Введение
1 Понятие и виды проверок
1.1 Понятие проверки как основного вида финансового контроля
1.2 Виды проверок
2 Правовые основы организации и проведения проверок
2.1 Общие положения о проведении проверок
2.2 Проведение отдельных видов проверок
3 Порядок оформления результатов проверок
3.1 Общие положения об оформлении результатов проверок
3.2 Акт (справка) проверки
Заключение
Список использованных источников
Введение
Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется тенденциями в укреплении государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и нарушениями в экономической сфере.
В этом отношении важность и роль финансового контроля объективно возрастают.
Финансовый контроль осуществляется в порядке, установленном правовыми нормами, всей системой органов власти и органов местного самоуправления, в том числе органами специального контроля при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государственных образований и специальной ветви контроля, осуществляемой в стране. Финансовым контролем является контроль над законностью и целесообразностью действий на местах, образование, распределение и использование государственных фондов с целью эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства, так и его институтов и всех других хозяйствующих субъектов, а проверки как разновидность финансового контроля – один из наиболее эффективных способов.
Объектом исследования является проверка как форма финансового контроля.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, научная литература по теме проверок как формы финансового контроля.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия и сущности проверок, выявление основных ее форм, а также порядка ее проведения и завершения.
Цель курсовой работы образует задачи:
дать понятие и определить виды проверок;
рассмотреть порядок проведения проверок;
раскрыть порядок завершения проверки.
В работе использовались методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, формально-юридический и сравнительно-правовой.
Структура работы состоит из введения, заключения, списка использованных источников, а также трех глав.
1 Понятие и виды проверок
1.1 Понятие проверки как основного вида финансового контроля
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [1, ст.132].
Для того, чтобы определить проверку следует изначально определить, что же такое финансовый контроль.
Проблема определения понятия «Финансовый контроль» на современном этапе развития общества является весьма актуальной и значимой. Единого значения понятия финансового контроля не существует, законодательно оно также не закреплено, вследствие чего имеет множество точек зрения в науке по поводу его определений.
По мнению Н.С. Малеина, финансовый контроль – это урегулированная нормами права деятельность органов и организаций, цель которой –обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе выполнения планов и выражающаяся в проверке законности, обоснованности рациональности денежных затрат [13].
Н.И. Химичева и А.Л. Апель трактуют финансовый контроль как надзор за правомерностью действий в сфере образования и использования финансовых средств государства и органов местного самоуправления в целях эффективного развития страны и отдельных регионов [5].
Более широкое определение понятия «Финансовый контроль» дают А.Ю. Ильин и М.А. Моисеенко, которые считают, что финансовый контроль можно определить как особую форму деятельности специально уполномоченных государственных органов и хозяйствующих субъектов, основанную на властных предписаниях правовых норм, направленную на проверку своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования, осуществление принудительных изъятий в бюджетную систему, установление оснований для применения мер ответственности за нарушение финансового законодательства» [4, с.15].
Данное определение не включает полный перечень субъектов, которые уполномочены осуществлять финансовый контроль, но оно дает более полное представление по тому, что включено в предмет проверки, когда осуществляется финансовый контроль. Можно сделать вывод, что научные определения понятия финансового контроля имеют каждое свои положительные стороны.
Осуществление финансового контроля происходит исключительно в рамках финансовых отношений, которые возникают при постепенном накоплении, распределении и использовании фондов денежных средств.
Финансовый контроль – это деятельность органов государственной власти и управления, предусмотренная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок (злоупотреблений) в управлении государственными денежными и материальными ресурсами, используемыми в хозяйственной деятельности, несоблюдения финансового законодательства, а также недостатков в организации систем управления.
2 Правовые основы организации и проведения проверок
2.1 Общие положения о проведении проверок
Проверка выполняется не ранее, чем через два года после:
государственной регистрации открытия представительства иностранных организаций;
первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) лицам, осуществляющие частную нотариальную деятельность.
