Введение
Глава 1 Общие положения о договоре лизинга
Глава 2 Особенности договора лизинга
Глава 3 Особенности отдельных договоров лизинга
Заключение
Список использованных источников
Введение
Для выполнения своих обязательств по договору лизинга стороны договора лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры (п. 2 ст. 15 Закона о лизинге).
К обязательным относится договор купли-продажи лизингодателя с продавцом предмета лизинга.
К сопутствующим (необязательным к заключению) договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и др.
Казенные и бюджетные учреждения, являющиеся лизингополучателями по договору лизинга, для выполнения своих обязательств по договору лизинга не вправе заключать такие сопутствующие договоры, как договоры о получении кредитов, займов.
Исполнение лизингодателем и лизингополучателем своих обязанностей по договору лизинга имеет особенности.
Так, исполнение договора лизинга лизингодателем начинается с приобретения им у продавца по договору купли-продажи указанного лизингополучателем предмета лизинга. При этом лизингодатель обязан уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в лизинг определенному лицу. Без включения в договор данной обязанности лизингодателя договор не будет считаться заключенным как договор лизинга, а подлежит квалификации как обычный договор аренды.
Сообщение продавцу сведений о лице, которому передается в аренду объект лизинга, необходимо потому, что в силу закона к арендатору (лизингополучателю) переходят права требования к продавцу по договору купли-продажи, хотя покупателем в договоре купли-продажи предмета лизинга он не является.
Такие требования могут быть выдвинуты в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с договором финансовой аренды (лизинга).
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с договором финансовой аренды (лизинга).
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с договором финансовой аренды (лизинга).
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
- рассмотреть общие положения о договоре лизинга;
- определить особенности договора лизинга;
- рассмотреть особенности отдельных договоров лизинга.
К методам, используемым в ходе проводимого исследования, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Глава 1. Общие положения о договоре лизинга
В отношениях с продавцом лизингополучатель и лизингодатель выступают как солидарные кредиторы.
Однако лизингополучатель не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия лизингодателя: расторгнуть договор могут лишь его стороны: продавец и лизингодатель.
Имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, передается продавцом непосредственно лизингополучателю в месте нахождения последнего, если иное место передачи не предусмотрено договором.
Если имущество не передано лизингополучателю в установленный срок (или разумный срок, при отсутствии другого указания) по вине лизингодателя, то лизингополучатель вправе требовать расторжения договора лизинга и возмещения убытков.
В случае выбора продавца лизингодателем последний несет перед лизингополучателем солидарную с продавцом ответственность за исполнение условий договора купли-продажи.
При заключении договора лизинга с государственным учреждением, выбор продавца в этом случае возложен на лизингодателя, получатель лизингового имущества по своему усмотрению также может предъявить требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и лизингодателю.
Лизингополучатель приобретает право владения и пользования предметом лизинга.
Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Все имущественные риски, связанные с гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при монтаже или эксплуатации арендованного имущества, переходят к лизингополучателю после передачи ему имущества, если иное не предусмотрено в договоре.
Важной обязанностью арендатора (лизингополучателя) является осуществление лизинговых платежей.
Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга для реализации лизингодателем так называемого права на инспекцию.
При прекращении договора лизинга применяются общие положения о возврате арендованного имущества арендодателю.
В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга в договоре предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной мере сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.
На предмет лизинга не может быть обращено взыскание по обязательствам лизингополучателя, даже если этот предмет учитывается на его балансе (по соглашению с лизингодателем).
Глава 2. Особенности договора лизинга
Успех финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности во многом зависит от эффективного производственно-технического потенциала. Одним из успешных механизмов финансирования бизнеса является лизинг. Использование данного института позволяет субъектам экономических отношений производить и реализовывать свою продукцию, услугу при неспособности приобрести необходимое имущество в собственность.
Правовой основой и формой существования лизинговых отношений с использованием недвижимости является договор финансовой аренды (лизинга) недвижимости. Данный договор заключается между лизингополучателем и лизингодателем, при этом последний заключает договор о приобретении объекта лизинга в собственность с продавцом либо иным лицом, имеющим право собственности или создающим предмет лизинга.
