Введение
1 Сущность, формы и функции инвестиций
1.1 Понятие и основные формы инвестиций, их характеристика
1.2 Инвестиционная политика и её инструменты
1.3 Функции инвестиционной политики
2 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь
2.2 Инвестиции в экономику Республики Беларусь
3 Основные проблемы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь и пути их решения
3.1 Проблемы привлечения инвестиций в экономику страны
3.2 Направления совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее значимых факторов развития экономики любого государства являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующих производственных мощностей с целью получения прибыли.
Глобальный экономический кризис требует переосмысления роли инвестиций в рыночном регулировании экономики и направлений развития инвестиционной деятельности.
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции – более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные с правом получения доходов от собственности.
Инвестиции считаются основной экономической категорией и играют необыкновенно важную роль, как на микро- так и на макроуровне в построении рыночных отношений.
Инвестиционная политика, как и денежная политика, является составной частью экономической политики страны. Инвестиционная политика – это значительный рычаг влияния, как на экономику государства, так и на предпринимательскую деятельность хозяйствующих субъектов.
Под инвестиционной политикой страны понимается совокупность направленных мероприятий по формированию подходящих условий для всех субъектов хозяйствования с целью активизации инвестиционной деятельности, роста экономики, решения социальных проблем и подъема эффективности производства.
Главной целью инвестиционной политики считается создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.
Ключевыми курсами инвестиционной политики являются меры по организации подходящего режима для деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, росту прибыльности и снижению рисков в интересах устойчивого экономического и социального развития, росту жизненного уровня населения.
1 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Понятие и основные формы инвестиций, их характеристика
Инвестиции – это любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности организаций в целях получения товара, обеспечивающего удовлетворение рынка и прибыли (дохода) или достижения иного результата.
В качестве инвестиций выступают:
− денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги, паи, акции;
− движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование), материальные ценности;
− имущественные права, вытекающие из авторского права, права промышленной собственности, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;
− права пользования землей или другими природными ресурсами [7, с. 96].
Необходимость в инвестициях обусловлена следующими факторами:
− проведением политики расширенного воспроизводства;
− активизацией инновационной деятельности, когда инвестиции обеспечивают производство принципиально новых видов продукции и технологий;
− увеличением спроса на более качественную продукцию, что требует технологической реструктуризации и замены действующего оборудования новым;
− поддержанием и повышением конкурентного преимущества организации на рынке за счет улучшения качества продукции и снижения ее себестоимости на основе внедрения новых технологий и оборудования.
Современный этап ужесточения конкуренции на мировых рынках требует переориентации оценки инвестиций с валового (количественного) подхода к повышению экономической эффективности инвестиций, использования их для обеспечения:
– единства текущей рационализации производства с инновационной деятельностью организации и техническим перевооружением производства;
– повышения качества многогранной деятельности организации и техническим перевооружением производства;
– повышения конкурентоспособности организации и ее товаров.
2 ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Инвестиционный климат в Республике Беларусь
Законодательная база. Правовая база инвестиционной деятельности в Беларуси исходит из зарубежной практики и строится на следующих основных принципах:
– стабильность законодательства;
– непротиворечивость основного и инвестиционного законодательств;
– наибольшая часть отношений регулируется при помощи законодательства;
– законодательные акты доступны для изучения любому человеку;
– инвесторы в полной мере защищены от неправомерных действий государственных органов;
– унификация нормативно-законодательных актов, полное их соответствие международной системе правового обеспечения инвестиционной деятельности.
В последние годы Республика Беларусь довольно активно развивает свое законодательство именно в инвестиционной сфере. В данном направлении были приняты некоторые меры по образованию нормативно-правовой базы, направленной на создание всех условий для отечественных и иностранных инвесторов.
24 января 2014 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях», определяющий общие экономические, социальные и правовые условия инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Данный закон направлен на защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности, а также на эффективное функционирование народного хозяйства Республики Беларусь по принципу рыночной экономики.
В Беларуси также довольно активно реализуется политика предоставления льготных условий для инвестирования. Особенно данная политика проявляется в свободных экономических зонах, а также малых и средних городах, сельской местности и парке высоких технологий г. Минска.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы привлечения инвестиций в экономику страны
Результаты анализа инвестиций в Республику Беларусь показали, что их объем на протяжении пяти изучаемых лет снизился. В основном инвестиции осуществляются за счет собственных средств организаций. Доля иностранных инвестиций незначительная 4,97 % в 2017 году (таблица 2.2), но в 2016 году была 3,87%. Следовательно, отмечается незначительный, но рост иностранных инвестиций. Основными странами инвесторами как было выяснено раньше являются Российская Федерация; Соединенное Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Кипр.
