Введение
Глава 1 Правовые основы деятельности юридических лиц
1.1 Понятие и признаки юридического лица
1.2 Виды юридических лиц
1.3 Правоспособность и дееспособность юридического лица
1.4 Наименование и местонахождение юридического лица
Глава 2 Порядок образования юридических лиц
2.1 Создание и учредительные документы юридических лиц
2.2 Хозяйственные товарищества и общества
2.3 Производственный кооператив
2.4 Унитарное предприятие
Глава 3 Реорганизация и ликвидация юридических лиц
3.1 Реорганизация юридических лиц
3.2 Ликвидация юридических лиц
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, основным из которых является тот факт, что официальный курс проводимой руководством страны политики направлен на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки наряду с привлечением инвестиций в экономику Республики Беларусь. Предпринимаемые руководством страны меры должны способствовать активизации коммерческой и производственной деятельности, расширению спектра деловой активности производителей и поставщиков.
Очевидно, что первостепенную роль в данном процессе играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества и государства в целом. В частности, Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», направлена на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, устранение барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.
Очевидно, что все вышеуказанные положения в равной степени способствуют обеспечению интересов субъектов предпринимательской деятельности, развитию частного сектора экономики и диверсификации отраслей промышленности, хозяйства, сферы услуг. Вместе с тем, увеличение экономической активности требует разумного вмешательства государства в целях обеспечения интересов добросовестных участников гражданского оборота, недопущения недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования.
В настоящее время необходимость регулирования экономических отношений получает все большее признание: формируется нормативная основа деятельности хозяйствующих субъектов, в практическую сферу внедряются эффективные правовые средства, призванные обеспечить реализацию прав предпринимателей при параллельном соблюдении общественных и государственных интересов.
Таким образом, объектом исследования являются общественные отношения, вытекающие из процедуры создания юридических лиц в праве Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1 Понятие и признаки юридического лица
С периода возникновения государства и права человек считается субъектом права, однако он является субъектом не только и не столько потому, что в силу своего рождения наделен правоспособностью, а в силу того, что государство посредством правовых норм наделяет его способностью иметь права и обязанности. Право Древнего Рима, например, наделяло способностью иметь права и обязанности не всех людей, а лишь свободных граждан Рима (рабы не являлись субъектами права и рассматривались как объекты права) [1, с.9]. Однако указание лишь на человека как субъекта права не соответствовало определенным интересам соответствующих групп людей и государства в силу того, что возникали такие объединения людей и объединения имуществ, которые необходимо было отделить от лиц, их создающих (учреждающих), в них участвующих.
Поэтому некоторые виды объединений людей, существовавшие на протяжении истории человечества (в частности территориальное объединение), на определенном этапе начали оформляться в виде организаций, обладающих статусом субъекта права и существующих вне зависимости от фактического состава (его изменения) лиц, которые их образовали. Таким образом, объективно существующие объединения и выделенное имущество для удобства имущественных отношений были оформлены правом в качестве конструкции право и обязанности несущего субъекта, получившей название «юридическое лицо».
Юридическое лицо как правовой институт прошло длительный путь развития. Начало этого института было положено еще в Древнем Риме (в республиканскую эпоху). Данный институт был впервые применен в отношении городских общин, имущество которых рассматривалось как имущество, не принадлежащее гражданам, вследствие чего община, обладающая этим имуществом, стала восприниматься как самостоятельный субъект права, хотя данный субъект по своим признакам не полностью соответствовал современному понятию юридического лица [1, с.26].
История существования юридического лица насчитывает более двух тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина «юридическое лицо», однако его конструкция, используемая как своего рода прием юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была четко выражена.
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Создание и учредительные документы юридических лиц
Юридическое лицо не возникает само по себе. Для его создания необходима инициатива и воля его учредителей. Сам же порядок образования юридического лица зависит от его вида. Следовательно, и нормативные правовые акты, регламентирующие их создание и наделение соответствующими полномочиями юридических лиц, различны. Например, создание предприятий независимо от формы собственности регламентируется законодательными актами и Гражданским кодексом Республики Беларусь, а создание общественных объединений - законом Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях» [10].
Решение о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений, объединений коммунальной собственности принимают соответствующие исполнительные комитеты первичного (сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения)), базового (городского (городов областного подчинения, районного), областного) уровня. Они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления и т. д.
