Введение
Глава 1 Развитие придорожного сервиса в Республике Беларусь
1.1 Сущность и назначение придорожного сервиса
1.2 Правовое регулирование объектов придорожного сервиса в Республике Беларусь
Глава 2 Организация придорожного сервиса в Республике Беларусь
2.1 Развитие придорожного сервиса как фактор развития транзитного туризма в Республике Беларусь
2.2 Современное состояние придорожного сервиса Республики Беларусь
Глава 3 Современное состояние и перспективы развития придорожного сервиса на примере Витебской области
3.1 Современное состояние придорожного сервиса в Республике Беларусь на примере Витебской области
3.2 Перспективы развития придорожного сервиса Витебской области в свете Концепции развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Географическое положение страны исторически обязало Беларусь быть международным транзитным коридором, связывающим государства и народы Запада и Востока, регионы балтийского и черноморского побережий. Белорусские дороги – неотъемлемая часть ландшафта. Проезд по ним может быть не только быстрым и безопасным, но и интересным, познавательным.
Дороги – сложный организм. Для того чтобы они исправно функционировали, дороги должны иметь определенную инфраструктуру. Инфраструктура автострады – это сервис. Последний нужен для обслуживания людей, автомобилей. Все это – часть производственного процесса, который должен время от времени приостанавливаться: люди должны отдыхать, питаться, где-то ночевать. Автомобили также нужно обслуживать, периодически проверять, заправлять горючим.
Дорожная сеть является важной составляющей общей системы организации и управления регионального экономического пространства. Трудно переоценить ту роль, которую играет как для национальной и региональной экономики в целом, так и для отдельных ее отраслей, качественная, разветвленная, адекватно развивающаяся дорожная сеть.
В начале XXI века развитие придорожного сервиса – снова в центре внимания министерств и ведомств. Несколько лет назад на магистралях Беларуси должны были появиться пункты общественного питания, торговые точки, гостиницы, телефоны-автоматы. Позже предусматривалось строительство более полусотни АЗС, кафе, площадок отдыха. А на базе существующих объектов – создание комплексов придорожного сервиса с обязательным предоставлением нескольких видов услуг. К сожалению, ожидания автомобилистов пока сбылись лишь отчасти.
Цель данного курсового исследования – изучить современное состояние и перспективы развития придорожного сервиса в Республике Беларусь
Глава 1 Развитие придорожного сервиса в Республике Беларусь
1.1 Сущность и назначение придорожного сервиса
Технический кодекс установившейся практики ТКП-507-2014(02190) «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство объектов сервиса» [23] различает объекты дорожного и придорожного сервиса.
Так, под объектами дорожного сервиса понимаются здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты маршрутного пассажирского транспорта, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения) [23, с. 2].
При этом Указ Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» [17] дает более расширенное толкование данного понятия. Так, под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (в контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, а также расположенные на земельном участке, часть которого находится на придорожной полосе (в контролируемой зоне), а другая часть непосредственно прилегает к придорожной полосе (контролируемой зоне) республиканских автомобильных дорог, и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, хостелы, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки, охраняемые стоянки, стоянки для автофургонов и автоприцепов для жилья), за исключением объектов, расположенных на земельных участках,
Глава 2 Организация придорожного сервиса в Республике Беларусь
2.1 Развитие придорожного сервиса как фактор развития транзитного туризма в Республике Беларусь
Транзитный туризм – это остановки туристов по пути следования к месту назначения.
Транзитный туризм развивается в городах, являющихся транспортными узлами, через которые проходят большие пассажиропотоки и туристские маршруты. Остановка в городе позволяет ознакомиться с городом и его достопримечательностями [4, с. 21].
Главными спутниками транзитного туризма является качество дорог и придорожного сервиса в автомобильных трасс, развитая сеть мотелей, бистро, условия для познавательного автотуризма вдоль основных транспортных магистралей, а также туристическая инфраструктура по направлениям национальной сети и международных транспортных коридоров и основных транспортных магистралей. Географическое положение определенных стран дает возможность использовать международные транзитные коридоры, связывающие страны Запада и Востока, Севера и Юга – это, в частности, следующие страны: Венгрия, Украина, Беларусь, Грузия, Лаос, Перу. Проезд по ним может быть не только быстрым и безопасным, но и интересным, познавательным [4, с. 26].
