Введение
Преступность давно перестала быть явлением сугубо внутринационального характера. Научно-технический прогресс, а, как результат, усовершенствованные средства передвижения и связи выводят на новый уровень не только способы совершения общественно опасных деяний, но, также, и способы уклонения от уголовной ответственности за таковые. Преступность, как явление XXI века просто не может ограничиться своим распространением на территории одной, конкретной страны, так как именно пробелы, а также коллизии правового регулирования в этой сфере, сфере международного уголовного права, позволяют преступникам и дальше, безнаказанно, заниматься противоправной деятельностью.
Бесспорно, нельзя отрицать тот факт, что заполнение указанных пробелов и устранение существующих коллизий невозможно без консолидации уже существующих нормативных способов и средств по разрешению проблемы привлечения лиц, совершивших преступления на территории другого государства, к уголовной ответственности, а также проблемы исполнения наказания за деяния, носящие международный характер. В этой связи, роль международного сотрудничества приобретает особо важный характер. В данной работе, будет подвержен анализу один из ключевых аспектов данного сотрудничества, а также один из наиболее существенных институтов международного уголовного и национального уголовного права – институт выдачи преступников экстрадиция, вопрос о понятии, которого будет рассмотрен ниже.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с экстрадицией.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с экстрадицией.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с экстрадицией.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть понятие экстрадиции;
- определить основания и условия выдачи лица, совершившего преступление;
- проанализировать принципы экстрадиции.
1 Понятие экстрадиции
Дефиниции экстрадиции в современном уголовном законодательстве не существует. В литературе экстрадицией принято считать выдачу лиц, виновных в совершении преступных деяний, запрашивающему государству для суда над ними или исполнения наказания[3]. Р.М. Валеев значительно расширяет вышеупомянутый термин, говоря о том, что это обязательно акт правовой помощи (сущность экстрадиции), основанный на международном договоре, а также иных источниках международного права. В свою очередь, А. Н. Вылегжанин утверждает, что экстрадиция — основанная на нормах международного права и национальном законодательстве юридическая процедура, состоящая в процессе доставки лица, совершившего преступление, под юрисдикцию запрашивающего государства для целей привлечения его к уголовной ответственности или исполнения наказания. Следовательно, данные авторы разрешают вопрос о соотнесении этих понятий их полным слиянием.
Многие авторы, такие как А. К. Романов, О. Б. Лысягин и др. считают[2], что институт экстрадиции не ограничивается понятием выдачи преступников, и что, определенно, должно быть закреплено разграничение между двумя этими юридическими субстанциями. В настоящее время экстрадиция понимается только в пределах выдачи преступников, а само существование отдельного института экстрадиции не получает признания. Как утверждают вышеупомянутые авторы, институт экстрадиции как самостоятельный институт права – это относительно новое явление в международной практике государств и новообразование в праве. Но независимо от существующих точек зрения на практике же вопросы выдачи преступников достаточно разработаны и такой проблемы разграничения этих понятий не стоит. Как уже было упомянуто, в доктрине экстрадиция – это основанный на международных договорах акт выдачи лица, совершившего преступление другому государству. Опровергая это утверждение, В. Н. Кудрявцев говорит, что договоры о правовой помощи значительно шире договоров о выдаче и относит к первой группе институт экстрадиции. Это может заключаться как в процессе создания норм, регулирующих данный институт: как на международной арене, так и на внутригосударственном законотворчестве, так и как улучшение международного сотрудничества. Полагаем, такое доктринальное утверждение не является актуальным, так как все вышеупомянутые меры так или иначе проявляются при инициации и реализации процедуры выдачи преступников. Создание норм же будет являться отдельным институтом международного или национального права, в зависимости от уровня создаваемых документов, а улучшение сотрудничества – это явление сугубо политическое, хотя также можно, в зависимости от уровня, отнести его либо к международному, либо к национальному праву.