Образование юридического лица зависит также и от характера участия государственных органов в его регистрации. Иными словами, юридическое лицо не может возникнуть помимо той или иной санкции со стороны государства, т. е. государство должно определенным способом контролировать их создание и функционирование. Главным моментом здесь является законность образования юридических лиц, а также соблюдение законности в процессе их функционирования.
Именно с момента государственной регистрации некоммерческая организация приобретает права юридического лица – иметь в собственности (оперативном управлении) обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом (за исключением учреждений), от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [11].
Государственная регистрация субъектов хозяйствования, как правило, осуществляется облисполкомами, которые вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования местным исполнительным и распорядительным органам. В отдельных случаях регистрацией юридических лиц занимаются иные органы:
• юридических лиц (предприятий) с иностранными инвестициями – Министерство иностранных дел;
• банков и небанковских кредитно-финансовых организаций – Национальный банк;
ГЛАВА 3 РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Реорганизация юридических лиц
В соответствии со ст. 53 ГК, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда [4].
Если собственник имущества (учредители, участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица [23, с.15].
В соответствии с законодательством Республики Беларусь реорганизация юридического лица осуществляется путем:
1. Слияния;
2. Присоединения;
3. Разделения;
4. Выделения;
5. Преобразования.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Заключение
Традиционный перечень признаков юридического лица как субъекта правоотношений включает в себя организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельную гражданско-правовую ответственность, а также участие в гражданском обороте от собственного имени. При этом правосубъектность юридического лица носит специальный целевой характер и возникает с момента его государственной регистрации, т.е. последняя является обязательным условием законности его деятельности, а также юридическим фактом, обуславливающим возникновение правосубъектности юридического лица. Именно она является одним из квалифицирующих признаков субъекта хозяйствования.
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. Государственная регистрация может быть аннулирована и по решению регистрирующего органа при наличии соответствующих оснований.
При этом в настоящее время отсутствует единое легальное определение субъектов хозяйствования, закрепленное на уровне кодифицированного нормативного правового акта. По нашему мнению, это является недостатком правового регулирования в Республике Беларусь, что чревато различными проблемами в правоприменительной практике. Хотя в данном случае допустимо применение права по аналогии, однако целесообразным представляется урегулирование данного разногласия законодателем на уровне акта Главы государства или закона, например, посредством внесения соответствующего дополнения в Гражданский кодекс Республики Беларусь в формате отдельной статьи.
Таким образом, видим целесообразным внести дополнения в ч.1 ст.44 ГК следующего содержания: «Субъект хозяйствования — индивидуальный предприниматель, коммерческая либо некоммерческая организация, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, ведущие хозяйство от своего имени, за свой счет и на свой риск, а также производящие экономические и хозяйственные операции».
Кроме того, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо как субъект предпринимательской деятельности может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает у юридического лица с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством.
1 Бондаренко, Н.Л. Римское частное право – учеб.-методич. пособие / Н.Л. Бондаренко. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 112 с.
2 Чигир, В.Ф. Физические и юридические лица как субъекты гражданского права / В.Ф. Чигир. - Минск: Амалфея, 2000. - 215 с.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Алмафея, 2011. – 48 с.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г., №218-З в ред. от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2014.
5 Витушко, В.А. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / В.А. Витушко. - Минск: Белорусская наука, 2007. - Ч.1. - 565 с.
6 Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Общая часть. / Н.Л. Бондаренко. –Мн.: Тетра Системс, 2007. -344 с.
7 О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 16.01.2009, № 1 : в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2010.
8 Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь : учеб.-методич. пособие / С.С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное, 2003. - 436 с.
9 Минский городской исполнительный комитет [Электронный ресурс] / Управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Минского горисполкома. — Режим доступа: http://minsk.gov.by/ – Дата доступа: 07.04.2017.
10 Об общественных объединениях [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 04.10.1994, №3254-XII (изм. и доп. от 4 ноября 2013 г.) // Консультант Плюс : Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2010.
11 Бодяк, Н.Е. Проблемы формирования института некоммерческих юридических лиц в гражданском праве – учеб.-методич. пособие / Н.Е. Бодяк // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2010.