ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВООТНОШЕНИЯ
2 КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3 ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Административно-правовые отношения являются неотъемлемой частью общественных отношений и имеют определенные особенности, которые отличают их от других видов правоотношений. Они достаточно значительны, поскольку на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера происхождения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их правовая база. Выделены предмет и метод административного права, которые обеспечивает необходимую основу для разграничения конкретных правовых отношений. Административное право является самостоятельной отраслью правовой системы Республики Беларусь. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и способу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правоотношения являются наиболее сложным институтом административного права. А переход от системы государственного управления к условиям рыночных отношений все усложнил еще больше. Поэтому принципиально важно понять суть административного права в целом и средства административно-правового регулирования в частности.
Целью данной работы является исследование вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, понятия и структуры, а также классификации.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1) раскрыть понятие и структуру административно-правовых отношений;
2) определить классификацию административно-правовых отношений;
3) установить особенности административно-правовых отношений.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с административными правоотношениями.
1. Понятие и структура административного правоотношения
В течение всего становления и развития юридической науки проблемы исследования правоотношений в обществе были и остаются актуальными, что, несомненно, относится и к их разновидности – административным правоотношениям, которые постоянно находятся в центре внимания различных специалистов в области административного права, в том числе ученых, исследователей, юристов-практиков и так далее.
Раскрывая проблемы теории административного права в части понимания категории «административные правоотношения», следует отметить, что классическая теория административного права определяет административные правоотношения «как урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие в сфере осуществления властно-публичной деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления» [14, с. 4].
Сложность понимания правовой природы категории «административные правоотношения» заключается в том, что с юридической точки зрения данное правовое явление исследуется в сочетании двух подходов: функционального (содержательного) и формально-догматического, что определяет понимание административных правоотношений как облеченных в правовую форму государственно-управленческих отношений, при одновременном исследовании, как управленческого содержания (принадлежность административных правоотношений к государственному управлению), так и правовой формы (связь с нормами административного права) указанных отношений [7, с. 27.].
Так, например, Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. акцентируют внимание на том, что «административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой» [2, с. 110].
Костенников М. В. рассматривает административно-правовые отношения как обязательный и неотъемлемый элемент механизма административно-правового регулирования, отмечая при этом их динамичность и способность одновременно объединять как материальную, так и процессуальную составляющую, что способствует постоянному расширению сферы административных правоотношений, а также тесную на сегодня взаимосвязь административных правоотношений с отношениями частно-правового характера, которые в силу объективных факторов и специфики публичного управления не могут быть реализованы без регулятивных свойств административно-правовых отношений и норм [10].
2. Классификация административных правоотношений
Логически выдержанная классификация административных правоотношений имеет важное значение для законотворчества, правоприменения, образовательного процесса и развития науки административного права. В литературе используется большой набор критериев классификации административных правоотношений [11, с. 187]. Основные из них следующие:
1) характер административных правоотношений с учетом функций права (регулятивной и охранительной, регулятивной динамической и регулятивной статической);
2) формирование административных правоотношений с учетом подотраслей административного права;
3) роль и место административных правоотношений в системе государственной администрации;
4) уровень выраженности властности в административных правоотношениях. Первый из перечисленные здесь критериев можно назвать общетеоретическим, последующие – отраслевыми.
Для административных правоотношений данного вида характерна общая позитивная направленность [15, с. 65].
Охранительные административные правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции административного права. Их появление обусловлено необходимостью защиты установленного правопорядка в области организации и функционирования государственной администрации, административного управления и административно-правового регулирования от нарушений. Они регулируются охранительными административно-правовыми велениями и направлены непосредственно на осуществление мер по защите субъективных прав, применение мер административной и служебно-дисциплинарной ответственности в случае совершения противоправных действий в указанной сфере.
Регулятивные административные правоотношения делятся в свою очередь на два взаимодействующих между собой вида: активного и пассивного типов. Административные правоотношения активного тина выражают динамическую функцию административного права и складываются на основании обязывающих административно-правовых велений. Движущей, активной силой в них являются субъективные юридические обязанности положительного содержания.
3. Особенности административно-правовых отношений
Административные правоотношения являются неотъемлемой частью отношений, складывающихся в обществе, тем не менее, их нельзя отождествлять с иными, например, с гражданско-правовыми отношениями, уголовно-правовыми и конституционными правоотношениями.
Это обуславливается, прежде всего, структурой данных правоотношений, а также их специфическими особенностями.
