Введение
Не каждая организация может выступать в качестве юридического лица. Для того, чтобы считаться юридическим лицом, организации необходимо обладать всеми «атрибутами» данной формы.
В развитом рыночном хозяйстве все большее распространение получили своеобразные объединения компаний, в которых одна («материнская») компания так или иначе контролирует деятельность связанных с ней дочерних компаний или даже специально создает их. В немецком праве такие объединения получили название концернов, а в англо-американском – холдингов (от англ. Holder – держатель, ибо такие «держательские» компании являются владельцами крупных пакетов акций или долей в уставном капитале многочисленных дочерних корпораций).
Находящиеся в их составе компании в большинстве случаев, по сути, не имеют или не выражают собственной воли, хотя являются формально независимыми и самостоятельными участниками имущественного оборота.
Цель работы – изучить правовой статус организаций, не являющихся юридическими лицами.
Объект исследования – организации, не являющиеся юридическими лицами.
Предмет исследования – права и обязанности организаций, не являющихся юридическими лицами.
Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и принципы организаций, не являющихся юридическим лицом;
- рассмотреть правовое положение филиалов и представительств;
- рассмотреть правовое положение холдингов;
- сделать сравнительно-правовой анализ законодательств стран СНГ и ЕС о правовом положении организаций, не являющихся юридическими лицами.
В основу работы положены, во-первых, нормативно правовые акты: Гражданский кодекс Республики Беларусь, во-вторых, специальная литература, как отечественных авторов, так и зарубежных. Значительный вклад в разработку вопросов, связанных с правовым статусом организаций, не являющихся юридическим лицом, внесли юристы, профессора, судьи, в частности, Е.Д. Алисова, Н.Н. Ваганова, М.Н. Гриневич, Ю.В. Грудинова, Т. Келлер, Л.М. Кравец, А.С. Ворожун, Р.А. Кротова, А.В. Куйгацкая, В.В. Лаптев, К.Р. Тополев, А.О. Фроленкова и др.
Методы исследования: теоретический анализ нормативно-правовых актов, теоретический анализ научной литературы (учебные пособия по гражданскому праву, авторефераты и монографии по исследуемой теме).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, списка использованных источников (всего 32 позиции).
1 Понятие и принципы организаций, не являющихся юридическим лицом
В большинстве нормативных правовых актов под термином «организация» подразумевается юридическое лицо. При этом п. 1 ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) [6] определяет юридическое лицо как организацию, имеющую в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несущую самостоятельную ответственность по своим обязательствам, имеющую право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшую в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.
Иными словами, исходя из определения п. 1 ст. 44 ГК [6] не любая организация может быть юридическим лицом. Пунктом 3 ст. 51 ГК прямо определено, что филиалы и представительства юридическими лицами не являются.
Организация в широком смысле слова означает социально-экономическую систему, созданную для достижения коммерческих или некоммерческих целей [18, с. 55].
Организация в узком смысле – это объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур [18, с. 56].
Согласно ISO организацией является компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, орган власти, их часть или комбинация, объединенная с другими или нет, частная или государственная, которая выполняет свои функции и имеет систему управления. В том случае, если в организацию входят несколько структурных единиц, такие единицы могут рассматриваться как организации.
Организации, которые не являются юридическими лицами, организационно очень похожи на юридических лиц, однако не являются (не признаются) таковыми и, соответственно, не являются самостоятельными субъектами права. Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного местонахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала.
Пунктом 1 ст. 51 ГК [6] определено, что представительство представляет собой обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения, осуществляет защиту и представительство интересов юридического лица, совершает от его имени сделки и иные юридические действия.
При этом п. 2 ст. 51 ГК [6] филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все или часть его функций, в том числе функции представительства.
2 Правовое положение отдельных организаций, не являющихся юридическими лицами
2.1 Правовое положение филиалов и представительств
Поскольку на основании ст. 51 ГК [6] в функциональном назначении филиала и представительства в организации существуют различия, Положение о филиале и Положение о представительстве должны утверждаться двумя отдельными приказами.
Порядок утверждения положения о филиале или представительстве, требования к его содержанию законодательно не установлены. В связи с этим каждая организация, имеющая филиал (представительство), должна самостоятельно разработать положение о своем филиале (представительстве). Если филиалов (представительств) несколько и они значительно отличаются друг от друга, то для каждого из них следует разработать отдельное положение.
Положение о филиале или представительстве утверждается органом, который принимает решение о его создании, а доверенность руководителю филиала или представительства подписывается руководителем юридического лица и скрепляется печатью организации (нотариального удостоверения доверенности не требуется).
