Прежде чем приступить к рассмотрению функций государства, нужно дать определение его сущности, поскольку функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Итак, сущность государства — это то главное, что определяет его содержание, цель, назначение и функционирование. Другими словами вопрос о сущности государства — это вопрос о том кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет, в чьих интересах. Из определения видно, что решающее влияние на функции любого государства оказывает его сущность.
Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.
В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период.
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что для теории государства вопрос о функциях государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение, а также функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.
1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и сущность функций государства
Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности, так как на практике государство иногда уклоняется или искажает эти направления. Не следует их отождествлять и с целями и задачами, стоящими перед государством. Если цель указывает на то, к чему стремится государство, а задача – на средства и способы ее достижения в определенных условиях, то функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций.
Функции – это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных государственных органов.
Функции отражают не только направления избирательного воздействия государства, но и согласование, сопоставление управленческой деятельности государства с аналогичной деятельностью иных общественных объединений. Поэтому функции государства объективно обусловлены закономерностями функционирования данной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия общества и государства, актуальными целями и задачами, встающими перед ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в определенный исторический период. В то же время они выделяются из числа иных направлений деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. При их реализации велико значение и субъективного фактора, так как только от людей зависит, насколько верно поняты эти закономерности и насколько адекватно выбраны средства и способы решения стоящих перед обществом проблем.
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Внутренние функции Республики Беларусь
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества [10, с. 118].
К внутренним функциям современного белорусского государства относятся следующие функции:
а) политическая;
б) экономическая;
в) социальная;
г) экологическая;
д) охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Рассмотрим более подробно вышеперечисленные функции.
Политическая функция реализуется посредством создания государственного механизма, отдельные звенья которого – государственные органы – наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений [11, с. 19]. Политическая функция направлена на обеспечение государственного суверенитета, защиту конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах. Требование о создании и защите демократического конституционного строя закреплено в ряде статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 57 и др.). Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета [12]. Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.
Экономическая функция состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства приоритетное место занимает экономическая функция, в других — в область политики, отсюда — повышенное внимание к реализации функции государственной власти и т.д. Исчезают одни функции, возникают другие.
Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Данная позиция о понимании функций государства поддерживается большинством ученых.
При исследовании темы работы можно сделать следующие выводы:
а) Функции государства классифицируются по различным основаниям: по специфике объектов государственного воздействия, по сферам деятельности государства, по продолжительности действия, по степени общности, по характеру государственного воздействия на общественные отношения, по видимости, по степени отражения интересов различных групп населения.
б) Государство осуществляет возложенные на него функции посредством различных форм: правовой, к которой относятся правотворческая, правоохранительная и правоисполнительная деятельность, а также неправовой (организационной), т.е. организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая деятельность.
в) Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). При этом к внутренним функциям относятся политическая, экономическая, социальная, экологическая, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
1 Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2012. – 560 с.
2 Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе / Л.А. Морозова // Государство и право. – 1993. — №6. – С. 98-108.
3 Признаки и виды функций государства [Элекронный ресурс] // Энциклопедия экономиста. – 2014. – URL: http://www.grandars.ru (дата обращения: 10.04.2017).
4 Флоренский, П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем / П.А. Флоренский // Литературная учеба. – 1991. – №3. – С. 96.
5 Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф.М.Н.Марченко.Т.1, Теория государства. –М.: Изд.Зерцало, 1998г., – с.195.
6 Основные функции государства [Элекронный ресурс] // On-line библиотека. – 2014. – URL: http://www.xserver.ru/ (дата обращения: 10.04.2017).
7 Королев, А.И. Теория государства и права / А.И. Королев. – Л., 1987. – 522 с.
8 Лазарев, В.В. Общая теория права и государства / В.В. Лазарев – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
9 Алексеев, С.С. Теория государства и права. Государство и право. Начальный курс / С.С. Алексеев – М.: Юрид. лит., 1996. – 192 с.
10 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк – М., 2008. – 612 с.
11 Бредихин, А.Л. О функциях государства / А.Л. Бредихин // История государства и права. – 2013. – №22. – С. 17-20
12 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2009. – 48 с.