Введение
Глава 1 Теоретические аспекты внебюджетной деятельности современного спортивного объекта
1.1 Внебюджетная деятельность спортивного объекта: понятие, порядок формирования доходов и осуществления расходов
1.2 Деятельность спортивных объектов в Республике Беларусь и проблемы их финансирования
Глава 2 Анализ внебюджетной деятельности минская областная комплексная ДЮСШ «ОЛИМПИК – 2011»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ доходов и расходов по внебюджетной деятельности
Глава 3 Основные направления повышения эффективности внебюджетной деятельности
3.1 Пути повышения эффективности внебюджетной деятельности Минская областная комплексная ДЮСШ «Олимпик– 2011»
3.2 Зарубежный опыт финансирования деятельности спортивного объекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Беларусь по праву считается спортивной страной. В республике приняты законодательные акты и обеспечено участие государства в развитии и финансировании физической культуры и спорта, строительстве и содержании спортивных сооружений, оздоровительных центров, спортивных клубов, подготовке специалистов в области физической культуры и спорта, спортсменов высокого класса.
Вопросам развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь, в том числе формированию сети спортивных сооружений, уделяется достаточно много внимания. Данные процессы объясняются приоритетными задачами социально-экономической политики в сфере физической культуры и спорта: достижение стабильно позитивной динамики оздоровления нации средствами физической культуры и спорта, укрепление международного имиджа среди ведущих мировых спортивных держав. Параллельно с развитием сети спортивных сооружений увеличиваются расходы на их строительство, эксплуатацию, а в дальнейшем, на их реконструкцию и ремонт. Достаточно большая доля расходов из государственного бюджета на финансирование физкультурно-спортивной отрасли в условиях социально-ориентированного государства представляется положительной с точки зрения социальной экономики, но процессы происходящие как в стране, так и в мире вынуждают государство искать дополнительные источники доходов.
В этой связи, одной из актуальных проблем в сфере физической культуры и спорта является разработка механизма эффективного функционирования спортивных объектов, который позволит снизить бюджетную нагрузку по их содержанию, повысить доходность, и в то же время обеспечить доступ к физкультурно-спортивным услугам всем категориям населения.
Особенностью финансирования отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь является то, что, в отличие от финансирования промышленных предприятий, большая часть бюджета физической культуры и спорта формируется из средств республиканского и местного бюджетов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПОРТИВНОГО ОБЪЕКТА
1.1 Внебюджетная деятельность спортивного объекта: понятие, порядок формирования доходов и осуществления расходов
В экономическом комплексе страны функционирует значительное количество бюджетных организаций.
Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь бюджетная организация – это организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным Советом депутатов, местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, либо учет активов и обязательств которой ведется в соответствии с законодательством для государственных органов, имеющих воинские формирования, воинские части и организации, а также подчиненных этим органам воинских частей и организаций [4].
К бюджетным организациям относятся организации образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, науки, культуры, органы государственного управления и местного самоуправления, финансовые и налоговые органы, органы прокуратуры, суды и другие организации [21, с.16].
Бюджетное финансирование – это предоставление средств из Государственного бюджета республики для субъектов хозяйствования на определенные цели, предусмотренные бюджетом [4].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ДЮСШ «ОЛИМПИК – 2011»
2.1 Краткая характеристика организации
Государственное учреждение «Минская областная комплексная детско-юношеская спортивная школа «Олимпик – 2011» (далее – ДЮСШ «Олимпик – 2011») создано для осуществления спортивной подготовки подрастающего поколения, подготовки спортивного резерва, воспитания спортсменов высокого класса и зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета от 12.08.2011 г. №1087.
Предметом деятельности ДЮСШ «Олимпик – 2011» является подготовка спортивного резерва по культивируемым видам спорта.
