ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНЕМИЙ
1.1 Виды и причины анемии у детей в условиях городской среды
1.2 Принципы диагностики анемии у детей и подростков
1.3 Лечение и профилактика анемии
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ АНЕМИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ НА НАРУШЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Железо является одним из наиболее распространенных веществ во Вселенной: земная кора почти на 5%, а ядро на 90% состоит из железа. Но, несмотря на это, его дефицит является чрезвычайно распространенным среди популяции людей и служит наиболее частой причиной анемии во всем мире. Ежегодно регистрируется более 1,5 млрд. человек с анемией, из которых почти 50% обусловлено дефицитом железа [26, 27, 32].
Одним из таких критичных по дефициту железа является подростковый период. Согласно данным литературы, более 30% подростков страдают дефицитом железа [26, 27, 32]. Пубертатный период имеет свои особенности, обусловленные физиологическим ростовым скачком, сложной эндокринной, вегетативной и иммунной перестройкой организма. Железодефицитное состояние относится к одной из актуальных проблем пубертатного периода и обусловлено несоответствием потребностей в микроэлементе и его поступлением в организм подростка. Это время резко возрастающих потребностей в железе из-за бурного процесса роста, увеличения объема крови, увеличения мышечной массы [27].
Дефицит железа в подростковом возрасте значительно чаще наблюдается у девушек, что обусловлено становлением менструальной функции и большой ежемесячной кровопотерей. Кроме того, весьма частой причиной анемии, и не только у девушек, но и у юношей, является нерациональное питание из-за желания похудеть. Также алиментарная железодефицитная анемия, обусловленная недостаточным поступлением железа с пищей, развивается у строгих вегетарианцев и у лиц с низким социально–экономическим уровнем жизни.
Цель работы – рассмотреть особенности протекания анемии у детей в возрасте 11-18 лет.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– изучить виды и причины анемии;
– изучить принципы диагностики анемии;
– рассмотреть методы лечения и профилактики анемии;
– проанализировать некоторые показатели клинической картины анемии у девочек–подростков в условиях городской среды.
Объектом исследования является анемия. Предмет исследования – влияние анемии на нарушения репродуктивной системы девочек-подростков.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНЕМИЙ
1.1 Виды и причины анемии у детей в условиях городской среды
Уменьшение количества железа в организме (в тканевых депо, в сыворотке крови и в костном мозге) приводит к нарушению образования гемоглобина, развитию гипохромной анемии и трофическим расстройствам в органах и тканях. В детском организме с его высочайшим и напряженным метаболическим уровнем, а зачастую и в условии транзиторной незрелости различных ферментативных систем, дефицит железа ощущается наиболее остро. Знание классификаций анемий, их клинических проявлений, методов диагностики и принципов лечения позволит врачу педиатру участковому и семейному своевременно выявить заболевание, назначить правильно необходимый объем обследования, грамотно интерпретировать полученные данные и направить больного на лечение к врачу-гематологу[1].
Анемия – клинико-гематологический синдром, характеризующийся уменьшением содержания гемоглобина в единице объема крови, чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов, что приводит к развитию кислородного голодания тканей. Снижение концентрации гемоглобина (Hb) в крови по сравнению с нормальным уровнем у людей данного возраста и пола различны [1, 30]. Критерии анемии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 2001 г.) [26]: – мужчины: Hb < 130 г/л; – женщины: Hb < 120 г/л.
Существуют различные классификации анемий [1, 30].
Патогенетическая классификация анемий:
I. Анемии вследствие кровопотери (постгеморрагические).
1. Острая
2. Хроническая
II. Анемии вследствие нарушения образования эритроцитов и гемоглобина.
1. Железодефицитная анемия
2. Мегалобластные анемии, связанные с нарушением синтеза ДНК. (В12– и фолиеводефицитные анемии)
3. Анемии, связанные с костномозговой недостаточностью (гипопластические).
Ш. Анемии вследствие усиленного кроворазрушения (гемолитические).
IV. Анемии смешанные.
Классификация анемий по цветовому показателю:
I. Анемия гипохромная, цветовой показатель ниже 0,8.
– железодефицитная анемия;
– тиреопривная анемия (при гипофункции щитовидной железы).
