Введение
Парламентаризм – это элемент политической системы, в которой суверенная воля народа воплощается в избранном на основе общепринятых демократических процедур народном представительстве, осуществляющим в том или ином объеме законодательную, финансово-бюджетную, контрольную и другие функции, таким образом, ограничивающим объем компетенции исполнительной и судебной ветвей власти и гарантирующий защиту интересов как большинства, так и меньшинства граждан. Вместе с тем, парламентаризм – это и определённая шкала социальных ценностей, отражающая как общественные, так и индивидуально-личностные интересы, а также наличие гражданского общества, характеризующегося демократизмом и высокой политико-правовой культурой граждан.
Общеизвестен рост в современном мире внешнеполитической активности парламентских структур. Не является в этом смысле исключением и белорусский парламент.
Согласно ст. 90 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. (далее – Конституция) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган республики.
Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь.
Воля народа является верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактического осуществления народного суверенитета является народное представительство посредством образования парламента страны.
Данные факты свидетельствуют об актуальности темы исследования.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование конституционно-правового статуса Парламента Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) изучить теоретико-методологические аспекты деятельности Парламента Республики Беларусь;
2) охарактеризовать структуру и полномочия Парламента Республики Беларусь;
3) исследовать организацию работы Национального собрания Республики Беларусь.
Объектом исследования, проведенного в курсовой работе, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности Национального Собрания Республики Беларусь.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также доктринальные подходы к сущности рассматриваемого вопроса.
Глава 1 Теоретические основы деятельности Национального собрания Республики Беларусь
1.1 История развития парламентаризма в Республике Беларусь
Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.
Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга [1].
Парламент в Республике Беларусь именуется Национальным собранием и является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Исследуя вопрос об истории развития парламентаризма в нашем государстве, Т.С. Масловская отмечает, что ее можно разделить на два этапа – советский и постсоветский. Автор высказывает мнение о том, что советский период был сложным во всех смыслах и именно он явился определенной предпосылкой и в некоторой степени основой для формирования этого конституционно-правового института в будущем, поскольку в тот период времени о парламентаризме не могло быть и речи в силу доминирования в государстве принципа единства государственной власти и полного отрицания принципа разделения властей [18].
27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь (далее – Декларация), положившая начало организации государственной власти на основе принципа разделения властей. 25 августа 1991 г. этому документу был придан статус конституционного закона. Ч. 3 ст. 7 Декларации провозглашала, что разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства. Ч. 2 ст. 2 Декларации устанавливала исключительное право Верховного Совета выступать от имени всего народа республики [2]. По мнению Т.С. Масловской, именно принятие Декларации можно считать отправной точкой формирования парламентаризма в Республике Беларусь [18].
Период с июля 1990 г. и до принятия Конституции Республики Беларусь в 1994 г. характеризовался полнотой власти Верховного Совета, которая проявлялась в том, что именно он принимал Основной Закон республики, вносил в него изменения и дополнения (в данный период было внесено свыше 20 поправок в Конституцию БССР 1978 года. Решения Верховного Совета обладали высшей юридической силой, над этим высшим органом государственной власти мог стоять только белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике [2, ч. 1 ст. 2]. Представляется возможным охарактеризовать данный период как парламентарную республику.
Глава 2 Структура и полномочия Национального Собрания Республики Беларусь
2.1 Структура и порядок формирования Национального Собрания Республики Беларусь
Выборы в Палату представителей Национального собрания регламентируются Законом «О Национальном Собрании» в соответствии со ст. 91 Конституции, в то время как порядок деятельности палат, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, в соответствии со ст. 105 Конституции, определяются Регламентами палат парламента.
Итак, в состав Палаты Представителей входит 110 депутатов, которые избираются в соответствии с требованиями законодательства путем всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании [13, с. 115].
Совет Республики – это палата, деятельность которой организованна по принципу территориального представительства. Избрание членов Совета Республики осуществляется путем тайного голосования, которое проводится на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. В таком порядке должно быть избрано 8 членов Совета Республики, еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь [16, с. 78].
Совет Республики формируется в строгом соответствии с демократическими принципами, такими как свобода и равенство выборов для каждого из депутатов Совета депутатов.
Исследуя вопрос о формировании Парламента в нашем государстве А.В.Гирейко указывает на то, в целях совершенствования работы Палаты представителей и развития парламентаризма в Беларуси целесообразно было бы ввести смешанную избирательную систему при избрании депутатов Палаты представителей. По мнению автора, данная система позволит более полно реализовывать интересы широкого круга избирателей, нейтрализуя в какой-то степени недостатки и мажоритарной, и пропорциональной систем [15].