Контрольный (надзорный) орган имеет право планировать проверки в отношении проверяемых организаций, классифицированных как [7, c. 100]:
группа высокого риска не чаще чем один раз в течение календарного года. Если проверяемое лицо не провело регулярную проверку нарушений законодательства проверяемым субъектом, следующая плановая проверка этого лица назначается контрольным (надзорным) органом не ранее, чем за два года;
средняя группа риска, где проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Если по результатам проверки, проводимой контрольным (надзорным) органом, аудиторское лицо не проверяет нарушения законодательства, следующая плановая проверка этого лица назначается контролирующим (надзорным) органом не ранее через пять лет;
группа с низким уровнем риска, при необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
Плановые проверки для проверяемого субъекта, классифицированного как группа среднего и низкого риска, в случае, если:
на основании результатов анализа информации, доступной контролирующему органу информации, в том числе представленным проверяемым субъектом в контрольном списке, нет признаков, свидетельствующих о нарушениях закона;
на дату назначения аудита имеется отчет аудитора, содержащий безоговорочно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соблюдения финансовых (экономических) сделок с законодательством [13].
В этом случае плановые проверки не могут быть назначены на период и по вопросам, проверенным во время аудита, за исключением проверки точности расчета, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные средства, а также государственные внебюджетные фонды.
Плановые проверки на один проверенный субъект в течение календарного года могут проводить несколько контрольных (надзорных) органов только в форме совместного аудита. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого лица в течение календарного года не допускается.
Приказ о проведении внеплановой проверки может быть запланирован по следующим причинам:
если имеется информация от надзорного (контрольного) органа, который свидетельствует о нарушении законодательства или о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, жизни животных и растений, окружающей среды, государственной безопасности, исторических и культурных ценностей и отдельных лиц с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовка внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проверки).
3 Порядок оформления результатов проверок
3.1 Общие положения об оформлении результатов проверок
Порядок оформления результатов проверки также строго урегулирован на законодательном уровне.
Контрольные (надзорные) органы на договорной основе имеют право привлекать экспертов, если для решения вопросов, возникающих в ходе проверки, требуются решения по специальным вопросам в области науки, техники, искусства, ремесел и других областях деятельности. Заключение должно быть подписано руководителем проверяющего органа, проводящего проверку, или его заместителем [17].
Вывод эксперта или его отчет о невозможности дать заключение предоставляется проверяемому субъекту, который имеет право давать объяснения и возражения, а также запрашивать у эксперта дополнительные вопросы и о назначении дополнительной или повторной проверки.
Ходатайство проверяемого лица или его представителя о назначении специалиста из числа указанных им лиц, а также о возникновении дополнительных вопросов для получения заключения специалиста по ним удовлетворяется или мотивируется аудитором (руководителем).
Оплата экспертизы и услуг специалиста осуществляется контрольными (надзорными) органами за счет средств, предусмотренных для обеспечения контрольного (надзорного) органа, а в случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения по вопросам, по которым был назначен эксперт, то услуги эксперта оплачиваются виновным лицом.
По итогам проведения проверки составляется отчет [12].
По фактам выявленных нарушений проверяющее лицо в пределах своей компетенции может составить протокол об административном правонарушении и (или) принять решение по делу об административном правонарушении.
Результаты аудита, в ходе которого нарушения законодательных актов не выявлены, то они должны быть документированы актом проверки. Акт (справка) проверки выдается в количестве не менее двух экземпляров и подписывается инспектором (надзорным органом ревизии) в течение периода не позднее пяти рабочих дней с даты завершения аудита.
В ходе проверки необходимо соблюдать ясность и точность изложения фактов. Не допускается включать в акт проверки различные виды фактов, которые не документированы и не документируют деятельность проверяемого лица.
Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и информации об обнаруженных нарушениях, а также за установленный объем ущерба, указанный в отчете о проверке.
Таким образом, законодательством строго урегулирован порядок оформления результатов проверки, что позволяет сделать вывод о том, что ошибки почти исключены в оформлении результатов, а также процесс строго формализован.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что:
1. Проверка в Республике Беларусь – особый вид финансового контроля, который подразумевает проведение определенных действий для контроля деятельности того или иного субъекта. Набор действий зависит от вида проверки.
2. Разновидностей проверок и возможностей из проведения в Республике Беларусь действительно много, однако, в первую очередь, стоит ставить вопрос о необходимости проведения любой проверки, так как в любом случае, это вмешательство в нормальную работу проверяемого субъекта.