В Положении о филиале (представительстве) должны присутствовать следующие данные:
- наименование филиала (представительства), включающее наименование создавшего его юридического лица;
- адрес местонахождения филиала (представительства). Это обусловлено тем, что филиал или представительство должны быть территориально обособлены и находиться вне места нахождения юридического лица;
- наличие у филиала (представительства) счетов в учреждениях банка. Филиал (представительство) по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях расчетный или текущий счет (рублевый или валютный). При этом наличие или отсутствие такого счета не влияет на правовой статус филиала;
- полномочия органов управления юридического лица по управлению филиалом (представительством) и контролю за его деятельностью. Управление филиалом (представительством) осуществляется органами управления организации в части возложенных на них полномочий, а также путем назначения руководителя (главы, директора) филиала. К компетенции организации по управлению филиалом (представительством), в частности, относится определение профиля (представительства) и основных направлений их деятельности, утверждение Положения о филиале (представительстве), определение организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий руководителя филиала (представительства), проведение аудиторских проверок и пр.;
3 Сравнительно-правовой анализ законодательств стран СНГ и ЕС о правовом положении организаций, не являющихся юридическими лицами
Исходя из анализа законодательства стран СНГ можем сделать вывод, что правовое положение организаций, не являющихся юридическими лицами, в общем сходно с белорусским. Это относится к национальным организациям. Так, например, ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации [9] определены основные черты филиалов и представительств, которые являясь структурными подразделениями юридического лица, обладают юридическими признаками, совокупность которых позволяет отличить их от самого юридического лица и выделить среди других его подразделений. Это: территориальная обособленность; организационная обособленность; относительная имущественная обособленность.
Таким образом, сама суть представительства в России тождественна белорусской. Аналогичное представление представительства закреплено в ст. 95 Гражданского кодекса Украины [10].
Статьей 53 Гражданского кодекса Азербайджана [4] сама сущность представительства также является тождественной, однако ст. 53.3 отдельно закрепляет, что заместителями руководителей филиалов или представительств неправительственных организаций, учредителями которых являются иностранцы или иностранные юридические лица, должны быть граждане Азербайджанской Республики [4, ст. 53.3].
Частью 3 ст. 61 Гражданского кодекса Республики Армения [5], а также ч. 3 т. 56 Гражданского кодекса Республики Таджикистан [8] оговаривается, что представительства и филиалы должны быть указаны в уставе создавшего их юридического лица.
Гражданским кодексом Республики Казахстан в ст. 43 [7] закреплено общее положение филиалов и представительств, аналогичное распространенному в гражданских кодексах стран СНГ. При этом в ч. 5 ст. 43 четко закреплены требования к назначению руководителей структурных подразделений (филиалов и представительств). Так, руководители филиалов и представительств общественных объединений могут избираться на основании и в порядке, который предусмотрен в уставе общественного объединения и положении о его филиале или представительстве. Руководители филиалов и представительств религиозных объединений избираются либо назначаются в порядке, который предусматривается уставом религиозного объединения и положением о его филиале или представительстве. При этом определено, что руководители филиалов и представительств иных форм юридических лиц назначаются уполномоченным органом юридического лица и действуют на основании его доверенности.
Таким образом, можем сделать вывод, что в гражданских законодательствах стран СНГ закреплена тождественная суть и правовое положение национальных филиалов и представительств, что объясняется тем, что большинство государств – участников СНГ разрабатывали национальные ГК на основе Модельного Гражданского кодекса, ст. 68 которого посвящена представительствам и филиалам.
Заключение
Рассмотрев вопросы, связанные с правовым статусом организаций, не являющихся юридическими лицами, нами были сделаны следующие выводы.
Не любая организация может быть юридическим лицом. Основными действующими организациями, не являющимися юридическими лицами, в Республике Беларусь являются филиалы, представительства и холдинги.
Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, создаваемые для целей представительства и защиты интересов. Холдинг представляет собой объединение унитарных предприятий или хозяйственных обществ с целью координации деятельности.
Организация, не являющаяся юридическим лицом, должна быть обособлена территориально от создавшего ее юридического лица (юридических лиц), при этом вопросы компетенции (возможностей и сфер действия) данных организаций также зависит от воли представляющего юридического лица (юридических лиц).
Филиалы и представительства являются территориально обособленными структурными подразделениями юридических лиц, предназначенными для расширения сферы деятельности создавших их организаций. Филиалы и представительства, как правило, имеют строгую внутреннюю структуру, обеспечивающую выполнение возложенных на них функций и даже имеют свой документ, в котором эта структура находит свое закрепление.
Различие между филиалом и представительством состоит в том, что эти подразделения организации осуществляют различные функции. Филиал может выполнять все функции организации, а представительство – только некоторые из них, а точнее представление интересов организации и осуществление их защиты. Таким образом, можем сделать вывод, что представительство является, по сути, одним из видов филиала.
Холдинг – это объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций (управляющая компания) или физическое лицо оказывает влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями – участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании владения 25 % и более простых акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга либо обладает статусом собственника унитарного предприятия. В качестве участников холдинга могут выступать только унитарные предприятия или хозяйственные общества. Законодательно закрепленное в Республике Беларусь понятие холдинга в целом соответствует общепринятой мировой практике.
В гражданском законодательстве стран – участниц СНГ закреплена тождественная суть и правовое положение национальных организаций, не являющихся юридическим лицом, что объясняется тем, что большинство государств – участников СНГ разрабатывали национальные ГК на основе Модельного Гражданского кодекса, ст. 68 которого посвящена представительствам и филиалам. При этом в различных странах действуют свои особенности, касающиеся регистрации таких организаций.