ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших дисциплин является теория государства и права, которая изучает формы государства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, и в том числе, по форме правления.
Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления.
Форма правления государства отражает характер связи населения с государственной властью.
Вне всякого сомнения, что человек чувствует себя уютно и защищенно в таком государстве, где в набольшей степени гуманно устроена государственная власть. Таковыми, по сути, являются государства с республиканской формой правления. Однако на сегодняшний день вовсе не исключена такая форма правления как монархия. Она до сих пор во многих странах Азии присутствует, причем в некоторых странах имеет прежние жесткие формы.
Актуальность темы связана, в первую очередь, с тем, что любая форма государственного правления, в том числе и республиканская, монархическая, является базисом всей социальной, политической и государственной жизни. В настоящее время более половины всех государств имеют именно республику как форму правления, что уже говорит о важности подробного изучения данной формы правления. Монархия интересна своей сохранность древних традиций управления государством.
Целью курсового исследования является характеристика понятия и видов формы правления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику формы правления;
- рассмотреть понятие и признаки монархии;
- охарактеризовать абсолютную монархию;
- охарактеризовать конституционную монархию;
- определить понятие и признаки республики как формы правления;
- охарактеризовать виды республиканской формы правления.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие в сфере формы правления государства.
Предмет исследования – научные теории, учебная литература, посвященная проблеме форм правления в теории государства и права.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года и иные нормативные правовые акты, а также основные законы зарубежных государств.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Для того чтобы в полном объеме определить сущность понятия «форма правления», необходимо в историческом обозрении раскрыть его содержание, анализируя его в трудах ученых и правовых актах [1, с. 25].
В особенности наглядно изменение подходов к пониманию формы правления наблюдается при анализе взглядов мыслителей российской дореволюционной школы и ученых советского и современного периода.
Так, российский дореволюционный государствовед А. Д. Градовский подмечал, что государство каждого народа на определенной исторической ступени является уникальным. Вопреки этому, он полагал, что возможно выделить универсальные юридические признаки, которые будут устанавливать форму правления того или иного государства. К таким специфическим признакам автор относит вопрос о том, в чьих руках сосредоточена власть (одного, нескольких или многих лиц), а также то, как власть относится к обществу [2, с. 31].
Следует подчеркнуть, что единого мнения по поводу определения формы правления в дореволюционных научных кругах не было. Так, суть этого института устанавливалась такими мыслителями, как Б. Н. Чичерин, В. М. Хвостов и П. А. Сорокин, посредством раскрытия понятия «устройство (организация) верховной власти», как составляющего неотъемлемую принадлежность государства. Н. М. Коркунов придерживался иного мнения, и под формой правления рассматривал, в первую очередь, организацию и состав государственных учреждений [3, с. 231].
Форма правления выявляет три основные характерные черты государства:
- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- компетенцию этих органов [4, с. 69].
Форма правления отражает характер связи населения с государственной властью. В истории сформировалось два вида такой связи: подданство и гражданство. Их отличительные черты большей частью обуславливают специфику монархических и республиканских форм правления [5, с. 108].
ГЛАВА 2 МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Понятие и признаки монархии
Монархия – это форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследования [13, с. 246].
Термин «монархия» означает единовластие, власть одного человека, хотя известны и исключения. Так, к примеру, в Спарте существовало два царя, Полибий называет властвование двух консулов в Древнем Риме монархией. И наоборот, лица, которые именовались монархами, не имели фактически их полномочий в царский период Рима. Монархию в период Древнего Рима связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных. Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии, более важными считались личные качества монарха. Институт монархии не отличался особой разработанностью и в начальный период феодализма, поскольку был связан с крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или довольно жесткое ограничение сословно-представительными собраниями [6, с. 195].
