Введение
1. Обзор литературы
1.1. Бронхо-легочная система человека: онтогенез, анатомо-физиологическая характеристика
1.2. Функциональная система регуляции актов вдоха и выдоха
2. Объект, программа и методика исследования
2.1. Объект и программа исследования
2.2. Методика исследования
3. Результаты исследований и их обсуждение
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Болезни органов дыхания (ЗДС) занимают первое место в Республике Беларусь в структуре общей заболеваемости детей и подростков. Нередко дыхательные нарушения развиваются уже в новорожденном периоде, среди которых преобладают респираторный дистресс-синдром (РДС), пневмонии новорожденных, бронхолегочная дисплазия (Володин Н.Н., 2007, Овсянников Д.Ю., 2002, Дементьева Г.М., Рюмина И.И., 2001). Заболевания новорожденных являются причиной 20-23% случаев перинатальной смертности и предрасполагают к бронхолегочной патологии в последующие годы (Давыдова И.В. с соавт., 2003, Волков И.К., Лукина О.Ф., 2003).
Анализ статистических данных позволил установить, что заболеваемость ЗДС в Беларуси c каждым годом увеличивается и в 2015 г. достигла уровня 6,0 на 100 000 населения, что в абсолютных цифрах составило 687 человек. Среднегодовой темп роста заболеваемости с 1977 года составил 17,09%. Наиболее быстрыми темпами росли показатели в 80-90-е годы, что было обусловлено, прежде всего, совершенствованием диагностики заболеваний. Начиная с 1997 года, заболеваемость ЗДС отличалась относительной стабильностью и колебалась в интервале от 3,5 до 4,4 на 100 000 населения, однако наблюдалась тенденция к постепенному волнообразному росту показателей. Повышение заболеваемости в 2010 году на фоне хорошо налаженной системы выявления и диспансерного наблюдения в Республике Беларусь только еще раз подтверждает литературные данные об истинном росте заболеваемости ЗДС во всем мире [15].
В настоящее время отсутствуют объективные данные длительного наблюдения за детьми с нарушениями дыхания в первые годы жизни, тогда как динамическое наблюдение, мониторирование функции дыхания позволят выявить ранние вентиляционные нарушения и разработать профилактические рекомендации, направленные на восстановление функции дыхания и предотвращение развития хронических заболеваний [1, с. 52].
В курсовой работе представлены сведения по возрастной динамике бронхо-легочного системы детей и молодежи в возрасте от 9 до 17 лет, проживающих на территории города Гомеля.
Объект исследования: дети и молодежь в возрасте от 9 до 17 лет.
Предмет исследования: показатели функционального состояния бронхо-легочного системы.
Цель исследования: оценить возрастные особенности показателей функционального состояния бронхо-легочного системы жителей города Гомеля.
В программу исследований входило решение следующих задач:
- проработать данные литературы по теме курсовой работы;
1 Обзор литературы
1.1 Бронхо-легочная система человека: онтогенез, анатомо-физиологическая характеристика
Дыхательная система человека – совокупность органов, обеспечивающих в организме внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций (рисунок 1.).
Начало формирования трахеопульмональной системы начинается на 3-4-й неделе эмбрионального развития. Уже к 5-6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второго порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первичных бронхов.
У эмбриона на 6-8-й неделе развития формируются основные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 месяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сегментарные и субсегментарные бронхи.
В течение 11-12-й недели развития уже имеются участки легочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артериями и венами образуют эмбриональные сегменты легких.
В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быстрый рост сосудистой системы легких.
У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты пористого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, выстилающими бронхи.
В 8-9 месяцев внутриутробного периода происходит дальнейшее развитие функциональных единиц легких.
Рождение ребенка требует немедленного функционирования легких, в этот период с началом дыхания происходят значительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхательного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для расправления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, выстилающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натяжения сурфактантной системы приводит к серьезным заболеваниям ребенка раннего возраста.
В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотношение длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, когда трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи - более узкие.
Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологические очаги. Легкие к
2 Объект, программа и методика исследования
2.1 Объект и программа исследования
Исследование возрастных особенностей показателей функционального состояния бронхо-легочного системы жителей города Гомеля проводилось на базе учреждения здравоохранения «Медслужба ДФиТ МВД по Гомельской области» на протяжении 2015-2016 г.г.
