ВВЕДЕНИЕ
Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которое предопределяло бы их требуемое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе, законодательстве Республики Беларусь отождествляется с Министерством внутренних дел и подчиненной ему системой органов внутренних дел.
Назначение и сущность государства проявляется в его функциях. Не последнее место среди них занимает правоохранительная функция, которая реализуется в деятельности государства по охране прав, свобод и законных интересов граждан, правопорядка, имеет целью предупреждение правонарушений. Эту функцию осуществляет система правоохранительных органов, важное место среди которых отводится органам внутренних дел.
Эффективность деятельности МВД и подчиненной ему системы ОВД по выполнению возложенных на них задач во многом зависит от того, насколько рационально и логично организовано управление системой органов внутренних дел, от четкого распределения функциональных обязанностей между подразделениями, входящими в данную систему и выполнения ими возложенных на них задач.
В связи с указанными выше обстоятельствами тема данной курсовой работы является актуальной.
Объектом исследования настоящей дипломной работы является МВД Республики Беларусь и подчиненная ему система органов, их структура, полномочия и выполняемые ими задачи.
Предметом исследования является общая характеристика МВД Республики Беларусь и подчиненной ему системы органов, изучение их структуры и полномочий.
1 Министерство внутренних дел Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти
Ст. 106 Конституции Республики Беларусь закрепляет, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.
Система органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов исполнительной власти, установленных законодательством, имеющих свое специальное назначение (осуществление деятельности распорядительного и исполнительного характера), организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и однородных по своей природе управленческих функций.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года №424-З «О Совете Министров Республики Беларусь» Правительство является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.
В систему республиканских органов государственного управления входит, в том числе и Министерство внутренних дел Республики Беларусь [12]. МВД относится к системе органов исполнительной власти.
МВД являясь структурным подразделением системы органов исполнительной власти осуществляет свои полномочия в области обеспечения законности и правопорядка.
2 Система органов внутренних дел: организационная и функциональная
Для оказания воздействия на внутренние дела Республики Беларусь, которое обуславливало бы их необходимое состояние, в структуре государственного аппарата создана специальная отраслевая система, которая в юридической литературе и законодательстве Республики Беларусь отождествляется с системой органов внутренних дел.
Основы построения системы ОВД юридически закреплены в Конституции Республики Беларусь, законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», положениях о республиканском, территориальных органах управления, входящих в данную систему.
В соответствии со ст. 1 Закона об ОВД органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них этим законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
ОВД являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
В указанной статье сформулировано понятие ОВД, в котором содержатся основные признаки, характеризующие данные органы, определяющие их место и роль в государстве и обществе.
3 Основные задачи, функции, направления деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь
Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по защите прав и свобод человека, обеспечению правопорядка и законности, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Важную роль в системе правоохранительных органов Республики Беларусь занимают ОВД.
ОВД выполняют внушительный объем работы по борьбе с преступностью, укреплению законности, защите прав и свобод человека, различных форм собственности, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Деятельность ОВД осуществляется на принципах: законности; гуманизма; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими [13, ст. 4].
Деятельность ОВД разделяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные ее направления.
Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия. Функции обусловлены объективными факторами, потребностями практики. Содержание каждой их них диктуется спецификой объекта деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно отметить, что структура МВД и системы, подчиненных ему органов является динамичной в силу специфики сферы деятельности и характера возложенных на них задач. Рассмотренные в данной работе отличительные черты построения и деятельности системы ОВД, являются достаточно четкими. Они позволяют эффективно и оперативно выполнять поставленные перед системой МВД задачи, так как по всем основополагающим направлением деятельности созданы специальные подразделения, которые, в свою очередь, тесно взаимодействуют между собой.
В современных условиях развития белорусского гражданского общества и курса на построение правового и социального государства, принятого Республикой Беларусь, возрастает ответственность государства перед гражданским обществом, в основе которой находится реализация возложенных на страну конституционных обязательств, предопределенных целью функционирования последней. Для выполнения внутренних функций государство использует разветвленную систему своих правоохранительных органов. Одними из приоритетных направлений деятельности последних являются: обеспечение национальной безопасности; охрана конституционного строя; защита прав и свобод граждан от противоправных и иных посягательств и др. В связи с этим особой значимостью в механизме государства отличаются МВД и подчиненная ему система органов. Необходимо сказать, что государственный механизм является динамично развивающейся системой. Эволюция отношений между государством и обществом предопределяет изменения в самой системе государственных органов. Такие изменения, как правило, влекут уточнение функций государственных органов, их назначение и компетенцию либо ликвидацию или создание нового органа.
1. Административно-деликтное право: учеб. пособие / Г.А. Василевич, С.Г. Василевич, С.В. Добриян. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2013. – 648 с.
2. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухар ковой ; М-во внутр. дел Респ.Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ.Беларусь».–Минск : Акад. МВД, 2013.ч.1: Административно-регулятивное право/И.В. Козелецкий [и др.]. – 438 с.
3. Басецкий И.И. Методологические проблемы борьбы с преступностью // Вестник Акад. МВД Респ. Беларусь. 2001. №1. С. 7–10.
4. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учебник: для высших учебных заведений по специальности и направлениям «Юриспруденция» / Д.Н. Бахрах. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – Москва: Эксмо, 2008. 528 с.
5. Гавриленко, Д.А. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.: Дикта, 2004.
6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
7. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть : Пособие для вузов / А.Н.Крамник. – Мн. : Тесей, 2004. 286, [1] с.
8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. N 108-З (в ред. закона Республики Беларусь от 4 января 2016 г. № 348-З) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
9. О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 4 июня 2004 г., № 268) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
10. О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел: Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.2007 г. N 611 (в ред. указа от 28 августа 2015 г. № 375) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
11. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 424-З (в ред. закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З)// ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
12. О структуре правительства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь 05.05.2006 г. N 289 (в ред. указа от 31.01.2013 N 48) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
13. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 19 июля 2016 г. № 408-З) // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
14. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Бела-русь: указ Прези-дента Респ. Беларусь от 9 ноябр. 2010 г. №575 // ИПС "Эталон-ONLINE" [Электронный ресурс]. - Минск, 2017.
15. Постникова А.А. Научно-практический комментарий к Закону «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» / М-во внутр. дел. Респ. Беларусь, Акад. МВД; под общ. ред. И.И. Басецкого. Минск: изд-во Акад. МВД Респ. Бела-русь, 2007. 237 с.
16. Постникова, А.А., Сухаркова А.И. Административное право: Учеб. пособие. – Минск: Акад. МВД Республики Беларусь, 2003. – 123 с.
17. Постникова, А.А. Административная деятельность органов внутренних дел :
учебное пособие: в 2 ч. / А.А. Постникова, И.Л. Федчук ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Академия МВД, 2016.
18. Рябцев, Л.М. Административное право : учеб. пособие / Л.М. Рябцев – Минск : Амалфея, 2009. – 320 с.
19. Рябцев Л.М. Права граждан как объект административно-правовой защиты милицией // Вестник Акад. МВД Респ. Беларусь. 2001. №1. С. 36–41.
20. Серебрякова, И.М. Правовые и организационные проблемы деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь: [монография] / И.М. Серебрякова; М-во внутрен. Дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2007. – 244 с.