Введение
Глава 1 Понятие, состав, структура и порядок формирования парламента - национального собрания Республики Беларусь
1.1 Понятие, состав, структура и порядок формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
1.2 Понятие, состав, структура и порядок формирования Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
1.3 Досрочное прекращение полномочий палат Национального собрания Республики Беларусь
Глава 2 Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Парламента – Национального Собрания Республики Беларусь и формы их законодательных актов
2.1 Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Парламента – Национального собрания Республики Беларусь
2.2 Формы законодательных актов палат Национального собрания Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Конституция Республики Беларусь закрепляет принцип разделения властей в качестве основы конституционного строя государства. В ст.6 закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. В данной курсовой работе будет рассмотрена законодательная ветвь власти.
Актуальность тема данной курсовой работы на сегодняшний день заключается в том, что Парламент Республики Беларусь является высшим органом представительной и законодательной власти. Также он именуется как Национальное собрание Республики Беларусь. Парламент Республики Беларусь состоит из двух палат: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь. Именно Палаты Парламента Республики Беларусь имеют одни из важных полномочий при реализации своего представительного и законодательного статуса. Каждая из этих палат имеет различные полномочия, которые могут дополнять друг друга либо иметь свое самостоятельно отражение.
Так к полномочиям Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь можно отнести: рассмотрение проектов законов, рассматривают проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, назначение выборов Президента Республики Беларусь, согласие на назначение Премьер-Министра и другие.
К полномочиям Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь можно отнести: одобрение либо отклонение принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов, согласие на назначение Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, избирает шесть судей Конституционного Суда и другие.
Как можно заметить, Национальное собрание Республики Беларусь имеет такие полномочия, которые влияют на само государство в целом, так и на отдельные ветви власти.
Парламент – (от фр. Parler - говорить) – является общенациональным представительным органом государственной власти, осуществляющий законодательные функции.
Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции Республики Беларусь «Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь» [1].
Таким образом, исходя из определения изложенного в Конституции Республики Беларусь, его можно проанализировать: Во-первых – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь; Во-вторых, в определение определяется его общественный статус, а также положение Парламента Республики Беларусь в системе государственной власти; В-третьих – определяется структура Национального собрания Республики Беларусь.
Глава 1 Понятие, состав, структура и порядок формирования парламента - национального собрания Республики Беларусь
1.1 Понятие, состав, структура и порядок формирования Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
В своих трудах Г.А. Василевич считает, что «Ведущим субъектом реализации конституционных норм в сфере законотворчества является Парламент» [15].
Согласно ч. 1 ст. 90 Конституции Республики Беларусь «Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь» [1].
Национальное собрание Республики Беларусь, согласно Основного закона Республики Беларусь, делится на две палаты: Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь и Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь.
В данной главе мы подробно рассмотрим состав, структуру и порядок формирования Палаты представителей.
Согласно абзаца 1 статьи 1 Регламента Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь «Палата представителей является палатой Парламента – Национального собрания Республики Беларусь (далее – Национальное собрание) и состоит из 110 депутатов» [7].
Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе.
Палата представителей в своем составе имеет Председателя Палаты представителей, заместителя Палаты представителей, а также депутатский корпус.
Структуру Палаты представителей составляет: руководство Палаты представителей, депутатский корпус, секретариат и постоянные комиссии.
Стоит отметить, что является самостоятельным органом Палаты представителей.
Об этом свидетельствует правовое закрепление понятия «секретариата Палаты представителей». Так, согласно п. 1.1. Положения о Секретариате Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Секретариат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Секретариат Палаты представителей) является постоянно действующим рабочим органом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – Палата представителей), осуществляющим организационное, правовое, информационно-аналитическое, документационное и иное обеспечение деятельности Палаты представителей, ее органов и депутатов Палаты представителей» [9].
Секретариат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в форме юридического лица.
Глава 2 Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Парламента – Национального Собрания Республики Беларусь и формы их законодательных актов
2.1 Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Парламента – Национального собрания Республики Беларусь
«Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность белорусского Парламента, являются Конституция Республики Беларусь (главы 4, 3,5 и др.), а также регламенты палат Парламента, закон «О Национальном собрании Республики Беларусь», закон «О статусе депутата Палаты представителей Национального собрания Республики, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» и др.» [11].
«Среди нормативных актов Парламента особое место занимает регламент. Деятельность Парламента обычно регулируется его регламентом. Регламент может быть временным либо постоянным. В регламентах обычно решаются вопросы организации и проведения сессий парламента (его палат), в том числе и первого заседания, порядка формирования парламентских органов, их деятельности. Важнейшее место занимает регламентация законодательного процесса, осуществление контрольной и распорядительной функций, вопросы международного сотрудничества и другие» [14].
Регламент считается нормативным правовым актом. Принятие регламента, как правило, имеет конституционную основу.
А.Н. Пугачев считает, что «Они (регламенты) не относятся к законодательным актам, их назначение – определять процедуру деятельности определенных государственных органов» [21, с. 25].
«Регламенты палат Парламента, принятые в рамках Конституции, являются обязательными для всех субъектов, которые взаимодействуют с Парламентом по вопросам, входящим в его компетенцию» [13, с.81].
«Основной функцией Парламента является законодательная деятельность. В ее рамках он принимает различные виды законодательных актов» [10].
