Финансовое право – это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.
В рамках изучения финансового права постоянно проблематизуются или получают новую интерпретацию не только отдельные финансово-правовые институты, но и достаточно большая совокупность смежных с финансовым правом юридических и экономических наук.
В условиях проведения экономической реформы, перехода от преимущественно административных к рыночным методам управления экономикой активно развиваются такие финансово-правовые институты, как финансовый контроль, налоговое право, правовое регулирование внутреннего и внешнего государственного долга, валютное обращение и др.
Известно, что финансовые отношения существуют с момента зарождения государства.
Материальной основой реформ во всех сферах жизнедеятельности государства: политике, экономике, организации управления, культуре, образовании, социальной сфере и др. являются финансы, финансовая деятельность государства и нормы права, регулирующие эту деятельность.
С помощью норм финансового права аккумулируются, перераспределяются и используются бюджетные и внебюджетные фонды денежных средств, осуществляется налогообложение физических и юридических лиц, реализуется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков [2, с.7].
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках отрасли финансового права.
Предметом являются нормативные правовые акты, труды отечественных и зарубежных авторов.
Наука финансового права как самостоятельная отрасль права стала формироваться в Германии на рубеже XVIII-XIX вв. из так называемой науки «камералистика» (от нем. Kameralistik, позднелатинского camera, «казна») - иначе «камеральные науки» - цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в XVII-XVIII вв. в университетах Германии и других европейских стран; в России - со второй половины XIX в.)7, которая зародилась, в свою очередь, еще в XVI в.
Предназначение науки финансового права заключалось в удовлетворении потребностей в ведении дворцового хозяйства.
Предметом исследования науки финансового права были проблемы, связанные с государственным управлением, государственными финансами, а через них — управлением экономикой, сельским хозяйством, горным делом, торговлей и т.д.
Камералистика легла в основу многих фундаментальных наук: политэкономии, статистики, теории управления, финансовой науки, которая особенно интенсивно начала формироваться в Англии и Франции, что объясняется стремительным промышленным ростом этих стран. Серьезное влияние на ее развитие оказал английский ученый Адам Смит, который издал в 1776 г. свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Во второй половине XIX в. наука о финансах включала в качестве составной части финансово-правовые вопросы, которые в тот период еще не носили характер системного исследования.
В России (в состав которой входила и значительная часть современной Республики Беларусь) в начале XIX в. исследователями финансов были: М.М. Сперанский («План финансов»); Н.И. Тургенев («Опыт теории налогов»); М.Ф. Орлов («О государственном кредите»). Все перечисленные ученые исследовали финансы России, затрагивая при этом и вопросы финансово-правового регулирования.
Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования.
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности и составляющие предмет финансового права, очень разнообразны и многочисленны, поскольку нормы финансового права законодательно закрепляют существующую в обществе финансовую систему. Однако при всем своем разнообразии эти отношения имеют общее направление – они возникают в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых для финансового обеспечения деятельности государства.
Общественные отношения, составляющие предмет финансового права, обладают следующими особенностями:
а) направленность на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов при параллельном создании государством соответствующего организационно-правового и экономико-эффективного механизма развития всех хозяйствующих субъектов. Исходя из научно-методологического потенциала, основной категории финансового права следует констатировать главную особенность общественных отношений, составляющих предмет финансового права: они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
Финансовое право как отрасль права представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере финансовой деятельности государства [9, с. 6].
По аналогии с другими отраслями права финансовое право состоит из общей и особенной частей, каждая из которых содержит определенную совокупность правовых норм (правовых институтов), объединенных единством предмета, задач, целей и метода регулирования.
К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий; организацию, виды, формы и методы финансового контроля. Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части.
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, каждый из которых регулирует группу однородных финансовых отношений. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.
В особенную часть финансового права входят следующие институты:
а) бюджетное право Республики Беларусь;
б) правовое регулирование государственных доходов;
в) правовое регулирование государственных расходов;
г) правовые основы денежного обращения и валютного регулирования [1].
Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права - «новым финансовым правом». Они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [19, с. 111].
ГЛАВА 3 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Источник финансового права — нормативный правовой акт — акт правотворчества компетентного органа государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы финансового права [6].
Первостепенным источником является Конституция Республики Беларусь [8], которая содержит нормы, имеющие прямое отношение к финансовой деятельности государства. Так, ст. 56 Конституции Республики Беларуси закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Пункт 2 ст. 97 определяет компетенцию Палаты представителей по рассмотрению проектов законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установлению республиканских налогов и сборов. Согласно п. 1 ст. 98, Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты соответствующих законов.
В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовые институты такие как: банковское право, бюджетное право налоговое право [11, с.14].
Наиболее важное место в системе источников права занимаю кодексы (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Согласно части шестой ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам [14].
Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования.
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Метод финансового права носит императивный характер, однако в связи с тем, что финансовое право регулирует специфические общественные отношения – финансово-правовые отношения, складывающиеся в области аккумуляции, перераспределения и использования фондов денежных средств, — при применении императивного метода должны учитываться объективные экономические законы.
По аналогии с другими отраслями права финансовое право состоит из общей и особенной частей, каждая из которых содержит определенную совокупность правовых норм (правовых институтов), объединенных единством предмета, задач, целей и метода регулирования. Общая часть изучает принципы, источники, перечень и полномочия государственных органов, определения финансовой нормы, правоотношений. Все эти положения конкретизируются в особенной части: бюджетное право и процесс, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, государственный кредит, банковское кредитование, страхование, валютное регулирование и валютные операции.
К принципам финансового права относятся принципы законности, неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения и преступления, плановости, целевого распределения и использования денежных средств, обеспечения финансовой самостоятельности физических и юридических лиц, реализации финансовых прав и обязанностей под контролем государственных финансово-кредитных органов, а также строгого и неукоснительного соблюдения финансовой дисциплины.
1. Абрамчик, Л. Я. Финансовое право Республики Беларусь. Электронный учебник / Л.Я. Абрамчик. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2013.
2. Анишин, А.Ю. Предмет финансового права: современное состояние / А.Ю. Анишин. − Москва, 2004. − 244 c.
3. Бесчеревных, В.В. Компетенция Союза ССР в области бюджета / В.В. Бесчеревных. — М.: Юрид. лит., 1976.
4. Винницкий, Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации / Д.В. Винницкий // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13.
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь , 7 дек., 1998 г., № 218-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. Додонов, В.Н. Финансовое и банковское право: Словарь – справочник / В.Н. Додонов. — М., 2007.
7. Карасева, М.В. Финансовое право: Общая часть: Учебник / М.В. Карасева. — М.: Юристь, 1999.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2009. – 48 с.
9. Круглов, В.А. Финансовое право: ответы на экзаменац. вопр. / В. А. Круглов, Е. И. Орлова. - 4-е изд., перераб. — Минск: ТетраСистемс, 2008. - 160 с.
10. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 19 декабря 2002 г. № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 октября 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Остапишина, Л. О. Финансовое право: конспект лекций для слушателей переподготовки специальностей 1-25 02 72 «Банковское дело», 1-26 02 82 «Финансовый менеджмент» / Л. О. Остапишина. – Витебск : УО «ВГТУ», 2012. – 116 с.
12. О бюджетных правах СССР и союзных республик [Электронный ресурс]: Закон СССР // Классика российского права / Консультант Плюс. – Москва, 2017.