2 Основания и условия выдачи лица, совершившего преступление
Основанием для начала экстрадиционного производства является требование иностранного государства, которое направляется по дипломатическим каналам либо через центральные органы. Проанализировав международные договоры, участницей которых является Беларусь, можно прийти к выводу, что содержание требования о выдаче в них унифицировано (хотя в некоторых из них упоминаются «запрос» или «просьба» о выдаче, по нашему мнению, следует применять термин «требование», который подразумевает просьбу в решительной, категоричной форме22). Уголовно-процессуальный кодекс следует дополнить статьей, которая включила бы в себя следующие нормы:
«1. Требование о выдаче лица должно содержать:
1) наименование запрашивающего и запрашиваемого органа;
2) описание фактических обстоятельств деяния, которое стало основанием требования о выдаче, и текст закона запрашивающего государства, на основании которого данное деяние является преступлением, с указанием состава преступления, меры наказания за его совершение и сроков давности;
3) фамилию, имя, отчество выдаваемого лица, год и место его рождения, гражданство, место жительства, а по возможности – описание внешности, фотографию, отпечатки пальцев и другие сведения о его личности;
4) данные о размере ущерба, причиненного преступлением, и сведения о его возмещении.
2. К требованию о выдаче для привлечения к уголовной ответственности прилагаются заверенные копии постановлений о заключении под стражу и привлечении в качестве обвиняемого. К требованию о выдаче для исполнения приговора прилагаются заверенная копия приговора, справка о его вступлении в силу и справка о неотбытом сроке наказания».
В случае необходимости запрашивающему государству может быть дан срок для представления дополнительных материалов.
3 Принципы экстрадиции
Углубление интеграционных процессов в международном сообществе, когда границы между государствами становятся более прозрачными, появление и распространение новых, все более и более изощренных форм транснациональной преступности, охватывающих территории нескольких государств, приводят к необходимости противодействия связанные негативные явления.
Одним из инструментов международного уголовного права, позволяющим привлекать к ответственности тех, кто нарушает закон в некоторых странах, а затем свободно перемещается в другие страны, не подпадающие под юрисдикцию государств, в которых были совершены преступления, является институт выдача (экстрадиция).
Выдача является старейшим институтом международного уголовного права. Исторически концепция выдачи, сводящая ее к выдаче преступников, восходит к временам феодализма. В то время он был обозначен латинским термином extradere - принудительное возвращение беглого подданного его суверену. В контексте современности речь идет о государстве, гражданином которого является человек.
Одним из самых первых документов, касающихся выдачи, является Договор о мире и дружбе, заключенный в 1296 году до нашей эры. е. (по другим оценкам - в 1278 г. до н. э.) между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Геттушилом III, который гласит, что «если один человек убежит из земли египетской, то один, или два, или три, придут великому хеттскому принцу страны, великий принц хеттской страны должен схватить их и приказать отправить их обратно к Рамзесу II, что касается человека, которого приведут к Рамзесу II, пусть он не вините его, пусть он не разрушит его дом, его жен и его детей (пусть они не убьют его), пусть его глаза, его уши, его рот и его ноги, все ему не причинят вреда " Эта сторона Египта была связана аналогичными обязательствами [1, с. 16–17].
Русские ученые А.К. Романов О.Б. Лысягин считает экстрадицию одним из старейших институтов международного уголовного права, предлагая дифференцировать понятие экстрадиции от понятия экстрадиции [2].
Заключение
Особое внимание уделяется успешной реализации механизма выдачи в странах Содружества Независимых Государств. Правовое сотрудничество государств-участников СНГ в этой области основывается на конвенциях о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (Минская конвенция) и 07 октября 2002 года (Кишиневская конвенция). Положения этих международных договоров подробно регламентируют условия, основания и механизм процедуры выдачи лиц для уголовного преследования или исполнения приговора.
Исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Сегодня в науке и правоприменительной практике ведутся дискуссии о важности выдачи в сфере отправления правосудия, о раскрытии ряда преступлений, влекущих выдачу преступника, о количестве уголовных преследований, по основаниям для отказа выдать преступника, и прежде всего на саму концепцию выдачи.
2. Выдача является эффективной формой международного сотрудничества стран по уголовным делам и является одним из наиболее сложных процессов отправления правосудия, непосредственно затрагивающих государственный суверенитет.
3. Выдача - это особый правовой институт, в который входят нормы конституционного, международного, уголовного и уголовно-процессуального права.