Конституция Республики более полно раскрывает основные положения деятельности и организации Парламента Республики Беларусь.
Также стоит отметить, что более подробно порядок деятельности и не только законодательные вопросы раскрыты в самих Регламентах палат Национального Собрания Республики Беларусь.
Заключение
Конституция Республики Беларусь, создавая правовые гарантии продвижения государства к рынку, свободному предпринимательству и добросовестной конкуренции, в то же время обеспечивает необходимый в обществе социальный баланс, гарантируя права малоимущих слоев населения, стабильность в обществе. Именно поэтому Парламент Республики Беларусь в своей деятельности уделяет большое внимание социальной политике государства, мерам регулирования правовых и экономических отношений в обществе, защите прав человека, обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных и межрелигиозных отношений.
Парламент является важным идеологическим органом. Его деятельность отражает то, как будут думать завтра люди, как они будут жить, какие у них будут ценности, идеалы, потребности, запросы, модели поведения. Депутаты ответственны за тех людей, которые избрали их в парламент.
Таким образом, народные депутаты своим ежедневным и кропотливым трудом создают правовую базу независимого и демократического государства.
Характеризуя Парламент в Республике Беларусь, можно выделить важные характеристики:
применение к нему термина «Парламент» означает официальное признание парламентаризма в нашей стране;
специфическим свойством Парламента является и определение его как общенационального представительного органа;
Исходя из выше изложенного, можно сказать, что цель Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь в государстве состоит в том, чтобы посредством представительства достойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческой деятельностью улучшать жизнь общества, а также быть сдерживающими противовесам для других ветвей власти.
Палата представителей — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении государственной власти. Главную часть компетенции, которой образуют законодательные полномочия. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшее место в деятельности Палаты представителей, ибо исключительно законом определяются права и свободы человека, гражданина, государственное устройство, упорядочиваются важнейшие блоки общественных отношений, регламентируется юридический режим собственности.
Различные формы правовых актов, принимаемых палатами Национального Собрания Республики Беларусь и их место в иерархии правовых актов государства, подтверждает то, что роль Национального Собрания Республики Беларусь является значительной в формировании современной системы законодательства, а также свидетельствует о серьезном влиянии идей парламентаризма на последовательное развертывание действительно демократических основ конституционного строя.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс]: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
2. Избирательный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 февраля 2000 г., № 370-З: Принят Палатой представителей 24 января 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 января 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
3. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 4 нояб. 1998 г. № 196-З: с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 126-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361.
5. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь от 8 июл. 2008 г. № 370-З: с изм. и доп. от 17 июл. 2018 г. № 132-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019
6. О Регламенте Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Республики Национального собрания Респ. Беларусь, 19 дек. 2008 г., № 57-СР4/I // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=L20800057.
7. О Регламенте Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 18 дек. 2015 г., № 707-П5/VIII // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H21500707.
8. Об утверждении Положения о Секретариате Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Совета Республики Национального собрания Респ. Беларусь, 02 апр. 2009 г., № 68-СР4/II // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=L20900068.
9. Об утверждении Положения о Секретариате Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс]: постановление Палаты представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 25 окт. 2017 г., № 165-П6/III // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H21700165.
10. Василевич Г.А. Законодательные акты Парламента Республики Беларусь / Г.А.Василевич // Право и демократия. - Выпуск 10. - Минск. – 1999.
11. Василевич Г.А. Конституционализация правового статуса органов государственной власти. / Г.А.Василевич // Конституция Республики Беларусь: 16-летний опыт применения. Материалы круглого стола, состоявшегося 15 марта 2010 г. на юридическом факультете Белорусского государственного университета / науч. ред. Г.А. Василевич; Белгосуниверситет. – Минск: Право и экономика, 2010.
12. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Г. А. Василевич. — Минск: БГУ, 2006. – с.5, 84
13. Василевич Г.А., Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 1999. – с. 81
14. Василевич Г.А. Понятие и виды законодательных актов Парламента / Г.А.Василевич // тезисы доклада межвуз. научно-практич. конф., Минск, 11-12 октября 1999г. / Белорусский негосударственный институт правоведения.: Минск, 1999.
15. Василевич Г.А. Роль Парламента Республики Беларусь в обеспечении конституционной законности. / Г.А.Василевич // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3 – 2012. - № 2.
16. Демичев, Д. М. Конституционное право. Учеб. пособие / Д. М. Демичев. – Минск: Высш. шк., 2004. – с. 216
17. Кивель, В.Н. Конституционное право: курс лекций / В.Н. Кивель – Минск: Современная школа, 2008. – с. 71
18. Краснобаева, Л.А. Конституционное право Республики Беларусь: тексты лекций / Л.А. Краснобаева. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины»,2005. – с. 120
19. Краткий курс лекций по дисциплине «Конституционное право Республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Международный университет «Митсо». – Режим доступа: https://www.mitso.by/web/uploads/ckeditor/1491374046.pdf.
20. Порядок образования Палаты представителей [Электронный ресурс]: Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь // Режим доступа: http://house.gov.by/ru/porjadok-obrazovanija-palaty-predstavitelej-ru/#label1.
21. Пугачев, А. Н. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А. Н. Пугачев, И. В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – с. 25
22. Статус и полномочия [Электронный ресурс]: Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь // Режим доступа: http://sovrep.gov.by/ru/istoricheskaja_spravka-ru/.