3. Следует сказать о достаточной урегулированности процесса проведения проверки в Республике Беларусь, что позволяет проверяемым субъектам доверять проверке, а проверяющим действовать исключительно в рамках законодательства.
4. Отдельные разновидности проверок позволяют осуществлять ее на высоком уровне, а также избежать осуществления лишних действий или упущения необходимых для проверки.
Разумеется, государству требуется и далее совершенствовать законодательство в данной области ввиду того, что ситуация в экономике изменяется и требуется внедрять все более новые способы проведения проверок, а также избегать использования устаревших.
Согласно решению главы государственного органа, этот срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней.
В указанные сроки время нахождения материалов аудита в органах уголовного преследования и судах не включено.
При выполнении каждого пункта требования (распоряжения) об устранении нарушений проверяемый субъект, установленный в этом требовании (инструкции), письменно информирует контролирующий орган, проводящий проверку [12].
5. Законодательством строго урегулирован порядок оформления результатов проверки, что позволяет сделать вывод о том, что ошибки почти исключены в оформлении результатов, а также процесс строго формализован.
6. Проверки в Республике Беларусь оформляются в строго установленном законодательством порядке и, как следствие, исключается возможность превышения полномочий при проведении проверки проверяющим субъектом, а также упрощается ориентация в документации.
Сегодня государственные органы уделяют серьезное внимание совершенствованию системы финансового контроля. Очевидно, что наличие развитой системы проведения проверок является непременным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны.
В дополнение к проверкам важную роль играют другие виды финансового контроля, в том числе аудит, роль которого в последние годы умножилась.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009 г., № 510 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 марта 2010 г., № 383 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Бойко, Т.С. Финансовое право: учеб. пособие / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 320 с.
5. Воробей, Г.А. Финансовое право: учеб. пособие / Г.А. Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 434 с.
6. Данина, Е.А. Финансовое право: курс лекций / Е.А. Данина. – Витебск: ВГУ им. Машерова, 2010. – 186 с.
7. Каменков, В.С. Финансовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. Пособие / В.С. Каменков, А.В. Каменков. Минск: ГИУСТ БГУ, 2008. – 439 с.
8. Крохина, Ю.А. Финансовое право России: учебник для студентов ВУЗов/ Ю.А. Крохина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011. – 720 с.
9. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учеб. пособие / А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный Дом, 2010. − 768 с.
10. Финансовое право Российской Федерации : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / [Бирюков П. Н. и др.]. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : КноРус, 2012. – 607 с.
11. Финансовое право: учебник / А.Б. Быля [и др.]; отв. ред.: Е.Ю. Грачева, Г.П. Тостопятенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 520 с.
12. Финансовое право Республики Беларусь : курс лекций / Ю. Н. Чаховский. Минск : Право и экономика, 2011. – 404 с.
13. Финансовое право : учебно-методический комплекс для студентов специальностей 1-24 01 02 "Правоведение", 1-24 01 03 "Экономическое право" / Е. И. Орлова. –Минск : МИУ, 2012. – 243 с.
14. Финансовое право: учебник / К.С. Бельский [и др.]. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Москва: Волтерс Клувер, 2011. – 792 с.
15. Финансовое право: учебник / [Л. Л. Арзуманова и др.]. – Москва : Проспект, 2012. – 576 с.
16. Финансовое право: учеб. пособие / А.А. Вишневский [и др.]. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. – 168 с.
17. Финансовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденции" / [Е. Г. Писарева и др.]. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва : ИНФРА-М : Норма, 2012. – 751 с.
18. Александрович, Э. И. Договорные отношения в сфере оказания туристических услуг / Э. И. Александрович // Проблемы гражданского права и процесса, сборник научных статей. – ГрГуим.Я.Купалы, 2010. – 403 с.
19. Алексеев, С. С. Гражданское право : учебник / С. С. Алексеев, Б. М. Гонгало. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 528 с.
20. Байрамкулов, А. К. Толкование договора в российском и зарубежном праве / А. К. Байрамкулов. – М. : Статут, 2016. – 224 с.