За последнее десятилетие лизинг, бурно развиваясь, стал популярен в наши дни как альтернативный метод финансирования инвестиций в основные средства. Актуальность исследования деятельности лизинговых компаний выражается в том, что лизинг является одним из наиболее эффективных на сегодняшний день механизмов обновления основных фондов предприятий, поэтому его изучение является крайне важным. Особенно веским это стало с 1 сентября 2014 года, когда вступил в силу Указ Президента № 99 от 25 февраля 2014 года «О регулировании лизинговой деятельности» и регулятором деятельности лизинговых компаний стал Национальный Банк Республики Беларусь. Данное изменение оказало положительный эффект и стало важным этапом развития деятельности лизинговых компаний в Республике Беларусь. Также указом была предусмотрена возможность предоставления предметов в лизинг не только субъектам хозяйствования, но и физическим лицам, не осуществляющим хозяйственной деятельности, для использования в личных целях [1].
По состоянию на март 2018 года в Республике Беларусь в реестр лизинговых организаций входит 103 лизинговые компании. Из них в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО) зарегистрировано 59 компаний; совместного общества с ограниченной ответственностью (СООО) – 9, закрытого акционерного общества (ЗАО) – 7, унитарного предприятия (УП) – 11, открытого акционерного общества (ОАО) – 12, общества с дополнительной ответственностью (ОДО) – 5 [2].
«РЕСО-БелЛизинг», «Активлизинг», «Внешнеэкономическая Лизинговая Компания» и «Открытая линия». Причем на первую пятерку компаний приходится почти 62% совокупного объема нового бизнеса (заключенных за год договоров) и практически 73% лизингового портфеля. Кстати, четыре из пяти этих компаний относятся к категории банковских, что в целом соответствует общеевропейским показателям, где наиболее крупные лизингодатели принадлежат либо к банковскому сектору, либо являются подразделениями крупных промышленных и финансово-инвестиционных холдингов.
Глава 3. Особенности отдельных договоров лизинга
В Республике Беларусь с середины 1990-х годов у населения формировалось стремление обязательно обладать правом собственности на жилье и, в первую очередь, за счет государственных ресурсов (приватизации и льготного кредитования). Так, на 1 января 2017 года в Республике Беларусь 93,9% жилищного фонда находилось в частной собственности (Жилищный фонд Республики Беларусь, 2017). Подобные показатели в Румынии – 96,4%, Словакии – 90,3%, Литве – 89,4%, Польше – 83,5% (List of countries by home ownership rate, 2017). На фоне изменяющейся ситуации с доходами населения, меняющейся процентной ставкой, получение кредита становилось достаточной сложной процедурой, и сегмент потребительского лизинга стал интенсивно развиваться.
По своей сути, лизинг жилья – это дополнительная возможность приобретения недвижимого имущества с правом его последующего выкупа.
Передача имущества, в том числе и недвижимости, в лизинг физическим лицам впервые разрешена в Беларуси с 1 сентября 2014 года Указом №99 от 25 февраля 2014 года «О вопросах регулирования лизинговой деятельности». Данный нормативный документ существенно изменил условия и правила осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь, предусмотрев в том числе возможность предоставления в пользование на условиях финансовой аренды (лизинга) предметов лизинга не только субъектам хозяйствования Беларуси для использования в предпринимательских целях (инвестиционный лизинг), но и физическим лицам, не осуществляющим хозяйственной деятельности, для личного использования (потребительский лизинг).
Важнейшим этапом совершенствования и комплексного регулирования лизинговой деятельности, а также более широкого применения гражданами лизинга для решения своих жилищных вопросов стало принятие Указа Президента Республики Беларусь №109 от 6 апреля 2017 года «Об изменении указов Президента Республики Беларусь по вопросам лизинговой деятельности». Данный Указ был дополнен Положение о лизинге одноквартирных жилых домов и квартир в Республике Беларусь, которое определило особенности порядка и условий заключении, исполнении и расторжения договоров лизинга жилья, а также условия осуществления лизинговой деятельности.
Договоры лизинга с физическими лицами были заключены уже в 2014 году. По состоянию на 21.12.2014 г. было заключено 10606 таких договоров на общую сумму 88 906 млн. бел. руб. В 2015 году было заключено уже 29988 договоров с физическими лицами на общую сумму 656 545 млн. бел. руб. Рост за 2015 год составил 605%. По итогам 2016 года было заключено 140 289 договоров на общую сумму 242 669 606 деноминированных белорусских рублей. Рост за 2016 год составил 387,3%. Среди которых доля лизинга жилья не превышала 50 квартир ежегодно. На настоящий момент количество квартир, приобретенных путем финансовой аренды не более 150. Следует отметить, что серьезным сдерживающим фактором для развития потребительского лизинга является несовершенство существующей нормативной правовой базы в части механизма освобождения от НДС оборотов лизинговых организаций по договорам финансового лизинга с физическими лицами [1, с. 22].