В исследовании участвовало 150 испытуемых от 9 до 17 лет, из них мальчики – 80 человек и девочки – 70 человек. Характеристика выборки представлена на рисунке 2.1.
Предмет исследования: показатели функционального состояния бронхо-легочного системы.
Цель исследования: оценить возрастные особенности показателей функционального состояния бронхо-легочного системы жителей города Гомеля.
В программу исследований входило решение следующих задач:
- проработать данные литературы по теме курсовой работы;
- оценить характер распределения следующих показателей: ЖЕЛ, ДО, МОД, РОвыд, РОвд, ЧД, ФЖЕЛ, ОФВ1, ПОСвыд, ПОСвд, МОС25, МОС50, МОС75, СОС25-75;
- составить таблицы средних значений для лиц разного пола и возраста, методом однофакторного дисперсионного анализа оценить влияние возраста на динамику каждого показателя;
- сопоставить результаты обследования с литературными данными оформление курсовой работы.
2.2 Методика исследования
Оценка функциональных показателей бронхо-легочной системы осуществляется по методике спирометрии [5, с. 69].
Особенности методики спирометрии:
- зависимость результатов исследования ФВД от волевых усилий пациента, т. е. от сотрудничества с пациентом;
- зависимость результатов исследования ФВД от правильного проведения тестов и квалификации медперсонала;
- сложная система градации норм и патологических отклонений различных параметров ФВД, что затрудняет интерпретацию результатов спирометрических исследований врачами общей практики.
Спирометр «МАС-1» (рисунок 2.2) является диагностическим прибором и позволяющим проводить углубленые исследования функции внешнего дыхания человека с определением более 40 различных параметров внешнего дыхания. Измерения основаны на выполнении «классических» дыхательных маневров спирометрии, пневмотахометрии, максимальной вентиляции, которые широко известны и стандартизированы. Полное описание Основные отличительные особенности спирометра «МАС-1».
3 Результаты исследований и их обсуждение
Для того, чтобы оценить общий уровень внешнего дыхания у испытуемых, мы провели сравнительный анализ зависимости данных показателей от возраста участников исследования (Приложение А, таблицы 3.1 и 3.2).
Так, показатели ЖЕЛ, л. колеблются в районе от 2,02 до 5,29 – у мальчиков и от 0,5 до 4,38 у девочек. Приблизительно одинаковые показатели ЖЕЛ характерны для мальчиков и девочек в возрасте 11 - 12 лет, а показатели в 13 и более лет отличаются. Максимальный показатель характерен для мальчиков в 16-17 лет, у девочек он наблюдается в 14 лет, а к 16-17 годам значительно снижается. Минимальные же показатели у двух групп испытуемых характерны в возрасте от 11 до 13 лет (рисунок 3.1).
В целом, показатели жизненной емкости легких у испытуемых находятся в пределах нормы, т.к. при спокойном дыхании здоровый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300 - 500 мл воздуха.
Показатели ДО, л. также разнятся: у мальчиков варьирует от 0,12 до 1,66, а у девочек – от 0,17 до 1,7. Максимальны показатели наблюдаются в возрасте 14 лет как у мальчиков, так и у девочек, а минимальные – в возрасте 10 - 11 лет. Схожи показатели в возрасте от 13 до 17 лет (рисунок 3.2)
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы:
Исследование функции внешнего дыхания с помощью спирометрии является информативным для диагностики возрастных изменений у детей и для выявления заболеваний респираторной системы.
У детей и молодежи, проживающей на территории г.Гомеля были выявлены следующие особенности в функциональных показателях бронхо-легочной системы:
- практически все показатели у испытуемых находятся в норме;
- большинство показателей внешнего дыхания зависят от возраста, поэтому для установления функционального состояния определенного возраста путем спирометрии его показатели внешнего дыхания следует сравнивать с его же показателями у других испытуемых различного возраста и общепринятой нормой;
- установлены возрастные нормативы величин: ЖЕЛ, частоты дыхания, дыхательного объема, минутного объема легочном вентиляции;
- установили зависимость ЖЕЛ – зависит от возраста и пола. ЖЕЛ у мальчиков выше, чем у девочек;
- величина частоты дыхания зависит от возраста, пола, вида умственной деятельности и от ее интенсивности. Дыхание у девочек выше, чем у мальчиков. С возрастом частота дыхания уменьшается как у мальчиков, так и у девочек. Но с увеличением интенсивности умственной деятельности она увеличивается;
- величина дыхательного объема зависит от возраста, пола, вида умственной деятельности и от ее интенсивности. Дыхательный объем у мальчиков выше, чем у девочек;
- величина минутного объема легочной вентиляции зависит от пола, возраста, вида умственной деятельности и от ее интенсивности. С возрастом минутный объем легочной вентиляции увеличивается. Величина минутного объема легочной вентиляции у мальчиков во все возрастные периоды выше, чем у девочек.
