ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы Трудовое законодательство и правовое регулирование трудовых отношений – это один из важнейших элементов правовой системы Республики Беларусь. Важность данный норм вряд ли возможно переоценить: именно от них зависит уровень социально-экономических отношений в обществе и создать безопасные условия труда для каждого работника.
В условиях происходящей глобализации все больше аспектов трудовых отношений регулируется на международном уровне. Такое положение дел не случайно, различные страны сталкиваются с различными проблемами в сфере труда и зачастую для их решения необходимы слаженные усилия. Например, предотвращение несчастных случаев на производстве не является проблемой отдельной взятой страны, с данной проблемой сталкивается каждый работодатель в каждой стране мира. Именно поэтому необходимы международные организации, которые могли бы обобщить накопленный опыт и сформулировать правила, которые позволили бы обеспечить безопасность каждого участника трудовых правоотношений и соблюсти баланс интересов правительства страны, нанимателей и работников.
Наиболее значимой международной организацией в области охраны труда на сегодняшний день является Международная организация труда.
Целью настоящей работы является комплексный анализ деятельности Международной организации труда.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
– охарактеризовать международные организации их правосубъектность и пределы правотворческой деятельности;
– рассмотреть историю создания МОТ, цели и задачи ее деятельности;
– описать организационную структуру и основополагающие документы МОТ;
– проанализировать основные Конвенции и рекомендации МОТ;
– исследовать вопрос о взаимодействии международных и национальных норм о труде.
Объектом исследования, проведенного в настоящей курсовой работы, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности Международной организации труда.
Предметом исследования являются Конвенции и рекомендации МОТ, нормативные правовые акты Республики Беларусь, а также доктринальные подходы к сущности рассматриваемого вопроса.
Глава 1
Значение Международной Организации Труда (МОТ) в системе социально-трудовых отношений
1.1 Международные организации: понятие и правосубъектность, пределы правотворческой деятельности
Международные организации – сравнительно «молодой» субъект международных отношений. В основе их правовой природы лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.
Государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Тем самым государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.
Любая международная организация обладает следующими шестью признаками [1, с. 289].
1. Создание в соответствии с международным правом. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций. Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.
Глава 2
Международная Организация Труда: статус и направления деятельности
2.1. Структура и основополагающие документы Международной Организации Труда
Структура МОТ включает в себя несколько взаимосвязанных органов. Рассмотрим их подробнее.
В первую очередь хотелось бы указать на Международную конференцию труда (МКТ). Это высший орган МОТ, которому предоставлено право на разработку и принятие международных норм в трудовой сфере.
МКТ состоит из делегатов: каждая страна-участница МОТ имеет право представить четырех своих делегатов, двое из которых должны представлять правительство страны, одного представителя работодателя и одного представителя работников. Такие делегаты могут выступать и голосовать, при этом не обязательно, чтобы все четыре делегата от государства голосовали одинаково, каждый из них выражает собственное мнение. Таким образом, именно МКТ становится той площадкой, на базе которой обсуждаются и решаются общемировые проблемы в сфере труда [11, с. 103].
Один раз в два года МКТ разрабатывает и принимает двухгодичных план работы, а также утверждает бюджет МОТ, который формируется благодаря взносам государств-участников [12, с. 88].
Следующий орган в структуре МОТ – Административный совет. Это исполнительный орган МОТ, на который возложена обязанность по руководству деятельностью организации в период между сессиями МКТ. Более того, именно Административный совет определяет, в каком порядке должны исполняться решения, принятые МОТ [11, с. 104].
Деятельность Административного совета осуществляется в форме сессий, которых проходит по три в год: в марте, июне и ноябре.
В состав Административного совета входят 56 членов, 28 из которых являются представителя правительств государств-членов МОТ, 14 представителей работодателей и 14 – работников. Более того, в состав Административного совета входит 66 заместителей-членов МОТ (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся) [13, с. 75].
В составе Административного совета предусмотрено 10 постоянных мест для представителей таких государств, как Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Россия, США, Франция и Япония. Остальные места занимают представители от других государств. Они избираются Конференцией на ротационной основе сроком на три года [11, с. 104].
Глава 3
Взаимодействие международных и национальных норм о труде
Вопрос о том, каким образом соотносятся нормы национального и международного права имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Национальное и международное право являются двумя автономными по отношению друг к другу системами, которые взаимосвязаны и активно взаимодействуют между собой путем включения международных актов в нормативные правовые акты государства.
В соответствии с нормами Конституции в нашем государстве признается приоритет общепризнанных принципов международного права и устанавливается положение о том, что нормы национального законодательства должно им соответствовать.
Именно международные стандарты являются ориентиром для Республики Беларусь в вопросах трудового права и охраны труда.
