Введение
Глава 1 Общие положения о юридических лицах
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Признаки юридического лица
Глава 2 Особенности правосубъектности ООО и ОДО
2.1 Правосубъектность ООО
2.2 Правосубъектность ОДО
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования гражданской правосубъектности ООО И ОДО
3.1 Проблемы гражданской правосубъектности ООО и ОДО
3.2 Пути совершенствования гражданской правосубъектности ООО и ОДО
Заключение
Список использованных источников
Введение
Многое связано с интенсивным развитием рыночной экономики, где в большинстве случаев стало необходимо сложение капиталов воедино. Это объясняется также тем, что в нынешних рыночных условиях не каждый гражданин может, хотя и хочет, участвовать в некоторых гражданско-правовых отношениях за счет того, что капитала у него не хватает. Только проведя слияние капиталов многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи.
Этот фактор рыночных товарно-денежных отношений и заставил его участников формироваться в определенные объединения, действующие на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов. Конструкция «юридическое лицо», возникнув еще в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Ученые-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили свое отражение и в законодательстве.
Юридическое лицо является сегодня одним из важнейших элементов правовой и экономической сферы любого государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права. Благодаря вновь создаваемым юридическим лицам развивается и государство, в частности, рынок этого государства, так как многие юридические лица предоставляют рынку новый товар, который хоть и не обещает быть общественно полезным и востребованным, зато создает иллюзию благополучия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что институт юридического лица является одним из самых сложных институтов гражданского права за счет особого правового положения и иных особенностей, которые будут рассмотрены дальше в работе.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с гражданской правосубъектностью ООО и ОДО в Республике Беларусь.
Предмет работы – нормы права, судебная практика и научная литература, связанная с гражданской правосубъектностью ООО и ОДО в Республике Беларусь.
Цель работы – проанализировать нормы права, судебную практику и научную литературу, связанную с гражданской правосубъектностью ООО и ОДО в Республике Беларусь.
Глава 1 Общие положения о юридических лицах
1.1 Понятие юридического лица
Рыночные отношения зачастую строятся благодаря взаимодействию физических лиц разными способами, но одно всегда остается неизменным – юридический факт, на котором они основываются. Таковым, как правило, является договор, либо соглашение и многое другое. В некоторых случаях такое взаимодействие возможно только путем объединения физических лиц, как правило, причиной является объединение капиталов этих физических лиц. Однако просто сложить и поделить нельзя, опять же необходим юридический факт, на котором будет основано это объединение. Это необходимо для придания законной юридической силы такому объединению. Такое возможно при помощи заключения соглашения об объединении, в котором будут учтены все детали, начиная от того, кто сколько вложил и заканчивая правами и обязанностями этих объединившихся.
Форма объединения капиталов физических лиц может быть разнообразна. Белорусское законодательство дает возможность объединения в многочисленные формы юридических лиц.
Возникновение института юридического лица явилось результатом усложнившейся социальной организацией общества, быстро развивающимися экономическими отношениями, а также общественного сознания.
Это означает, что настал тот момент, когда для нормального товарооборота, да и в целом для нормального существования рыночных отношений недостаточно только физических лиц с их частным капиталом, при этом не всегда большим. Большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица). Русский цивилист Д.И. Мейер таким образом обосновывал объективность существования данного субъекта права: «Ближайшими субъектами прав представляются, конечно, граждане, физические лица. Но вместе с тем в государстве отдельные физические лица вступают в известные союзы, образуют общество; само государство есть не что иное, как обширный союз отдельных физических лиц. Эти союзы преследуют какую-либо цель, ведут какие-либо дела, имеют какие-либо потребности, которые подлежат удовлетворению вещами, так что вещи должны быть приобретены союзом и употреблены на удовлетворение потребностей для достижения цели союза. Как отдельные физические лица для приобретения вещей нуждаются в правах, так права эти нужны и союзу, совокупности отдельных лиц».
Глава 2 Особенности правосубъектности ООО и ОДО
2.1 Правосубъектность ООО
Гражданская правосубъектность общества с ограниченной ответственностью (ООО) является неотъемлемым элементом правового статуса данной коммерческой организации, а ее реализация – важнейшей стадией механизма правового регулирования. Цивилистика понимает под правосубъектностью социально-правовую возможность лица быть участником гражданских правоотношений [1. С. 283]. В рамках возникшего гражданского правоотношения абстрактная категория правосубъектности превращается в конкретные права и обязанности. Доктрина исходит из положения, что момент возникновения и прекращения гражданской правосубъектности ООО связан с моментом его государственной регистрации.