- основной принцип развития дыхательной системы – экономизация ее функции, т.к. с возрастом от 9 до 16 лет у учащихся улучшается эффективность вентиляции и газообмена.
1 Бугаев, К.Е. Возрастная физиология: учебное пособие/К.Е.Бугаев, Н.Н. Маркусенко – Ростов-на-Дону, 1975. – 160 с.
2 Анатомия человека: В 2-х томах. Под ред. М.Р. Сапина. – 2-е изд. Т 1. – М.: Медицина, 1993.
3 Анатомия и физиология человека. / по ред. Н.М. Федюкевич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
4 Физиология, основы и функциональные системы. / под ред. К.А. Судакова. – М., Медицина, 2005. – 784 с.
5 Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учебное пособие / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
6 Венчиков, А.И. Основные приёмы статистической обработки результатов наблюдений в области физиологии / А.И. Венчиков, В.А. Венчиков. – М.: Медицина, 1974. – 152 с.
7 Бреслав, И.С. Произвольное управление дыханием у человека. – Л.: Наука, 1975. – 208 с.
8 Бреслав, И.С., Миняев, В.И. Воздух-дыхание-жизнь: издания для досуга / И.С. Бреслав, В.И. Миняев. – М.: Московский рабочий, 1984. – 95 с.
9 Гальперин, С.И. Анатомия и физиология человека: Возрастные особенности с основами школьной гигиены. – М.: Высшая школа, 1974. – 468 с.
10 Леонтьева, Н.Н. Анатомия и физиология детского организма: основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания / Н.Н. Леонтьева, К.В. Маринова, Э.Г. Каплун. – М.: Просвещение, 1975. – 302 с.
11 Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. – М.: Просвещение, 1974. – 223 с.
12 Даржуман, Г.К. Практикум по возрастной физиологии и школьной гигиене. Учебное пособие. – Павлодар: ПГПИ, 2005. – 100 с.
13 Кузнецова, Т.Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. – М.: Медицина, 1986. – 268 с.
14 Кузнецова, Т.Д., Гурова, О.А., Самбурова, И.П. и др. Особенности возрастного развития системы дыхания у детей 6-15 лет // Физиология человека., 1991. Т.П. №5. – С. 142-150.
15 Маршак, М.Е. Регуляция дыхания // Физиология дыхания. (Руководство по физиологии). – Л.: Наука, 1973. – С. 256 260.
16 Гурова, H.H. Возрастная морфология грудной клетки человека. – М.: Просвещение, 1965. – 216 с.
17 Багдасарян, Р.Г. Возрастные изменения функции внешнего дыханиядетей школьного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. – М.: Наука, 1977. Т.1. – С. 30-31.
18 Аршавский, H.A. Очерки по возрастной физиологии. – М.: Просвещение, 1967. – 187 с.
19 Сафонов, В.А., Миняев, В.И., Полунин, H.H. Дыхание. – М.: Наука, 2000. – 254 с.
20 Шаповалова, В.Я. Возрастные особенности механики дыхания у детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. II Всесоюзн. конф. «Физиология развития человека». – М., 1981. – С. 206.
21 Ширяева, И.С. Функция внешнего дыхания у здоровых детей // Актуальные проблемы педиатрии / Под ред. М.Я. Студеникина. – М.: Медицина, 1978. – 4.2. – С. 185-192.
22 Ширяева, И.С., Савельев, В.П., Марков, Б.А. Функциональная оценка развития системы дыхания у детей // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. П1 Всесоюзн. конф. «Физиология развития человека». – М., 1985. – С. 396.