Введение
1 Теоретические основы формирования стратегии организации
1.1 Понятие и виды стратегии организации
1.2 Методы анализа действующей стратегии организации
1.3 Направления формирования и изменения стратегии организации
2 Оценка стратегии организации на ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ стратегии развития организации
3 Совершенствование стратегии организации на ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования»
3.1 Формирование стратегии развития организации
3.2 Выпуск новой конкурентоспособной продукции в рамках сформированной стратегии предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Каждая организация рано или поздно сталкивается с необходимостью четко сформулировать свои стратегические цели, миссию, видение и концепцию развития. Без этого не возможно управление в любых структурах. Характер и тенденции изменений внешней среды, мировой финансовый кризис и глобализация экономики, являющиеся индикаторами нестабильности и непредсказуемости внешней среды, обуславливают актуальность изучения и овладения основными инструментами стратегического управления руководящими работниками организации Республики Беларусь.
Единой стратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна. Поэтому определение ее стратегии также уникально, поскольку зависит от конкретной позиции предприятия на рынке, его потенциала, поведения конкурентов, состояния экономики и многих других факторов. В то же время есть основополагающие принципы и обобщенные модели выработки стратегии предприятия.
В данной работе рассматривается тема формирования стратегии организации. Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокружение и непосредственное окружение) и внутренняя среда. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями обеспечивать устойчивое существование. Таким образом, актуальность темы данной работы не вызывает сомнений.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия.
1 Теоретические основы формирования стратегии организации
1.1 Понятие и виды стратегии организации
Особенности развития современного рынка требуют особых отношений с потребителем, быстрых изменений и наличия несколько просчитанных вариантов дальнейших действий. Мир меняется стремительно, и выживают уже не самые сильные компании (например, по объему выручки или по размеру активов), а самые гибкие, умеющие молниеносно адаптировать свои стратегии к новым реалиям.
Организациям приходится постоянно держать руку на пульсе и постоянно подстраивать (а иногда и полностью менять) свою стратегию, как только меняется внешняя среда. Если в конце прошлого века в бизнесе ценилось само умение выработать стратегию и последовательно ее придерживаться, то в наши дни не меньше ценится способность постоянно критически оценивать свою стратегию и быстро переписывать ее, если того требует ситуация.
Большинство стратегических методик создано в странах с долгой историей и развитой культурой бизнеса, где стратегическое мышление является неотъемлемой частью процесса управления. Эти методики стали вершиной долгого процесса эволюции управленческой мысли.
Стратегическое планирование, стратегический менеджмент – логическое продолжение стратегического мышления как способа решения долгосрочных проблем. То есть, прежде чем писать стратегию, сотрудник или предприниматель должен научиться стратегически мыслить, причем делать это не только во время стратегических сессий, а постоянно.
Стратегия – инструмент борьбы на высококонкурентных рынках. Для четко выработанной стратегии должна быть четко сформулирована главная стратегическая цель.
2 Оценка стратегии организации на ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Открытое акционерное общество «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» образовано на базе республиканского унитарного предприятия "Слуцкий авторемонтный завод" согласно приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 4 декабря 2002 года № 453, который был образован 20 августа 1945 года на базе Слуцкой машинотракторной мастерской, основной задачей которой был ремонт автотракторной техники для нужд сельского хозяйства (приказ № 313 по Народному Комиссариату земледелия БССР от 20.08.1945 года).
С января 2003 года завод переименован в «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования». В 2005 году завод преобразован в открытое акционерное общество.
С 2012 года ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» входит в состав холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ».
Уставный фонд ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» составляет 1227 тыс. руб.
Предприятие расположено в г. Слуцке по ул. Ленина на локальном земельном участке площадью 11,13 га, граничащим с жилым микрорайоном города и железнодорожным узлом.
В настоящее время завод является крупным в Республике производителем кранов мостовых подвесных и опорных г/п 1т.,2т.,3,2т.,5т. и 10т. С 2004 года завод изготавливает краны мостовые, подвесные и опорные г/п 10 т. Также предприятие имеет все возможности для изготовления любого нестандартного оборудования. Это различного рода контейнеры, ворота, лестницы, эстакады.
3 Совершенствование стратегии организации на ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования»
3.1 Формирование стратегии развития организации
Одним из конечных продуктов стратегического менеджмента являются проект структуры организации и изменения, позволяющие ей адаптироваться к внешней среде. Проведение изменений создает условия, необходимые для реализации выбранной стратегии. Необходимость и характер стратегических изменений зависят от способности организации эффективно работать в новых условиях, которые определяются состоянием отрасли, рынка, организации, продукта.
Анализ и выбор стратегии – это процесс, который считается ядром стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
При определении стратегических альтернатив фирмы две проблемы являются ключевыми:
− определение реальных возможностей для изменения стратегии, наличие ограничений в улучшении принятой стратегии и возможное пространство для коренного изменения стратегии;
− определение таких изменений стратегии, которые позволяют создать существенные конкурентные преимущества.
