Сообщества людей, связанные между собой на политической, религиозной или профессиональной основе, существовали еще в древности. Римское право признало свободу объединения, его члены могли принять любое положение (устав), если в нем не содержалось ничего нарушающего публичные законы; этот порядок свободного образования коллегий был заимствован из законодательства Солона, т.е. из греческого права и просуществовал до конца республики. В средние века в Европе имелись различные религиозные и политические объединения, союзы взаимопомощи, профессиональные организации, гильдии, являющиеся добровольными организациями для взаимной защиты и осуществления права.
Объединения людей в течение длительного времени зачастую не дифференцировались по характеру выполняемых ими функций, сочетая экономические цели с задачами свободной профессиональной или политической организации. Лишь в период крушения феодального строя и провозглашения формального равенства, включая равное право на участие в выборах, свобода союзов становится политическим институтом, наличие которого необходимо для нормального функционирования демократического государства. Однако право на свободу союзов не сразу закрепляется в конституциях и политической практике буржуазных государств.
В нашей стране право на свободу объединений, прежде всего политических партий, было провозглашено императорским манифестом "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 года, а 4 марта 1906 года утверждены Временные правила об обществах и союзах, действовавшие до конца Российской империй. После Октябрьской революции 1917 г. прежнее законодательство было отменено и разработано иное, служащее целям коммунистического строительства. В тот же период (конец XIX - середина XX вв.) в государствах Западной Европы и ряде других стран законодательное регулирование объединений граждан было закреплено на конституционном уровне. Стали появляться и международные общественные (неправительственные) организации, число которых существенно возросло после второй мировой войны.
В настоящее время политические партии, общественные объединения, иные негосударственные организации - это средство выражения обществом своих интересов. И чем богаче палитра интересов в обществе, тем ярче и разнообразней спектр отражающих их партий и объединений. Поэтому одной из главных задач на пути создания эффективной системы управления государством и обществом, гарантирующих необратимость и поступательность демократических реформ, является достижение многопартийности, а следовательно, - конкуренции взглядов, идей, политических интересов [1, с. 86].
Важное место в системе прав и свобод человека и гражданина занимает конституционное право на объединение. Наряду с другими основными правами оно имеет огромное социально-политическое и юридическое значение, играет существенную роль в деятельности людей, нацеленной на реализацию их потребности в организованной совместной работе.
В условиях активного развития государственности, совершенствование гражданского общества является одним из необходимых условий создания сильной и процветающей Беларуси. Строительство демократического правового государства, радикальные изменения во всех областях жизни Республики сопровождаются массовым движением общественности, созданием многочисленных общественных организаций, которые выступают в качестве связующего звена между государством и формирующимся гражданским обществом в процессе проведения политических и социально-экономических преобразований. Сегодня идет процесс формирования разнообразных общественных объединений, осознающих себя как общность, нуждающуюся в саморегуляции, защите, сотрудничестве с другими группами, государством в целом. С точки зрения палитры человеческих интересов, масштабности и значимости возникающих формирований, этот процесс многообразен и многопланов [6, с. 61].
Общественные объединения как элемент политической организации общества представляют собой добровольные объединения граждан для реализации совместных целей.
Эти объединения образуются на основе профессиональных, национальных, культурных и иных интересов.
Общественные объединения – важное звено в институциональной политической системе общества. Объединения людей с общими взглядами на природу, общество, искусство, с общим типом поведения известны с глубокой древности. Достаточно вспомнить многочисленные философские школы античности, рыцарские ордена, литературные и художественные школы средневековья, масонские ложи, клубы нового времени. При этом прослеживается четкая зависимость: чем выше уровень развития демократии и, стало быть, уровень политической культуры, активности членов общества, тем больше возникает в нем разнообразных социальных организаций и движений. Важное значение имеет и конкретно-историческая ситуация в стране. Чем острее противоречия, чем больше трудно разрешимых проблем, тем заметнее рост самодеятельных объединений и движений.
Общественные объединения – это форма организованного участия масс в общественной и политической жизни общества. Общественные объединения – добровольные, самодеятельные формирования, в основе которых лежит общность частных интересов граждан. Основное содержание деятельности общественных объединений – реализация этих интересов. Основными принципами деятельности общественных объединений являются добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие участников, законность и гласность.
Проблемы правового регулирования и правового статуса общественных объединений имеют четко выраженное международно-правовое измерение. Мировая история наглядно показывает возрастающее значение ассоциаций граждан, оказывающих серьезное воздействие не только на внутреннюю политику государства, но и на внешнюю политику. Масштабы влияния общественных организаций (которые определяются в международном праве как неправительственные организации) на состояние международных дел расширяется, и что особенно важно - их усилия плодотворно развертываются в сфере международно-правового обеспечения прав и свобод человека. Многие международно-правовые акты, документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, например, Парижская хартия для новой Европы (1990 г.), Всемирной конференции по правам человека (1993 г.) признали важную роль неправительственных организаций в деле поощрения и защиты всех прав человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях и подчеркнули важность продолжения по этим вопросам диалога и сотрудничества между правительствами и неправительственными организациями [9].