Данная форма правления сложилась на рубеже 4-3 тысячелетия до нашей эры, когда в результате разложения первобытной общины социальная власть захватывалась военачальниками, жрецами, руководителями, стремящимися установить жесткую централизованную власть и персонально решать возникающие управленческие проблемы. Такая вертикаль власти отвечала интересам землевладельцев, ремесленников и купцов, получивших возможность оперативно разрешать конфликтные или производственные вопросы.
Как известно, в России до Февральской революции 1917 года существовала монархия. Основателем династии царей Романовых был Михаил Романов, избранный на престол Земским собором в 1613 году. В средние века, да и ранее, отмечались множественные факты смены монархов путем дворцовых переворотов, захвата престолов силой, как правило, сопровождающихся убийством предыдущего монарха. Подавляющее большинство, например, императоров Византии обретало власть именно таким кровавым путем [5, с. 109].
ГЛАВА 3 РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
3.1 Понятие и признаки республики как формы правления
Республика (от латинского respublica – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа [22, с. 94].
Популярно крылатое выражение Цицерона: “Respublica est res populi” (республика – дело народа) [13, с. 247].
Республиканская форма правления проявилась в рабовладельческих государствах. Она проявилась наиболее четко в демократической Афинской республике. В ней все органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и так далее) [23, с. 117].
Уже в более поздние времена республикой называлось любое государство, которое осуществляет свою деятельность на основе права, на основе закона. Республиканская форма правления подразумевала управление государством по принципу разделения властей, что гарантировало качество принятия законов, их исполнение, а судебная власть уже контролировала их верное исполнение [15, с. 46].
Для республиканской формы правления характерны следующие черты:
- народ – источник власти. Он реализует эту власть посредством проведения народного голосования;
- выборность и срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);
- коллегиальность правления, которая основана на принципе разделения властей, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
- демократизм во всех его проявлениях;
- юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц [4, с. 71].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлась характеристика понятия и видов формы правления.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- дана общая характеристика формы правления и определены ее виды;
- рассмотрены понятие и признаки монархии;
- охарактеризована абсолютная монархия;
- охарактеризована конституционная монархия;
- определены понятие и признаки республики как формы правления;
- охарактеризованы виды республиканской формы правления.
Форму правления можно рассматривать как определенное правоотношение, как организацию институтов управления государства и как институт верховной власти в государстве.
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее государственных органов, их взаимодействия между друг другом, а также степень участия населения конкретного государства в формировании таких органов.
Монархия – это форма правления, которая характеризуется наличием единоличного правителя, который правит пожизненно, и в руках которого сосредоточена вся полнота власти.
Признаки монархии заключаются в следующем:
- глава государства – монарх;
- власть монарха передается по наследству, или динанически;
- деятельность монарха не ограничена определенным сроком;
- не несет ответственность за результаты своей деятельности.
Виды монархии: абсолютная и конституционная (представительная).
Абсолютная монархия (неограниченная) есть такая форма правления, при которой власть монарха абсолютно ничем и никем не ограничена. Фактически все ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточены в руках единоличного монарха.
Конституционная монархия (представительная, ограниченная) – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. Такая форма правления делится на дуалистическую монархию и парламентскую монархию.
1. Козеллек, Р. К вопросу о темпоральных структурах в историческом развитии понятий / Р. К. Козеллек // История понятий, история дискурса, история менталитела : сборник статей. – М., 2010. – С. 21–33.
2. Грановский, С. А. Прикладная политология : учебное пособие / С. А. Грановский. – М. : Флинта, 2004. – 274 с.
3. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права. Хрестоматия : учебное пособие / В. Н. Хропанюк. – М. : Интерстиль, 2008. – 384 с.
4. Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Российское юридическое образование, 2010. – 384 с.
5. Кулапов, В. Л. Теория государства и права / В. Л. Кулапов. – Саратов : Саратовская государственная академия права, 2011. – 486 с.
6. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд, перераб. и доп. / В.В. Лазарев. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
7. Корельский, В. М. Теория государства и права 6 учебник для вузов / В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2002. – 616 с.
8. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник / А. С. Пиголкин. – М. : «Городец», 2003. – 544 с.
9. Пушкарев, С. В. Форма правления как особый вид правоотношения / С. В. Пушкарев // Бизнес в законе. – 2011. – № 4. – С. 40–42.
10. Коркунов, И. М. Лекции по общей теории права / И. М. Коркунов. – Спб., 1898. – 54 с.
11. Кистяковский, Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф. Кистяковский. – М., 1912.
12. Иванов, В. В. Теория государства / В. В. Иванов. – М. : Издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики», 2010. – 303 с.
13. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
14. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / Ю. И. Лейбо [и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглай. – М. : Норма, 2002. – 832 с.
15. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2010. – 410 с.
16. Терехова, О. Н. Абсолютная монархия в странах западной Европы как социально-политическая система / О. Н. Терехова // Вестник кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3 (63). – С. 53–57.
17. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов / А. Ф. Черданцев. – М. : Юрайт-М, 2002. – 432 с.
18. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
19. Дробязко, С. Г. Общая теория права : учебное пособие / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. – Минск : Амалфея, 2007. – 480 с.
20. Абсолютизм как вид монархического правления [Электронный ресурс] / История России. – 2017. – Режим доступа : http://histerl.ru/slovar/absolyutizm.htm. – Дата доступа : 02.04.2017.
21. Енгибарян, Р. В. Конституционное право / Р. В. Енгибарян, э. В. Тадевосян. – М. : Юристъ, 2000. – 562 с.
22. Решетников, С. В. Политология / С. В. Решетников. – Минск : ТетраСистемс, 2000. – 448 с.
23. Алексеев, С. С. Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2005. – 496 с.
24. Радько, Т. Н. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько. – М. : Проспект, 2013. – 715 с.
25. Конституция Исламской Республики Иран 1979 года [Электронный ресурс] / Международная мониторинговая организация. – 2017. – Режим доступа : http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf. – Дата доступа : 02.04.2017.
26. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М. : Норма, 2007. – 784 с.
27. Авдеев, Д. А. Республиканская форма правления : проблемы классификации и идентификации / Д. А. Авдеев // Современное право. – 2011. – № 4. – С. 12–14.
28. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года [Электронный ресурс] / Сайт для студентов. – 2017. – Режим доступа : http://studentforever2007.narod.ru/constusa.html. – Дата доступа : 02.04.2017.
29. Конституция Республики Аргентины 1853 года [Электронный ресурс] / Новая Республика. – 2017. – Режим доступа : http://newrespublika.ru/topic/8636-konstitutciia-argentiny/. – Дата доступа : 02.04.2017.
30. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – 776 с.
31. Конституция Итальянской Республики 1947 года [Электронный ресурс] / Сайт для студентов. – 2017. – Режим доступа : http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/constzs/italy.htm. – Дата доступа : 02.04.2017.
32. Конституция Австрийской Республики 1920 года [Электронный ресурс] / Новая Республика. – 2017. – Режим доступа : http://newrespublika.ru/forum-250/announcement-6-konstitutciia-avstrijskoj-respubliki/. – Дата доступа : 02.04.2017.
33. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
34. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
35. Варнавский, А. Г. Смешанная форма правления : причины и условия становления, факторы трансформации в современных условиях / А. Г. Варнавский // Право и общество. – 2010. – № 4 (020). – С. 102–106.
36. Основной закон: «Правительство» Государства Израиль 1968 года [Электронный ресурс] / Новая Республика. – 2017. – Режим доступа : http://knesset.gov.il/laws/ru/yesodru6.pdf. – Дата доступа : 02.04.2017.
37. Конституция Южно-Африканской Республики 1996 года [Электронный ресурс] / Новая Республика. – 2017. – Режим доступа : http://legalportal.am/download/constitutions/206_ru.pdf. – Дата доступа : 02.04.2017.