Основные проблемы, тормозящие приход инвестиций в нашу страну:
− неопределенность ведения бизнеса выражается в существовании рисков, связанных с неожиданными действиями со стороны государства по отношению к инвесторам, а также государственного вмешательства в процесс принятия решений, что затрудняет процесс планирования инвестиций, служит препятствием для реализации инвестиционного проекта. Долгие и затратные административные процедуры выражаются высоких транзакционных издержках;
− недобросовестная конкуренция со стороны местных государственных предприятий. Государственные предприятия имеют доступ к относительно дешевым сырьевым и кредитным ресурсам;
− правовая нестабильность, сопровождающаяся частыми изменениями действующих законодательных актов;
− неопределенность политики приватизации: в большинстве акционерных предприятий контрольный пакет акций (свыше 51%) принадлежит государству, т. е. самым крупным собственником акционерных субъектов хозяйствования является государство;
− сложные для понимания иностранных инвесторов налоговые и административные положения;
− высокая доля государственной собственности;
− механизм приобретения и регистрации земли;
− отсутствие членства Республики Беларусь в ВТО;
− недостаточное развитие фондового рынка;
− замедленный процесс приватизации и низкая доля частного сектора в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Без нормального инвестиционного климата из кризиса не выйти. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства.
В качестве одного из условий спада инвестиционной активности Республики Беларусь и ухудшения на этой основе ситуации с технологическим обновлением производства следует назвать сокращение объемов бюджетного финансирования, выделяемых предприятиям в рамках господдержки, а также высокую стоимость кредитных ресурсов, выдаваемых не путем директивного кредитования, а на общих условиях. В частности, объем средств консолидированного бюджета, направляемых на инвестиционную деятельность.
В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны.
При этом наблюдался рост объемов инвестирования за счет кредитов иностранных банков на 8,1%, внебюджетных фондов – на 20,7%. С учетом ожидаемого оживления инвестиционной активности в мировой экономике в 2017-2018 гг. Беларуси необходимо включится в активную борьбу за иностранные инвестиции. Чтобы реализовать инвестиционный потенциал, необходимо максимально либерализировать условия для притока инвестиций, кардинально улучшить инвестиционный климат и активизировать приватизационные процессы.
В качестве основного предложения для проведения обратного инвестиционного разворота ПИИ в сторону Беларуси может стать изменение инвестиционного климата, который включает в себя уже не столько социально-экономические элементы, сколько институциональные. В этой связи предлагается широкомасштабное декларирование и пошаговая реализация новой инвестиционной политики, включающей в себя следующие элементы.
1 Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело: учебное пособие / В. М. Аскинадзи, В.Ф. Максимова, В.С. Петров. – М.: Маркет ДС, 2010. – 430 с.
2 Поплыко В.И. Инвестиционная политика Беларуси. – Минск, УО БГЭУ, 2007. – 126 с.
3 Слепова В.А. Инвестиции: учебное пособие / В.А. Слепова. – М.: Юрист, 2002. – 389 с.
4 Бочаров, В. В. Инвестици: учебное пособие / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2008. – 405 c.
5 Кузнецов, Б.Т. Инвестиции: учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 622 с.
6 Гуськова Н.Д. Инвестиционный менеджмент: учебник / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов. – М.: Кнорус, 2010. – 380 c.
7 Вдовин С. М. Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона / С.М. Вдовин, Н.Д. Гуськова, В.И. Маколов // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 24-31.
8 Игонина Л.Л. Инвестиции: учебник / Л. Л. Игонина. – М.: Магистр, 2010. – 400 c.
9 Ивасенко А.Г. Иностранные инвестиции: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: Кнорус, 2010. – 290 c.
10 Г.И. Кравцова. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова. – Минск: БГЭУ, 2012. – 360 c.
11 Бородина С. Инвестиции в странах БРИК. Оценка риска и корпоративного управления в Бразилии, России, Индии и Китае пер. с англ. / под ред.: С. Бородиной и О. Швыркова при участии Ж.-К. Буи. – Москва: Альпина Паблишерз, 2010. – 355 с.
12 Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре // Инвестиции в России. – 2015. – № 12. – С.19-23.
13 Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования США / пер. с англ.: под общ. ред. Д.А. Рябых. – М.:, Вершинна, 2008. – 105 c.
14 Бергер Я. Использование иностранных инвестиций в Китае / Я. Бергер // Инвестиции в России. – 2015. – № 3. – С. 9.
15 Карлусов В. Государственная поддержка предпринимательства в условиях развития экономики Японии // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 3. – С. 25.
16 Инвестиционная политика Беларуси. Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.government.by/ru/content/4217. – Дата доступа:
17 Боган С. А. Эффективность инвестиционной политики Республики Беларусь / С. А. Боган // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2012. – № 5. – С. 20-25.
18 Мясникович М.В. Структурная политика и модернизация экономики Республики Беларусь: сборник научных трудов / М. В. Мясникович; Нац. акад. наук Беларуси, Отд-ние гуманит. наук и искусств. – Минск: Беларуская навука, 2011. – 355 с.
19 Свободные экономические зоны (СЭЗы). Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/cez-lgoty-preferencii-ru/. – Дата доступа:
20 Результаты инвестиционной политики. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/pezultat-ru/. – Дата доступа:
21 Навстречу инвестициям / Экономика Беларуси. – 2012. – № 4 (33). – С. 6-15.