Следует отметить, что согласно концепциям, представленным Д. Н. Бахрахом, видится возможным не только определить характерные особенности административных правоотношений и установить их суть, как таковую, но и выявить ряд проблемных аспектов при их реализации [4, с. 82].
Согласно первой концепции, административные правоотношения включают в себя следующие признаки:
1) Зарождаются в процессе осуществления государственного управления;
2) Одна из сторон представлена государственным органом, в том числе, его должностным лицом;
3) «власте-подчинение».
Другая концепция также закрепляет факт появления административных правоотношений в сфере государственного управления, при этом, не ставит обязательным пункт о том, что одна из сторон – всегда орган публичной власти, указывая на возможность возникновения отношений при любой комбинации потенциального круга субъектов административных правоотношений. Третий аспект – данная концепция перенимает у предыдущей с таким отличием: признает наличие и равноправия субъектов [5, с. 38.].
Данные подходы актуальны и сегодня.
Более того, сущность административных правоотношений объединяет в себе два аспекта: материальный (управленческая деятельность, процесс) и процессуальный (административно-процессуальная деятельность и процедуры).
Таким образом, видится возможным выделять ряд особенностей, присущих административным правоотношениям:
1) Отношения основываются на началах «власте-отношений», то есть ввиду того, что одна из стороны представлена органом публичной власти, противоположная сторона – гражданин, который, соответственно, не наделен властными полномочиями, является стороной «более слабой», нуждающейся в защите прав и законных интересов.
Заключение
Административно-правовые отношения характеризуют следующие отношения: одной из сторон этих отношений всегда является компетентная исполнительная власть или она ответственна за исполнительную власть. Административно-правовые отношения являются авторитетными, органы исполнительной власти являются неотъемлемым субъектом административно-правовых отношений, а их должностные лица имеют право принимать нормативные акты, действующие от имени государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе одной из сторон, но согласие другой стороны не является обязательным. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, обычно разрешаются в контексте административной (внесудебной) процедуры - непосредственно юридическим и односторонним решением уполномоченного органа исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований он несет ответственность перед государством и перед лицом своих органов.
В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников, как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, то есть тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.
Таким образом, мы выяснили, что административно-правовые отношения регулируются и гарантируются нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г., с изменениями и дополнениями от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2008. – 110 с.
3. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2005. – 703 с.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахарах. – М. : Юрист, 2013. – 328 с.
5. Бахрах, Д.Н. Важные вопросы науки административного права / Д.Н. Бахрах // Государство и право, 1993. – № 2. – С. 37-45.
6. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право. Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2005. – 800 с.
7. Бородин, С.С., Громыко, С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть / С.С. Бородин, С.С. Громыко. – СПб. : ГУАП, 2007. – 432 с.
8. Князев, С.Д. Административное право РФ : предмет, система, реформирование / С.Д. Князев // Правоведение, 2001. – № 5. – С. 37-53.
9. Козлов, Ю.М. Предмет советского административного права / Ю.М. Козлов. – М. : изд-во МГУ, 1967.
10. Костенников, М.В. К вопросу о некоторых актуальных проблемах административного права // Административное право и практика администрирования. – 2013. – № 4. – С. 71-95. Режим доступа: http://e-notabene.ru/al/article_8840.html.
11. Курс административного права и процесса. Автор: Тихомиров Ю.А. Издательство ЮрИнфоР Центр / ЮрИнфоР-Пресс, 1998. – 798 с.
12. Лапина, М.А. К вопросу о сущности и структуре (составе) административных правоотношений / М.А. Лапина // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – Труды Института государства и права Российской академии наук. – № 1/2009. – 2009. – С. 14-15.
13. Макарейко, Н.В. Административно-процессуальное право : Учебное пособие / Н.В. Макарейко. – М. : Юристь, 2008. – 173 с.
14. Мицкевич, Л.А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение / Л.А. Мицкевич // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – Труды Института государства и права Российской академии наук. – № 1/2009. – 2009. – 4 с.
15. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. – М. : Издательство «Зерцало», 1998. – 456 с.
16. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: Учебник / О.Ф. Скакун. – Х. : Консум; Ун-т внутр.дел, 2000. – С. 379.
17. Теория государства и права : Учебник для юридических вузов / Под общей ред. докт. юрид. наук, профессора А.С. Пиголкина. – М. : ОАО «Издательский Дом «Городец». – 2006. – С. 363.