Необходимую первоначальную имущественную основу реализации гражданской правосубъектности составляет уставной капитал ООО. По общему правилу размер уставного капитала не должен быть меньше стократной величины минимального размера оплаты труда, то есть фактически не менее 10 000 рублей, если иное не предусмотрено законом.
Очевидно, что в таких размерах он не может выполнять свои основные функции. Опыт зарубежных государств показывает необходимость увеличения его минимального размера. Так, в Германии минимальный размер уставного капитала не может быть меньше 25 000 евро, в Италии – 10 000 евро, в Австрии – 35 000 евро, в Нидерландах – 18 000 евро [4]. В зависимости от особенностей сферы, в которой действует общество, различен минимальный размер его уставного капитала. В частности, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций устанавливается 180 миллионов рублей [5]. Кроме того, ООО может обладать любым имуществом, не изъятым из гражданского оборота и необходимым ему для реализации уставных целей и задач. Будучи коммерческой организацией, общество имеет самостоятельный баланс, отражающий все поступления, активы и пассивы.
ООО свою волю вовне проявляет посредством действий своих органов управления или представителей. С точки зрения последователей теории фикции, понятие органа юридического лица исчезает в понятии представителя, действующего в пределах полномочий, закрепленных в нормативных правовых актах и учредительных документах. Например, в романо-германском праве само юридическое лицо недееспособно, но его органы выражают волю и обязывают это юридическое лицо как заключением сделок, так и другой своей деятельностью [6. С. 41]. С позиции реалистических концепций сущности юридического лица орган юридического лица не является его представителем, поскольку действует как часть юридического лица, а представитель является самостоятельным субъектом [7. С. 310]. Как только орган, реализующий волеизъявительную функцию отходит от самостоятельного волеобразования (выходит за рамки своих полномочий и др.), воля юридического лица и воля физического лица, замещающего должность в соответствующем органе, начинает противопоставляться, в итоге орган приобретает свойства представителя юридического лица [8, с. 23].
Глава 3 Проблемы и пути совершенствования гражданской правосубъектности ООО И ОДО
3.1 Проблемы гражданской правосубъектности ООО и ОДО
Весь процесс формирования юридического лица можно условно разбить на две стадии. На первой стадии действия предпринимают лица, намеренные зарегистрировать юридическое лицо, в том числе, принять решение о создании коммерческого, некоммерческого юридического лица и подготовить его устав, выбрать название, на второй – действия регистрирующего органа. При этом, до обращения в регистрирующий орган заявитель может проверить выбранное наименование с помощью перечня согласованных (зарезервированных) наименований юридических лиц, размещаемого на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей http://egr.gov.by (далее – Единого государственного регистра). Наименование юридического лица должно указываться на русском и белорусском языках [16].
В соответствии с п.1.2 Постановления № 20, наименование юридического лица не должно быть тождественным, то есть аналогичным наименованиям уже существующих юридических лиц, а также ранее согласованным и зарезервированным наименованиям создаваемых юридических лиц. Кроме того, оно не должно быть похожим до степени смешения на наименования существующих юридических лиц, а также на ранее согласованные и зарезервированные наименования создаваемых юридических лиц, что может привести к полному отождествлению соответствующих юридических лиц [12]. Следует подчеркнуть, что указанные критерии носят оценочный, субъективный характер.
Вместе с тем, в п.1.8 Постановления № 20 перечислены случаи наименований, которые несомненно не допускаются к согласованию. Например, в качестве наименований юридических лиц не могут использоваться официальные названия государств, полные или сокращенные наименования государственных органов; если они противоречит общественным интересам и иным охраняемым законом интересам, принципам гуманности и морали; собственные имена лиц, если они не совпадают с именем учредителей; псевдонимы известных лиц; наименования, состоящие из одних цифровых обозначений либо менее чем из трех знаков (цифровых обозначений и (или) букв); наименования, содержащие слова в превосходной степени сравнения, а также наименования, позволяющие позиционировать данное юридическое лицо в качестве лидера определенной отрасли (сферы деятельности) на основании его наименования, такие как «лучший», «первый», «единственный» и т.д. [12]. Согласованное наименование юридического лица регистрирующим органом вносится в базу данных согласованных наименований Единого государственного регистра и размещается Министерством юстиции на веб-портале.
Заключение
В заключении данной работы хотелось бы подвести определенную черту о том материале, который был изучен для ее написания, да и в целом по написанному материалу.