Заключение
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы. За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности. Анализ современного развития лизингового рынка Республики Беларусь показал, что в целом на сегодняшний день инфраструктура лизингового бизнеса так и не сформировалась, несмотря на предоставляемые льготы данному виду деятельности законодательством страны.
Лизинговые отношения в Республике Беларусь имеют огромный потенциал для развития и могут выступить катализатором обновления технологической базы субъектов хозяйствования, о чем свидетельствует достаточно хорошо проработанная законодательная база в данной области.
В то же время реализовать этот потенциал в текущих экономических условиях не представляется возможным из-за узости сфер эффективного использования лизинга.
Для того чтобы лизинг, по примеру других стран, стал инструментом экономического роста, необходимы положительные сдвиги в экономике в целом (стабилизация темпов инфляции, появление конкуренции на рынке капитала и т.д.). [2]
Факторами, которые позволят улучшить лизинговую деятельность в Республике Беларусь и в дальнейшем развивать этот рынок являются, во-первых, создание равных условий хозяйствования для всех лизинговых компаний независимо от принадлежности, не допуская необоснованного отказа в предоставлении кредитных ресурсов, исключив при этом принцип избирательности, что предоставит равные условия для конкуренции между лизинговыми компаниями. Во-вторых, необходимо использовать лизинговые сделки между крупными предприятиями и предприятиями малого бизнеса, у которых чаще всего не имеется собственных средств. В-третьих, с целью исключения двойного налогообложения, увеличения собственных источников финансирования проектов и привлечения потенциальных клиентов в виде предприятий малого и среднего бизнеса, необходимо совершенствовать методологию налогообложения в интересах участников лизинговой сделки. Также, чтобы улучшить ситуацию, следует реализовать рекламную кампанию с целью популяризации эффективности лизинга как формы обновления основных средств и развивать данную сферу маркетинга в дальнейшем. В-пятых, необходимо создать схему страхования лизинговых сделок, чтобы как лизингодатель, так и лизингополучатель имели определенные гарантии.
1. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2017 г. / С.В. Шиманович, А.И. Цыбулько. Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2018. – 80 с.
2. Комментарий к Указу №109 от 6 апреля 2017 года [электронный ресурс] // Электронные данные, - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-109-ot6-aprelja-2017-g-15961.
3. Лизинг недвижимости [электронный ресурс] // Электронные данные. – Режим доступа: http://www.asbleasing.by/leasing/3.ht ml.
4. «Прописаны нормы приобретения домов и квартир в лизинг» // Информационный портал «Инфобанк». 2017 г. – Электронные данные. – Режим доступа: https://infobank.by/infolineview/propis any-normy-priobreteniya-kvartir-i-domov-v-lizing.
5. О регулировании лизинговой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь, 25 февр. 2014 г., № 99 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
6. Сведения о лизинговых организациях, включенных в реестр лизинговых организаций // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/finsector/leasing/ register.
7. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2015 г. // Ассоциация лизингодателей [Электронный ресурс] – М., 2017. – Режим доступа: https://leasing-belarus.by/analitika/rejtingkompanij/.
8. Белорусский рынок лизинга. Обзор 2016 г. // Ассоциация лизингодателей [Электронный ресурс] – М., 2017. – Режим доступа: https://leasing-belarus.by/analitika/rejting-kompani j.
9. Деньги, кредит, банки: учеб. /Г.И. Кравцова [и др.]; под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2012. – с. 31-72.
10. Особенности лизинговой деятельности в Беларуси / Лизинговая деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1565424/ekonomika.
11. Обзор сущности лизинга и его роли в развитии экономики страны./ Лизинговая деятельность [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://revolution.allbest.ru/economy/00752 596_0.html.
12. Основы лизинговых операций/ Экономика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cinref.ru/razdel/008 00economica/ 07/127242.htm.
13. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизин- ге : заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.
14. Модельный закона о лизинге : принят на XXV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств— участников СНГ : (постановление от 14 апр. 2005 г. № 25-6).
15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 34, § 6.
16. О финансовой аренде (лизинге) : федер. закон Рос. Федерации от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ с изм. и доп.
17. О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге : федер. закон Рос. Федерации от 8 февр. 1998 г. № 16-ФЗ.
18. Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос. Федерации от 14 марта 2014 г. № 17.
19. Егоров, А. В. Лизинг: аренда или финансирование? / А. В. Егоров // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2012. — № 3. — С. 36—60.
20. Телюкина, М. Правовая регламентация и некоторые особенности отношений финансовой аренды / М. Телюкина // Хозяйство и право. — 2014. — № 5. — С. 56—65.