных органов, организуется в устойчивые модели поведения государственных служащих, обретает некоторые формы.
Задачи и функции государственного управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, в формах. При этом выбор конкретных форм управленческой деятельности подчинен некоторым принципам: например, наличию необходимости в прямых юридических последствиях либо отсутствии таковых, круге лиц, на которых она должна распространиться, и т.п. Увеличение роли белорусского государства в общественной и экономической жизни ведёт к тому, что государственное управление, реализуемое органами исполнительной власти, проникает в различные сферы жизни общества. Для каждой отрасли государственного управления, ввиду ведущей роли государства, необходима выработка специфических административных форм воздействия, соответствующих свойствам управляемого объекта и задачам государственного управления. Данные обстоятельства обуславливают актуальность дальнейшего исследования форм управленческой деятельности в административном праве.
Цель исследования – всесторонне рассмотреть теоретические основы и понятие форм государственного управления. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- определить понятие и виды административно-правовых форм управленческой деятельности;
- выяснить содержание, порядок реализации управленческих функций в форме правовых актов управления;
- выделить типы правовых актов управления;
- установить особенности административно-правового договора.
Объектом исследования являются исполнительная ветвь государственной власти. Предмет исследования - административно-правовые формы осуществления исполнительной власти.
Курсовая работа выполнена на основе применения диалектического, системного, формально-юридического, сравнительно-правового, конкретно-социологического методов.
Управление подразумевает необходимость принимать решения и устанавливать порядок, позволяющий воплощать их в жизнь. Данные решения облекаются в форму правовых актов. Правовые акты — ключевое средство реализации целей и функций исполнительной власти, основная форма ее организационной и распорядительной деятельности. Они являются внешним выражением решений, которые субъекты исполнительной власти принимают в ходе ежедневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами жизни общества, а так же функционированием государственного аппарата [6, c.253].
В ходе реализации своих управленческих функций ОГУ уполномочены издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы [2, c.355]. Эта форма управленческой деятельности является наиболее значимой, поэтому она может быть только административно-правовой, т.е. влечь юридические последствия. Через данную форму управления реализуются правоустановительные, правоприменительные и правоохранительные функции исполнительной власти [5, c.150]. Специфической особенностью государственно-властных полномочий ОГУ, при этом, является то, что их веления могут выходить за рамки данного государственного органа и распространяться на ту область или отрасль, с которой связано функционирование данного органа. Акты ОГУ, иными словами, могут распространяться не только на непосредственно подведомственные им организации, что отражает публичную сущность их властных полномочий как органов государства.
Для ОГУ обязательны решения вышестоящих государственных органов; с другой стороны, правовые акты ОГУ, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, являются обязательными для нижестоящих государственных органов и организаций, действующих в сфере компетенции ОГУ [19]. Акты республиканских государственных органов могут быть адресованы другим органам государства, должностным лицам, учреждениям, организациям, предприятиям, гражданам, а также в ряде случаев и общественным организациям (если государственные органы осуществляют руководство ими) [8, c.83]. Правовой акт управления является результатом одностороннего юридического волеизъявления. Официальный характер правового акта состоит в том, что он издается от имени определенной структурной единицы государственного аппарата, выражает волю государства.
Решения, принимаемые ОГУ, таким образом, облекаются в форму правовых актов управления. При принятии управленческого решения учитываются следующие факторы:
- акты более высокой юридической силы и собственные ранее принятые акты;
- возможные варианты решения проблемы;
- интересы участников управленческих отношений;
- права и свободы человека;
- научные, аналитические исследования.
Договорная форма правоотношений является основной в гражданском праве. Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей [4, c.179]. Договор – это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия. Договору как правовому акту присущи следующие общие принципы регулирования. Это: 1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий); 2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; 4) эквивалентный характер; 5) взаимная ответственность сторон [4, c.185].
Договор всегда представляет собой акт многостороннего характера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а согласование, интеграцию, взаимодействие воли договаривающихся субъектов [2, c.400]. Он является универсальным средством правового регулирования и применяется, по утверждению профессора Д.Н. Бахраха, как регулятор общественных отношений в различных отраслях права.
Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение правовых форм на частноправовые и публично-правовые. В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами.
Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Органы исполнительной власти для обеспечения основной деятельности используют трудовые, гражданско-правовые договоры. Сторонники административного договора, при этом, относят к категории выделяемого ими нового типа договоров достаточно разнородные виды правоотношений, основанных на равенстве сторон:
— договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);
— договоры в сфере управления государственной собственностью;
— договоры, обеспечивающие государственные нужды (именуемые в законодательстве «государственными контрактами»);
— контракты с государственными служащими;
— финансовые и налоговые соглашения;
— договоры о взаимодействии, сотрудничестве;
— различного рода концессии и инвестиционные соглашения;
— договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (охрана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммунальные услуги) [2, c.404-405].
Предпринятое исследование позволяет сделать следующие выводы относительно форм государственного управления:
1. Формы государственного управления являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления, и, свою очередь, зависят от её содержания. Содержанием управления выступает реализация выделенного объёма государственной власти. Формы управления устанавливаются в правовом акте, который закрепляет статус данного ОГУ в системе органов исполнительной власти.
2. Формы управления подразделяются на формы, направленные на реализацию полномочий исполнительной власти, и формы внутриаппаратной работы; на словесные (письменные и устные) и конклюдентные; на правовые и неправовые формы управления. Правовые формы всегда влекут за собой чётко выраженные юридические последствия. К неправовым формам относятся организационные действия и материально-технические операции.
3. Правовые акты управления являются внешним выражением решений, которые субъекты исполнительной власти принимают в ходе ежедневного и непосредственного руководства. Правовой акт управления является результатом одностороннего юридического волеизъявления: в нём реализуются правоустановительные, правоприменительные и правоохранительные функции исполнительной власти. В правовых актах органы управления либо устанавливают новые общие правила поведения (нормативные акты), либо принимают предписания персонифицированного характера по конкретным обстоятельствам дела (индивидуальные акты).
4. Понятие административного договора предполагает существенные изъятия из общего понятия и основного метода регулирования договоров, отрицание их атрибутивных свойств в пользу публичных интересов. Административный договор представляет собой собирательное понятие. За ненадобностью и теоретической противоречивостью его внедрение в белорусскую правовую систему было бы преждевременным. Обращение к юридической конструкции административного договора правомерно в случае федеративного устройства государства, что для Республики Беларусь не имеет значения.