II. Анемия нормохромная, цветовой показатель 0,85–1,05:
– анемия при хронической почечной недостаточности;
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью изучения особенностей протекания заболевания анемия у подростков в возрасте 11–18 лет под влиянием городской среды был проведен анализ литературных источников. Изучены виды и причины анемии, принципы диагностики заболевания, рассмотрены методы лечения и профилактики в соответствии с клиническим протоколом «Диагностика и лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями и первичными (врожденными) иммунодефицитами» Приложения к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.01.2012 № 38 [24], проанализированы некоторые показатели клинической картины анемии у девочек-подростков в условиях городской среды.
Исследование проблемы анемии у подростков проводилось на базе педиатрического отделения старшего возраста Солигорской детской больницы. С целью выявления особенностей влияния анемии на нарушения в становлении репродуктивной системы у девушек-подростков был проведен анализ 20 историй болезней пациенток с диагнозом железодефицитная анемия (ЖДА) средней тяжести, находящихся на стационарном лечении. Лечение в стационаре получали пациенты с ЖДА средней тяжести (гемоглобин в пределах 90 – 70 г/л), которым требуется назначение парентерального введения препаратов железа. Пациентки были разделены на группы по возрастному признаку 1 группа – 11-14 лет (10 пациенток), 2 группа 15-18 лет (10 пациенток).
Определение степени железодефицитной анемии проводилась согласно критериям ВОЗ [26]. Оценка физического развития девочек-подростков проводилась по методу сигмальных отклонений. Показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или – ) делят на среднее квадратическое отклонение, получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.
Для определения степени достоверности результатов исследования для каждой относительной величины вычисляли соответствующую среднюю ошибку (mp). Для решения вопроса о степени достоверности показателя определяли доверительный коэффициент (t).
Все варьирующие количественные признаки результатов исследований подвергались статистической обработке [29] в компьютерной программе МS Office Excel.
ГЛАВА 3 ВЛИЯНИЕ АНЕМИИ У ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ НА НАРУШЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Период полового созревания и роста – довольно часто сопровождается развитием железодефицитной анемии. Развитие железодефицитной анемии обусловлено повышением потребности в железе в связи с интенсивным ростом органов и тканей. У девушек играют роль также и такие факторы, как появление кровопотерь вследствие менструаций и нерациональное питание в связи с желанием похудеть.
При становлении репродуктивной системы ее функция еще не является прочной и поэтому воздействие любых неблагоприятных факторов, а особенно инфекционных и хронических заболеваний, может приводить к срывам в формировании функции репродуктивной системы, прежде всего менструальной функции.
С целью выявления особенностей влияния анемии на нарушения в становлении репродуктивной системы у девушек–подростков был проведен анализ 20 историй болезней пациенток с диагнозом железодефицитная анемия (ЖДА) средней тяжести, находящихся на стационарном лечении в педиатрическом отделении старшего возраста Солигорской детской больницы. Лечение в стационаре получали пациенты с ЖДА средней тяжести (гемоглобин в пределах 90 – 70 г/л), которым требуется назначение парентерального введения препаратов железа. Пациентки были разделены на группы по возрастному признаку 1 группа – 11–14 лет (10 пациенток), 2 группа 15–18 лет (10 пациенток).
Распределение пациенток по группам представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Средний возраст пациентов по группам.
| Группа | Возрастной диапазон | Возраст, лет | Количество пациентов | Процентное соотношение | Средний возраст, лет |
| 1 группа | 11–14 лет | 11 | 1 | 10 | 12,5 |
| 12 | 2 | 20 |
| 13 | 3 | 30 |
| 14 | 4 | 40 |
| 2 группа | 15–18 лет | 15 | 4 | 40 | 16,5 |
| 16 | 4 | 40 |
| 17 | 1 | 10 |
| 18 | 1 | 10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диагностика, лечение и профилактика дефицита железа у подростков имеют особенности, которые необходимо учитывать практикующим педиатрам. Кроме того, подростки входят в группу риска по развитию железодефицитных состояний по целому ряду причин, в связи с чем актуальной задачей является разработка новых программ скрининга железодефицитных состояний у подростков с целью своевременной диагностики и лечения [1].