4. Международное сотрудничество в вопросах выдачи не может осуществляться без государственного регулирования. Нормы национального законодательства являются основой для выполнения условий международных договоров в этой области правовых отношений.
5. Законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы выдачи, соответствует международным стандартам и позволяет эффективно использовать этот инструмент, привлекая преступников от правосудия к уголовной ответственности. В то же время проблема отсутствия международных договоров о выдаче с отдельными странами остается острой.
Задача
На почве личных неприязненных отношений Панкин оскорбил своего отчима Ивкина и ударил его бутылкой по голове, отчего у того потекла кровь. Ивкин пошел в ванную комнату, чтобы умыться. Там в зеркале он увидел пасынка, стоящего на пороге кухни с ножом, направленным лезвием в его сторону. Ивкин стал отступать от него. Но тот, размахивая ножом, порезал ему губу. Ивкин схватил Панкина и прижал его к стене. В это время Панкин, обхватив его рукой за шею, стал душить. Ивкин выхватил у пасынка нож и ударил, при этом не видел, куда попал, но тот его отпустил. Развернувшись к потерпевшему лицом, нанес ему еще один удар ножом в правый бок. От полученного ранения Панкин скончался.
Подлежит ли Ивкин уголовной ответственности?
Решение
На основании ст.34 УК, каждый гражданин имеет право на защиту от общественно опасного посягательства. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.
Анализ нормы ст. 126 УК Республики Беларусь (Акт международного терроризма)
Объективная сторона акта международного терроризма. Как и в случае с "общеуголовным" актом терроризма, объективная сторона этого преступления заключается в совершении любого из трех деяний - взрыва, поджога и "иного действия", подвергающего опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность наших сограждан, а равно угрозы совершения любого из них. В доктрине выражено единодушное понимание того, что отличительной чертой акта "общеуголовного" терроризма является то обстоятельство, что каждое составляющее его деяние имеет своим следствием устрашение неопределенного круга лиц. В случае совершения акта международного терроризма наряду с таким устрашением очевидна направленность на причинение вреда международному миру и безопасности человечества, а также на причинение вреда интересам Республики Беларусь.
1. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. – СПб., 2003.
2. Малеин Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. — М., 1981.
3. Гражданское право / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. / Иванов А.А., автор гл. «Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права». — М., 2006.
4. Гражданское право. Учебник. Т. 1. / Отв. Ред. Е.А. Суханов. — М., 1998. С. 283.
5. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
6. Моджорян, JI.A. Основные права и обязанности государств / JI.A. Моджорян. М., 1965.
7. Моисеев, А.А. Суверенитет государства в международном праве: учеб. пособие / А.А. Моисеев. М., 2009.
8. Бастыркин, А.И. Институт выдачи: взаимодействие национальных и международных норм // СЕМП, 1989-90-91. СПб, 2009.
9. Богуславский, М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Международные отношения, 2009.
10. Бойцов, А.И. Выдача преступников. – СПб: Изд-во Р. Аслакова «Юридический Центр Пресс», 2004. – 795 с.
11. Бровка, Ю.П. Международная правосубъектность БССР / Ю.П. Бровка. Минск, 1967.
12. Гуреев, С.А. К вопросу о субъектах международного права / С.А.Гуреев // Российский ежегодник международного права. М., 2001.
13. Курдюков, Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г.И. Курдюков. Казань, 1979.
14. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Устав Организации Объединенных Наций // Действующее международное право: в 3 т. / сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – Т.1. – М., 1996.
17. Лукашов, А. И. Формулирование обвинения и квалификация преступления при выдаче Республике Беларусь лица для привлечения к уголовной ответственности / А. И. Лукашов. – Юстыцiя Беларусi. – 2006. – № 3. – С. 43–47.
18. Бойцов, А. И. Выдача преступников / А. И. Бойцов. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004. – 795 с.
19. Адельханян, Р. А. Принципы экстрадиции и квалифицирующие обстоятельства соврешения преступления / Р. А. Адельханян, А. В. Наумов // Российская юстиция. – 2004. – №3. – С. 51–52.
20. Беляева, И. М. Основания отказа в выдаче лиц, совершивших преступления / И. М. Беляева, О. В. Начаркина // Проблемы права. – 2015. – № 6. – С. 174–179.