Выбор стратегии производится по определенным критериям, в ранжировании которых решающая роль принадлежит высшим руководителям организации. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Понятие базовой конкурентной стратегии характеризует вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается.
Заключение
Термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия.
Для анализа действующей стратегии предприятия рекомендуется проанализировать показатели эффективности деятельности предприятия, его финансовое положение и финансовую устойчивость, провести SWOT-анализ, применить для анализа матрицу БКГ и другие методы, определения эффективности разработанной и на данный момент действующей стратегии организации.
Таким образом, реализация стратегии может обеспечить постоянное усиление экономической мощи предприятия, повышение конкурентоспособности произведенных им товаров и оказываемых услуг.
С 2012 года ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» входит в состав холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ». В настоящее время завод является крупным в Республике производителем кранов мостовых подвесных и опорных г/п 1т.,2т.,3,2т.,5т. и 10т.
По результатам анализа выявлены следующие недостатки действующей стратегии, приводящие к снижение эффективности работы предприятия:
1. На предприятии наблюдается снижение объемов и реализации продукции, в связи с этим наблюдается отрицательная прибыль и рентабельность.
2. Расширения рынка сбыта не происходит в связи с морально устаревшей и недостаточно качественной продукцией, т.к. 81,7% оборудования эксплуатируется от 20 и более лет и еще 11,5% от 15 лет, что говорит о его большом физическом и моральном износе и частых остановках на внеплановые и плановые ремонты.
1. Бляхман, Л.С.. Основы функционального и антикризисного менеджмента / Л.С Бляхман; рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. - СПб. : Изд-во Михайлова, 2010. – 380 с.
2. Володько, О.В. Экономика организации: учебное пособие / О.В. Володько, Р.Н. Граба, Т.В. Зглюй; под. ред. О.В.Володько. – Минск: Выш. шк., 2012. – 399с.
3. Чернышев, Б. Н. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): практикум / ред.: Б. Н. Чернышев, Т. Г. Попадюк. –- М. : ИНФРА-М, 2009. – 240 с.
4. Медынский, В. Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Г. Медынский. - М. : ИНФРА-М, 2009. – 295 с.
5. Портер, М. Э. Конкуренция, обновленное и расширенное издание : научно-популярная литература = On Competition : updated and expanded edition / Майкл Э. Портер ; пер. с англ. О. Л. Пелявский. – М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2010. – 592 с.
6. Любанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: учебное пособие / Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова ; допущено Министерством образования РФ. – М. : ПРИОР, 2012. – 272 с.
7. Колбина, О. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования на предприятиях промышленности / О. Колбина // ЭКОНОМИСТ : ежемесячный научно-практический журнал. – 2013. – № 12. – с. 47-53.
8. Велесько, Е. И. Стратегический менеджмент: пособие: рекомендовано учебно-методическим объединением высших учебных заведений Республики Беларусь по специальностям направления Экономика / Е. И. Велесько, А. А. Неправский. - Минск : БГЭУ, 2009. - 307 с.
9. Радиевский, М. В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: учебник для студентов высших учебных заведений / М. В. Радиевский. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 377 с.
10. Стрельцова, Е. Д. Инструментарий стратегического управления промышленным предприятием / Е. Д. Стрельцова, А. И. Бородин, С. В. Фурсов // Прикладная информатика : журнал ВАК. – 2014. – №4. – с. 95-100.
11. Ермасов, С. В. Инновационный менеджмент / С.В. Ермасов, Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2018. - 510 c
12. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебное пособие: в 2-х ч. Ч.1. Стратегическое планирование / А.И. Ильин; - Минск : Новое знание, 2010. – 312 с.
13. Лыгина, Н. И. Роль конкурентной стратегии предприятия в реализации конкурентных преимуществ / Н. И. Лыгина, А. А. Гончаров // региональная экономика: теория и практика: Научно - практический и аналитический журнал. – 2010. – №11. – с. 25-27.
14. Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 июля 2012 г., № 622 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. −2018.
15. Ершов, Д. М. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений / Д. М. Ершов, А. А. Кобылко // экономика и математические методы. – 2015. – Том 51, №1. – с. 97-108.
16. Афонин, И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: учебное пособие / И.В. Афонин – М. : ИД Дашков и К, 2012. – 380 с.
17. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д.В. Арутюнов − Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 122 с.
18. Гребенникова, М. А. Стратегический анализ внешней среды предприятия / А. А. Демченко, М. А. Гребенникова // маркетинг. – 2011. – №1. – с. 40-48.
19. Лахметкина, Н. И. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Н. И. Лахметкина. – 7-е изд., стереотип. – М. : КНОРУС, 2014. – 232 с.
20. Радиевский, М. В. Организация производства: инновационная стратегия устойчивого развития предприятия: учебник для студентов высших учебных заведений / М. В. Радиевский. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 377 с.