Хотелось бы отметить, что при мажоритарной системе утрачиваются голоса избирателей, которые голосовали за других кандидатов, а также принижается роль политических партий в избирательном процессе. Более того, у властных структур имеются возможности оказывать поддержку угодному ей кандидату и чинить препятствия его соперникам. При мажоритарной системе депутат выступает прежде как представитель своего избирательного округа, что способствует превалированию местных, региональных интересов над общенациональными и может привести к усилению роста противоречий. Таким образом, с высказанной позицией, по нашему мнению, можно полностью согласиться. Однако в таком случае особенно важное значение имеет создание нормативного акта, который позволит избежать ситуации, когда в том или ином округе представлен всего один кандидат.
Глава 3 Организация работы Национального Собрания Республики Беларусь
Важной составляющей депутатской деятельности является работа в избирательных округах. Для общения с избирателями ежемесячно отводится не менее трети рабочего времени депутатов.
Встречи с избирателями, личные приемы граждан, взаимодействие с местными исполнительными комитетами и Советами депутатов в решении конкретных проблем граждан и регионов – приоритетные направления работы парламентариев на местах [21, с.189].
Деятельность депутатов в округах достаточно многоплановая и постоянно трансформируется. Наибольшую актуальность на местах приобрели такие формы работы, как семинары, круглые столы, встречи с активом предприятий, организаций и общественных объединений, пресс-конференции. На таких мероприятиях обсуждаются законопроекты, рассматриваются важнейшие вопросы жизни регионов и населения.
Работа Палаты представителей осуществляется в форме заседаний, совместных заседаний с Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, парламентских слушаний, деятельности постоянных и временных комиссий, других органов Палаты представителей, депутатских групп, депутатов в Палате представителей, избирательных округах, а также в иных формах.
Парламентарии принимают участие в работе сессий местных Советов депутатов и заседаниях исполкомов, оказывают содействие в реализации программ социально-экономического развития территорий, региональных программ. Депутаты осуществляют контроль и оказывают помощь по строительству и вводу социально значимых объектов, работают в составе комиссий по проверке деятельности предприятий и учреждений, участвуют в иных мероприятиях местного уровня [21, с. 190].
Знание ситуации в регионах, профессионализм и политическая зрелость позволяют депутатам гибко и оперативно реагировать на экономические проблемы отдельных предприятий. Пути их разрешения обсуждаются на встречах с руководством исполкомов, членами Правительства. При содействии депутатов завершено строительство ряда замороженных объектов, решены многие финансовые и производственные проблемы предприятий, а также ряд социальных вопросов [17, с. 120].
Деятельность Палаты представителей, ее органов, депутатов Палаты представителей осуществляется открыто и гласно. В случае, если этого требуют интересы государства, могут проводиться закрытые заседания Палаты представителей, ее органов [7].
Деятельность Совета Республики основывается на принципах демократичности, гласности, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, верховенства права и законности, приоритета общепризнанных принципов международного права, равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов, свободного обсуждения и принятия решений, участия граждан в обсуждении вопросов государственной жизни [8, ст. 2].
Заключение
1. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.
2. Историю развития парламентаризма в нашем государстве представляется возможным разделить на два этапа – советский и постсоветский.
3. Основная функция Национального собрания – законодательная, которая осуществляется, основываясь на принципах народовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина и обеспечить гражданское согласие. Помимо законодательной функции, Национальное Собрание выполняет контрольную и распорядительную функции.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем – в Совете Республики.
4. Национальное собрание состоит из 174 человек. В состав Палаты представителей входит 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики состоит из 64 членов, избрание которых осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска. Таким образом избирается по 8 членов Совета Республики, а еще 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
5. Депутатом Палаты представителей может быть лицо, достигшее 21 года, а членом Совета Республики – достигшее 30 лет и проживающее на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
6. Организация работы палат Парламента осуществляется на основании их Регламентов.
Работа белорусского Парламента осуществляется в форме сессий.
Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.
Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.
Заседания Палаты представителей проводятся на белорусском или русском языке.
В каждой из палат Парламента избирается Председатель и по одному заместителю. Выборы осуществляются тайным голосованием с использованием бюллетеней.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10–е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 27 июля 1990 г., № 193-ХII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.09.1991 № 1085- ХII // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
3. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 4 ноября 1998 г., № 196-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.01.2015 № 232-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
5. О Национальном Собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 июля 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 № 267-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
6. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 № 31-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
7. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 18 дек. 2015 г. № 707-П5/VIII // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
8. О Регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, 9 дек. 2008 г., № 57-СР4 : в ред. Постановления Совета Респ. Национального Собрания Респ. Беларусь от 23.06.2015 № 430-СР5/IX // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
9. Абраменко, Е.Г. Некоторые аспекты отечественного парламентаризма / Е.Г.Абраменко // Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции : материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. – Мн., 2008. – С.118 – 119.
10. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов / М.В.Баглай. – М. : Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998. – 752 с.
11. Василевич, Г.А. Анализ законодательства о Парламенте, Конституционном Суде и прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Г.А.Василевич // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2017.
12. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь : Учебник / Г.А. Василевич. – Мн. : Книжный Дом, 2010. – 768 с.
13. Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство / Г.А.Василевич. – Мн. : «Право и экономика», 2010. – 261 с.