На основании анализа норм Устава МОТ, а также трех Деклараций МОТ, которые следует рассматривать как особенный источник международного трудового права, представляется возможным указать на следующие принципы, которые в полной мере реализуются и в Республике Беларусь:
1) принцип социальной справедливости. Данный принцип включает в себя необходимость предоставления всем людям возможности участия в справедливом распределении плодов прогресса в области оплаты труда, рабочего времени и прочих условий труда, а также прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите
2) принцип равной оплаты за равный труд;
3) принцип свободы слова и свободы объединения работников и нанимателей как необходимое условие постоянного прогресса;
4) принцип человечности (гуманизма) в сфере труда. Суть данного принципа состоит в том, что трудящимся должны быть созданы нормальные условия труда, нищета должна рассматриваться как угроза для общего благосостояния, за каждым членом общества должно быть признано право на реализацию материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
5) труд свободен и не является товаром;
6) принцип социального партнерства, включающий равноправие и сотрудничество представителей трудящихся, предпринимателей и правительств [18, с. 22].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нынешний этап развития международных отношений характеризуется заметным повышением активности международных организаций. Так, например, за последние два столетия их общее число выросло более чем вдвое.
Современные международные организации отражают единство сотрудничества многих народов и наций. Для них характерны дальнейшее развитие компетенции и усложнение своих структур. Наличие большого числа организаций, а также специфика каждой из них позволяют сделать вывод, что сформировалось система международных организаций, центром которой является ООН.
Одной из важнейших организаций. Деятельность которых направлена на совершенствование отношений в трудовой сфере. Является Международная организация труда, которая была создана в 1919 г. МОТ имеет долгую и богатую историю. За время существования Организации удалось добиться закрепления многих базовых прав человека на труд, таких, как право на восьмичасовой рабочий день, право на отпуск по уходу за ребенком и т.д.
Главной целью, которую преследует МОТ в своей деятельности, является улучшение трудовых условий для различных категорий работников. Основной формой деятельности МОТ является принятие Конвенций и Рекомендаций (с момента создания принято 189 Конвенций и 202 Рекомендации).
Международная организация труда имеет четкую и слаженную структуру. Высшим представительным органом МОТ является Международная конференция труда, в состав которой входит по четыре делегата от каждого государства-участника МОТ.
Высшим исполнительным органом МОТ является Административный совет, который состоит из 56 членов, а также 66 их заместителей из различных государств.
Организацию работы МОТ осуществляет Международное бюро труда, которое по сути своей является секретариатом Организации.
Основной формой работы МОТ является принятие Конвенций и Рекомендаций.
На сегодняшний день данными актами регламентированы наиболее важные и проблемные вопросы, возникающие в трудовой сфере в международной практике. В Республике Беларусь на сегодняшний день ратифицировано 49 Конвенций, требования которых стали частью национального законодательства. В то же время нельзя не отметить, что многие Конвенции МОТ в Республике Беларусь не ратифицированы, что сдерживает развитие белорусского трудового законодательства.
1. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Р.М. Валеев и проф. Г.И. Курдюков. – М.: Статут, 2010. – 624 с.
2. Международное право: Конспект лекций / МИЭМП; Сост. Живарев В.Е. – М.: МИЭМП, 2004. – 96 с.
3. Кудинов, О.А. Международное публичное право: Учебно-практическое пособие, руководство по изучению дисциплины /О.А. Кудинов. – М.: МЭСИ, 2004. - 200 с.
4. Международные организации: Учебное пособие/ В.М. Мацель, В.П. Позняк, А.Н. Сычев. – Академия управления при Президенте Республики Беларусь – Мн.: Дикта: 2004. – 223 с.
5. Международная Организация Труда и права человека / А.А. Войтик. – Минск: Тесей, 2002. – 256 c.
6. Иванов, С. А. Международная организация труда / С.А. Иванов // БСЭ. Т. 15. – М., 1974. – С. 593—594.
7. ООН и Беларусь: вчера, сегодня, завтра / Представительство ООН в Респ. Беларусь ; сост. Е. В. Змушко [и др.]. – Мн.: Юнипак, 2002. – 114 с
8. Русакович, А. Международная организация труда и Беларусь: 50 лет взаимодействия / А. Русакович // Журнал международного права и международных отношений. – 2006. – № 4. – С. 47-55.
9. Устав Международной организации труда: принят в 1919 г.: с изм. и доп. 1972 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. Осадчий, В.С. Проблема Международной организации труда в борьбе с молодежной безработицей [Электронный ресурс] / В.С. Осадчий, Л.Н. Шмигирилова. –Режим доступа: . – Дата доступа: 07.04.2017.
11. Кисшее, И.Я. Международный труд. / И.Я. Кисшее. – Москва, НИМП 2008. – 543 с.
12. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справочное пособие. – Москва: Издательство ДиС, 2007. – 752 с.
13. Бекяшев, Д.К. Международное трудовое право: Учебное пособие / Д.К. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 336 с.
14. Киселев, И.Я. Сравнительное международное трудовое право: Учебник для вузов./ И.Я. Киселев. – М.: Дело, 2009. – 728 с.
15. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь./Под общей редакцией Г.А. Василевича. – Минск: Регистр, 2009. – 1024 с.