Учитывая большую частоту встречаемости нарушений в становлении репродуктивной системы у девушек–подростков с анемией в пубертатном возрасте, необходимо осуществлять активное диспансерное наблюдение за подростками для своевременного выявления и лечения анемии в детском и подростковом возрастах. Исследование функции периферических эндокринных желез является обязательным у девушек с анемией, так как наличие изменений в гормональном статусе требует индивидуального лечения [32].
С целью выявления особенностей влияния анемии на нарушения в становлении репродуктивной системы у девочек-подростков был проведен анализ 20 историй болезней пациенток с диагнозом железодефицитная анемия (ЖДА) средней тяжести, находящихся на стационарном лечении в педиатрическом отделении старшего возраста Солигорской детской больницы.
Среди основных жалоб девочек-подростков выделены: утомляемость, раздражительность, головокружение, снижение аппетита, трофические нарушения кожи, ногтей, волос, слизистых оболочек, извращения вкуса и обоняния, головокружение, одышка при физической нагрузке, снижение памяти и обмороки. Показатели физического развития (оценка длины и массы тела) девочек-подростков с диагнозом анемия в исследуемых и группах по методу сигмальных отклонений в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Выявлено, что на эритропоэз оказывает определенное влияние эндокринная система. Концентрация эстрадиола в сыворотке крови у девушек с анемией значительно не отличалась от норм содержания его у девочек-подростков. Показателями уровней фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов у девочек–подростков были низкими. Показатель пролактина был несколько снижен у девушек до 14 лет, а у девушек 15–18 лет данный показатель был значительно выше, что свидетельствовало о замедленном развитии репродуктивной функции.
Для решения вопроса о степени достоверности показателя определяли доверительный коэффициент (t). Значение критериев определяли по таблице Стьюдента. Полученные величины физического развития по параметрам роста и веса, а также содержание гормонов в сыворотке крови девочек-подростков с ЖДА по группам исследования выше табличной величины, что указывает на достоверность результатов показателей.
1 Алексеев, Н.А. Анемии / Н.А. Алексеев. – Москва: Наука, – 2009. – 512c.
2 Баранов А.А. Под ред. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. – М.: ГЭОТАР – Медиа. – 2006. – 608с.
3 Бисярина, В.П. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста: моногр. / В.П. Бисярина, Л.М. Казакова. – Москва: ИЛ, 2010. – 176 c.
4 Бойтлер, Э. Нарушения метаболизма эритроцитов и гемолитическая анемия / Э. Бойтлер. – Москва: Высшая школа. – 2015. – 254 c.
5 Верткин, А.Л. Анемия. Руководство для практических врачей / А.Л. Верткин. – М.: Эксмо. – 2014. – 510c.
6 Вечерская, И. 100 рецептов при анемии. Вкусно, полезно, душевно, целебно / И. Вечерская. – Москва: СПб. [и др.]: Питер. – 2014. – 160 c.
7 Городецкий, В.В. Железодефицитные состояния и железодефицитная анемия: лечение и диагностика / В.В. Городецкий, О.В. Годулян // Медпрактика – 2004. – №1 – 28 c.
8 Дементьева, И.И. Анемии / И.И. Дементьева, М.А. Чарная, Ю.А. Морозов. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2013. – 306 c.
9 Демидова, А.В. Анемии / А.В. Демидова. – Москва: Мир. – 2009. – 127c.
10 Захарова, И.Н. Роль железа в организме человека / И.Н. Захарова, Н.Е. Малова, Е.В. Ручкина // Российский педиатрический журнал. – № 1. 2007. – С. 31–34.
11 Идельсон, Л.И. Гипохромные анемии: моногр. / Л.И. Идельсон. – Москва: СПб. [и др.]: Питер. – 2012. – 192 c.
12 Калмыкова, А.С. Поликлиническая педиатрия / А.С. Калмыкова. – М.: 2008. – 624 с.