Основными задачами ДЮСШ «Олимпик – 2011» являются:
– реализация государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь по подготовке спортивного резерва;
– развитие материально-технической базы спортивной школы для обеспечения ее деятельности по организации подготовки спортивного резерва;
– отбор перспективных учащихся и передача их в другие специализированные учебно-спортивные учреждения, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, ведущие подготовку в национальные и сборные команды Республики Беларусь по виду (видам) спорта;
– физическая подготовка, укрепление здоровья учащихся через занятия физическими упражнениями и видом спорта, повышение уровня их общей культуры, двигательной активности, доли физических нагрузок при увеличении умственной и психологической нагрузки;
– популяризация физической культуры и спорта, здорового образа жизни, активного отдыха и досуга.
ДЮСШ «Олимпик – 2011» в соответствии с возложенными на нее задачами реализует государственные программы развития физической культуры и спорта и мероприятия по их выполнению; обеспечивает организацию и проведение учебно-тренировочного процесса и осуществляет анализ его результатов, динамики роста индивидуальных показателей развития физических качеств учащихся, уровня освоения основ техники вида спорта; принимает участие в областных, республиканских и международных спортивных мероприятиях согласно календарному плану школы, утвержденному в установленном порядке; разрабатывает и утверждает учебные планы, реализует программы подготовки учащихся на всех этапах обучения для специализированных учебно-спортивных учреждений и осуществляет контроль за их выполнением; обеспечивает надлежащее состояние закрепленного за спортивной школой имущества; организовывает участие команд по игровым видам спорта в республиканских и международных соревнованиях.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Пути повышения эффективности внебюджетной деятельности Минская областная комплексная ДЮСШ «Олимпик– 2011»
На сегодняшний день ДЮСШ «Олимпик – 2011» как и большинство бюджетных организаций, реализуют пассивную модель поведения на рынке, размещая объявления о своей деятельности либо в каталогах, либо на досках объявлений. Это обуславливает крайне низкий охват целевых потребителей организации.
Поэтому для ДЮСШ «Олимпик – 2011» в целях повышения экономической эффективности работы может быть предложено создание в интернете так называемой «продающей страницы» (landing page) и ее рекламирование посредством контекстной и таргетированной рекламы. Данные работы можно передать целиком на аутсорсинг.
В качестве компании–аутсорсера предлагается выбрать ООО «Компания Омитекс» – ведущего отечественного аутсосрсера, сотрудничающего с десятками крупнейших предприятий Республики Беларусь [20].
Передача продвижения и обслуживания сайта на аутсорсинг обусловлена следующими основными причинами:
– компания–аутсорсер содержит целый штат узких специалистов, каждый из которых с максимальной эффективностью способен решать конкретные задачи (seo, контекстная реклама, доски объявлений, копирайтеры для написания статей и обработки контента на сайте и т.д.) – соответственно, качество и скорость выполняемых работ будут существенно выше, чем если бы этим занимался один или два сотрудника на самом предприятии, которые не имеют должного опыта;
– так как на сегодняшний день на предприятии отсутствует как таковой системный администратор и тем более – специалист по работе с интернет–продвижением, то передача управления и продвижения сайта на аутсорсинг позволит ДЮСШ «Олимпик – 2011» обеспечить экономию фонда оплаты труда за счет отсутствия необходимости найма дополнительного специалиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организации, финансируемые из бюджета, кроме бюджетных средств могут иметь в своем распоряжении средства от приносящей доходы деятельности (внебюджетные).
Внебюджетное финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет различных источников, а именно: доходов физкультурно-спортивных организаций от предпринимательской деятельности, поступлений из разнообразных внебюджетных фон¬дов, от спон¬соров, а также других доходов, не запре¬щенных законодательством.
Внебюджетная деятельность ДЮСШ «Олимпик – 2011» осуществляется согласно действующему законодательству и приносит организации доход.
Внебюджетные средства формируются по каждому источнику дохода, образованному в процессе осуществления предпринимательской деятельности и иной приносящей доходы деятельности. Порядок распределения расходов устанавливается в учетной политике ДЮСШ «Олимпик – 2011», основанием для осуществления расходов внебюджетных средств являются сметы.