Исходя из написанного и изученного можно сказать, что регулирование деятельности юридических лиц не территории Республики Беларусь осуществляется множеством нормативно-правовых актов. Предусмотрено практически все. Все что не предусмотрено в законодательстве на сегодняшний день будет предусмотрено по мере необходимости.
Процесс развития института юридического лица был очень долгим, что является хорошей чертой. Важность данного института обусловлена агрессивным и постоянным развитием рыночных отношений. С каждым годом на рынке появляются множество новых товаров (работ) услуг, которые могут дать неплохой стартап для граждан. Как показывает практика, зачастую это возможно только благодаря объединению нескольких лиц в что-то единое, в настоящем случае имеется ввиду объединение в юридическое лицо, котором, в последствии, это объединившиеся смогу помочь друг другу достичь окончательных целей.
Представлено не малое количество организационно-правовых форм образований. В зависимости от некоторых критериев, в частности от специфики деятельность того или иного образования, можно создавать нужное вам юридическое лицо, будь оно в виде коммерческого или некоммерческого.
Однако нельзя забывать и о второй стороне медали. В данном случае имеется в виду ответственность этих учредителей (участников) того или иного юридического лица.
Как уже говорилось ранее законодатель предусмотрел возможность творить, однако также предусмотрено и возможность привлечения этих «творцов» к ответственности, в случае явного нарушения законодательства. Это касается не только дел о банкротстве, но также и дел о «ведении грязной предпринимательской деятельности», которая может приобретать различные формы.
Ни одно объединение не будет признано полноценным юридическим лицом, если не будут соблюдены все необходимые правила его образования. Для признания объединения юридическим лицом необходимо наличие всех 4 критериев, в таком случае оно будет обладать право и дееспособностью. В случае необходимости приобретения специальной правоспособности – участникам (учредителям) придется изучить законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности, а также некоторые положения особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
1. О модельном законе «О предпринимательстве»: Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств, 27 ноября 2015 г., N 43-8[Электронный ресурс]: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
2. Конституция Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 15 марта 1994 г., с измен, и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-3: принят палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., № 135-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь[Электронный ресурс]: 11 января 1999 г., № 218-3: принят палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 де. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 нояб. 2018 г., № 142-3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Закон Республики Беларусь, 1 июля 1999 г. № 278-3: в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г., №135-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003 г.. № 194-3: принят палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Законов Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г., № 439-3, от 09 янв. 2019 г., №171- 3 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-3: принят палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2018 г., №131-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
8. О некоторых вопросах признания задолженности безнадежным долгом и ее списания [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 13 июня 2008 г., N 329// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Об оказании психиатрической помощи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 января 2012 г.,N 349-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
10. О регистре населения [Электронный ресурс] : Законом Респ. Беларусь, 21 июля 2008 г., N 418-З// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О практике рассмотрения судами дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности [Электронный ресурс] : Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 16 дек. 2004 г., N 13 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. Витушко, В. А. Гражданское право : в 2-х ч. Особенная часть : в 2-х кн. / В. А. Витушко. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2012. – Кн. 1.
13. Витушко, В. А. Гражданское право : в 2-х ч. Особенная часть : в 2-х кн. / В. А. Витушко. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2012. – Кн. 2.
14. Маньковский, И. А. Гражданское право. Общая часть : в 3-х т. / И. А. Маньковский, С. С. Вабищевич. – Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2013. – Т. 1: Введение в гражданское право; Минск : Междунар. у-нт «МИТСО», 2014, Т. 2 : в 2 полутомах: Гражданские правоотношения; Т. 3 : Личные и вещные права.
15. Михайлова, И. А. Гражданская правосубъектность физических лиц: проблемы законодательства, теории и практики : автореф. дис. д-ра юрид. наук: 12.00.03 / И. А. Михайлова; Моск. акад. экономики и права. – М., 2011. – 301 с.
16. Невзгодина, Е. Л. Гражданское право / Е. Л. Невзгодина. – М.: Томск, 2010. – С 19–31.
17. Нечаева, А. М. О правоспособности и дееспособности физических лиц / А.М. Нечаева – Минск : РИОР, 2011. – С. 230.
18. Орловский, Т. Е. Гражданское право / Т. Е. Орловский, С. М. Корнеев. – Минск. – 2011. – С. 113.
19. Остапенко, А. В. Дееспособность граждан как гражданско-правовая категория : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : 12.00.03 / Остапенко Алексей Викторович. Волгоград, 2011. 30 с.
20. Савина, И. В. Гражданское право. Общая часть: учебное пособие / И. В. Савина; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Минск: Академия МВД, 2013. – 383 с.