С точки зрения международной регламентации деятельности общественных объединений важное значение имеют международные документы, такие как Всеобщая декларация прав человека [10], Пакт о гражданских и политических правах и другие.
В данных международных договорах закрепляются вопросы статуса общетсвенных объединений, а также право человека на свободу собраний и объединений.
Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» [11].
Статья 22 Международного Пакта «О гражданских и политических правах» «1. Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. 2. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» [12].
Конституция Республики Беларусь гарантирует, что каждый гражданин может свободно получить информацию о деятельности общественных объединений. Однако, оказывается, всё не так просто: перечень общественных объединений находится в Едином государственном регистре (далее – ЕГР) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для получения информации нужно написать заявление и приложить к нему документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление информации из ЕГР [14].
На наш взгляд, данная норма лишает возможности граждан получить полную информацию относительно действующих на территории Республики Беларусь общественных объединений. В этой связи видится необходимым отменить плату за получение доступа к информации, содержащейся в ЕГР.
Как уже отмечалось выше нормативным правовым актом, закрепляющим порядок создания и деятельности общественных объединений, является Закон.
Согласно ст.8 Закона в качестве учредителей общественного объединения имеют право выступать граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением молодежных и детских общественных объединений, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.
Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.
Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо:
а) для международного общественного объединения – не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также создание на территории этих иностранных государств организационных структур этого общественного объединения (отделения, филиала, представительства);
б) для республиканского общественного объединения – не менее пятидесяти учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска;
Конституционное право на свободу объединений занимает важное место в системе прав и свобод человека. Деятельность структур гражданского общества, неотъемлемым элементом которого являются общественные объединения, представляет собой одно из важнейших условий осуществления эффективных социально-политических и экономических преобразований.
Общественное объединение определяется как добровольное негосударственное самоуправляемое некоммерческое объединение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, создаваемое и действующее на основе общности интересов в установленном законодательстве порядке для реализации законных прав.
Статус общественных объединений получил международно-правовую основу во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. Право каждого на свободу ассоциации стало рассматриваться как одно из неотъемлемых прав человека. В соответствии со статьей 20 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций; никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (вступил в силу для Республики Беларусь 23 марта 1976 года) каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов (часть 1 статьи 22). Свобода деятельности общественных объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются согласно принципам и нормам международного права.
Конституция Республики Беларусь гарантирует, что каждый гражданин может свободно получить информацию о деятельности общественных объединений. Однако, перечень общественных объединений находится в ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и для получения информации нужно написать заявление и приложить к нему документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление информации из ЕГР.
На наш взгляд, данная норма лишает возможности граждан получить полную информацию относительно действующих на территории Республики Беларусь общественных объединений. В этой связи видится необходимым отменить плату за получение доступа к информации, содержащейся в ЕГР.
Для создания и деятельности в Республике Беларусь общественного объединения необходимо:
а) для международного общественного объединения – не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также создание на территории этих иностранных государств организационных структур этого общественного объединения (отделения, филиала, представительства);
1 Правовой статус политических партий в европейских странах: Сб. науч. тр. / Науч. ред. А.Вашкевич. - Минск: Тесей, 2003. - 368 с.
2 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
3 Об общественных объединениях: Закон Республики Беларусь, 4 октября 1994 г. № 3254-XІІ // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.
4 Послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию (21. 04. 2011) [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://president.gov.by. – Дата доступа : 06. 04. 2017.
5 Батяев, В. Ф. Развитие белорусских общественных объединений в XIX — 20-е годы XX века. Этнологическое исследование : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / В. Ф. Батяев ; ГНУ "Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы Национальной академии наук Беларуси". - Минск, 2011. - 47 с.
6 Ватыль, В.Н. Общественные объединения и политические партии на территории Гродненщины: тенденции и перспективы развития / В.Н. Ватыль // ВЕСНІК Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1. - 2005. - №4. - С.61-72.
7 Голованов, В. Соблюдая баланс интересов : роль общественных объединений в политической системе Беларуси / Виктор Голованов // Беларуская думка. - 2009. — № 8. — С. 3—7.
8 Хилюта, В. В. Производственно - хозяйственная и предпринимательская деятельность общественных объединений// Право Беларуси. -2003. - № 24. - С. 84-88.
9 Юрьев, С. С. Правовой статус общественных объединений : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория права и государства ; История права и государства ; История политических и правовых учений /С. С. Юрьев ; Науч. рук. Г.В. Мальцев ; Российская академия государственной службы при Президенте РФ. -М.,1995. -26 с.
10 Всеобщая Декларация прав человека. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. - Мн. : ООН, 2000. – 30 с.
11 Конвенция и защите прав человека и основных свобод. - М : Риор, 2006. – 27с.