В 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается отрицательная динамика внебюджетных доходов ДЮСШ «Олимпик – 2011. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. внебюджетные доходы ДЮСШ «Олимпик – 2011» увеличились на 42394 р. Основную часть доходов ДЮСШ «Олимпик – 2011» составляют доходы от оказания платных услуг по эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений – 75,11 % в 2016 г., 78,25 % в 2017 г. и 76,39 % в 2018 г. Также к доходам ДЮСШ «Олимпик – 2011» относятся проценты, уплачиваемые банками за пользование прочими денежными средствами. В 2017-2018 гг. ДЮСШ «Олимпик – 2011» была оказана спонсорская помощь.
Вместе с тем расходы ДЮСШ «Олимпик – 2011» демонстрируют тенденцию к увеличению. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. расходы увеличились на 37799,2 р. Наибольший удельный вес в общей структуре занимают расходы на оплату коммунальных услуг, которые составили 35,39 % в 2016 г., 25,39 % в 2017 г. и 26,33 % в 2018 г. На втором месте прочие расходы, которые составили 19,88 % в 2017 г. и 20,09 % в 2018 г. Также достаточно большой удельный вес занимают расходы на приобретение предметов снабжения и расходных материалов и расходы на выплату заработной платы рабочих и служащих.
1. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие для вузов / Д.А. Панков [и др.]. – М. : Новое знание, 2007. – 631 с.
2. Андриевская, Е. Внебюджетные средства в вопросах и ответах / Е. Андриевская // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 6. – С. 41–47.
3. Богатыревич, Н.О. Оценка эффективности финансирования спортивных организаций в Республике Беларусь / Н.О. Богатыревич // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 5. – С. 88-96.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Бюллетень об исполнении консолидированного и республиканского бюджетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ru /budgetary_policy/bulletin. – Дата доступа:
6. Внебюджетная деятельность бюджетных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eknigi.by/books/glavnyj-buhgalter-bdzhetnoj-organizatsii/read/vnebdzhetnaya-deyatelnost-poryadok-formirovaniya-i. – Дата доступа:
7. Головчанская, Е. Э. Спорт как экономическая деятельность: проблемы управления и финансирования / Е.Э. Головчанская // Новая экономика. – 2017. – № 2. – С. 1–7.
8. Грабар, Р.Н. Организация и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Р.Н. Грабар, Ж.Г. Шумак. – Пинск: ПолесГУ, 2013. – 89 с.
9. Гридина, Н.А. Управление сферой физической культуры и спорта в зарубежных странах / Н.А. Гридина // Вестник ДонГУ. – 2018. – № 1. – С. 29-37.
10. Демьянов, С.А. Спортивный менеджмент и маркетинг: учеб.пособие / С.А. Демьянов, В.П. Колесникович. – Пинск : ПолесГУ, 2013. – 72 с.
11. Кирикова, О.А. Системы оценки результатов деятельности бюджетных организаций. Критерий и анализ эффективности / О.А. Кирикова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №3. – С. 81–85.
12. Ковалевский, В.П. Особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций / В.П. Ковалевский // Физическая культура и спорт. – 2017. – №2. – С. 33–38.
13. Литвинович, В.М. Организация и экономика физической
культуры и спорта: учеб.-метод, пособие / В.М. Литвинович, О.А. Гусарова, Н.Ф. Денисенко. – Минск: БГУФК, 2010. – 117 с.
14. О физической культуре и спорте : Закон Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 125-З [Электронный ресурс] // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.04.2013 №191 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 апр. 2016 г., № 303 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Респуб. Беларусь от 10 марта 2010 г. № // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
18. Официальный сайт Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mst.by. – Дата доступа:
19. ООО «Компания Омитекс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.omitex.com. – Дата доступа:
20. Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь 19.07.2013 № 641 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
21. Руденков, В.М. Организация деятельности бюджетных и научных учреждений: учеб. пособие для вузов / В.М. Руденков, И.К. Рудак. – Минск: Соврем. шк., 2014. – 448 с.
22. Рябченко, Г.В. Модель рыночного поведения в сфере физкультурно-спортивных услуг / Г.В. Рябченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 11 (105). – С. 148–159.