13 Коровина, Н.А. Железодефицитные анемии у детей / Руководство для врачей / Н.А. Коровина, А.Л. Заплатников, И.Н. Захарова – М., 2001. – 56 с.
14 Козарезова, Т. Н. Болезни крови у детей / Т. Н. Козарезова, Н. Н. Климкович. Минск: Белорусская наука. – 2001. – С. 54–104.
15 Куликов, А.М. Анемии у подростков / А.М. Куликов // Terra medica nova. – 2009. – № 3.– С.20–23.
16 Медицина и здоровье. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.eurolab.ua / Детские болезни. Баранов А.А. – Дата доступа: 23.02.2017.
17 Медицина и здоровье [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.eurolab.ua / Руководство по внутренним болезням Ф.И. Комаров. – Дата доступа: 23.02.2017.
18 Морозова, Н.В. Анемии у детей / И.В. Ткаченко, В.К. Козлов, С.А. Геронина, И.Д. Мостовая, ред.: В.Н. Лучанинова, Н.В. Морозова . – 2-е изд., испр. и доп. – 2007 . – 82с.
19 Мосягина, Е. Н. Анемии детского возраста / Е.Н. Мосягина. – М.: Медицина. – 2016. – 300c.
20 Павлов, Э.А. Значение комплексного гематологического обследования для ранней диагностики дефицита железа и ЖДА / Э.А. Павлов, М.А. Еременко // Гематол. и трансфуз.–1991.–№6.
21 Пирогов, К.Т. Внутренние болезни / К.Т. Пирогов // М: ЭКСМО. – 2005.
22 Погорелов, В. М. Лабораторно-клиническая диагностика анемий / В.М. Погорелов, Г.И. Козинец, Л.Г. Ковалева. – Москва: Машиностроение. – 2010. – 176 c.
23 Папаян, А.В. Анемии у детей / А.В. Папаян, Л.Ю. Жукова. СПб.: Питер, 2001. С. 233-342.
24 Приложение к приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь 13.01.2012 № 38 (в том числе Клинический протокол «Диагностика и лечение детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями и первичными (врожденными) иммунодефицитами») [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minzdrav.gov.by. – Дата доступа: 21.02.2017.
25 Рахимова, К.В. Организация диспансерного наблюдения за детьми в амбулаторных условиях / К.В. Рахимова, В.Н. Девятко – Алматы:2005. – 154с.
26 Сайт Министерства здравоохранения Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/insult. – Дата доступа: 22.02.2017.
27 Самсыгина, Г.А. Дефицит железа у детей и подростков / Г.А. Самсыгина, Т.В. Казюкова, А.А. Левина // Рос. гос. медицинский ун-т. – М.: 2006. – 32 с.
28 Справочник по госпитальной педиатрии / под. ред. С.И. Тена. // Минск: Беларусь. – 2002. – С. 662-683.
29 Статистика: теория и практика в Excel: учебное / В. С. Лялин, И. Г. Зверева, Н. Г. Никифорова. – Москва: Финансы и статистика: Инфра М. – 2010. – 446c.
30 Стуклов, Н. И. Анемии. Клиника, диагностика и лечение. Учебное пособие / Н.И. Стуклов, В.К. Альпидовский, П.П. Огурцов. – Москва: Мир, 2013. – 264 c.
31 Тихомиров, А.Л. Железо для будущей мамы / А.Л. Тихомиров // Здоровье.–2000.–№10.
32 Тарасова, И.С. Профилактика дефицита железа – актуальная проблема здравоохранения всех стран мира / И.С. Тарасова, В.М. Чернов, А.Г. Румянцев / Гематология и трансфузиология. 2009. – Т. 4. № 2. – С. 31–39.
33 Тарасова, И. С. Железодефицитная анемия у детей и подростков / И. С. Тарасова // Вопросы современной педиатрии. 2011. Т. 10. № 2. С. 40–48.
34 Шабалов, Н. П. Детские болезни : учеб. для вузов / Н. П. Шабалов. СПб.: Питер. – 2009. Т. 1-2. – С. 315-331.