Географическое положение страны исторически обязало Беларусь быть международным транзитным коридором, связывающим государства и народы Запада и Востока, регионы балтийского и черноморского побережий. Белорусские дороги – неотъемлемая часть ландшафта. Проезд по ним может быть не только быстрым и безопасным, но и интересным, познавательным [24, с. 25].
Глава 3 Современное состояние и перспективы развития придорожного сервиса на примере Витебской области
3.1 Современное состояние придорожного сервиса в Республике Беларусь на примере Витебской области
На всех республиканских автомобильных дорогах имеется сеть объектов придорожного сервиса, которая включает автозаправочные станции, кафе, мотели, кемпинги, платные стоянки, станции технического обслуживания автомобилей.
Расширению объема и повышению качества оказываемых услуг руководство Витебской области уделяет особое внимание, приоритетом в данной области является строительство комплексов с полным набором сервисных услуг. Руководствуясь поручениями Президента Республики Беларусь, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2003 г. № 1682 [15], а также Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы [14] был разработан проект решения облисполкома «О развитии придорожного сервиса в Витебской области на 2016-2019 годы» [16]. Предполагается размещение объектов придорожного сервиса через 25-30 км на республиканских дорогах Витебской области.
На сегодня в области выполнен норматив размещения объектов придорожного сервиса на республиканских дорогах с расстоянием в 50 километров. В области в настоящее время на автомагистралях функционируют 497 АЗС и ГЗС, станции техобслуживания, предприятия торговли, стоянки для автомобилей и другие объекты, что вдвое превысило показатель шестилетней давности [22, с. 127].
В 2016 году области доводилось задание, согласно годовому плану строительства объектов придорожного сервиса, утвержденному Минтрансом, по созданию 12 объектов, из которых 6 должны быть пунктами питания, 3 –
Заключение
Исходя из цели и задач исследования, нами сделаны следующие выводы:
1. Придорожный сервис представляет собой комплекс услуг, направленных на удовлетворение естественных и бытовых потребностей автомобилистов, грузоперевозчиков, пассажиров, а также услуг по обслуживанию и ремонту транспортных средств. Цель оказания таких услуг – создание комфортных жизненных условий в процессе передвижения на большие расстояния, техническое обеспечение процесса передвижения.
2. В настоящее время в Республике Беларусь созданы и действуют взаимосвязанные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы функционирования придорожного сервиса, основу которых составляет Концепция развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года.
3. Главными спутниками транзитного туризма является качество дорог и придорожного сервиса в автомобильных трасс, развитая сеть мотелей, бистро, условия для познавательного автотуризма вдоль основных транспортных магистралей, а также туристическая инфраструктура по направлениям национальной сети и международных транспортных коридоров и основных транспортных магистралей.
Предприятия отрасли делают все возможное, чтобы проезд по международным магистралям был максимально безопасным, быстрым и более комфортным.
4. Основными приоритетами развития придорожного сервиса в Беларуси являются:
- стабильность и постоянство существующей нормативно-правовой базы, которая позволит создать условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций
1. Ассоциация международных экспедиторов и логистики «БАМЭ». Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baif.by/novosti/generalnaya-shema-razvitiya-pridorozhnogo-servisa-do-2020-g./. – Дата доступа: 04.02.2017.
2. Баранов, К.А. Придорожный сервис Республики Беларусь как фактор развития транзитного туризма. Автореф. дисс. канд. эк. наук / К.А. Баранов. – Витебск, 2015. – 180 с.
3. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 годы, утв. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23.03.2016 г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
4. Дроздянец, В.В. Развитие придорожного сервиса в Беларуси: есть ли перспектива: история и современность. Аналитический обзор / В.В. Дроздянец. – Минск: Аверсэв, 2014. – 241 с.
5. Ерофеева, Е.А. Транзитный туризм и придорожный сервис в Республике Беларусь / Е.А. Ерофеева. – Пинск: УО «Полесский государственный университет», 2014. – 165 с.
6. Информационно-аналитический ресурс, специализирующийся на публикациях материалов, касающихся Таможенного союза. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customsunion.by/index.html. – Дата доступа: 04.02.2017.
7. Козел, И.И., Чех, А.С. Качество придорожного сервиса на трассе М1/Е30 / Козел, И.И., Чех, А.С. // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: в 2-х т. Т. 1 / cост. С.В. Анцух; под общ. ред. В.Г. Шадурского. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2015. – С. 96-98.
8. Концепция развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, утв. Первым заместителем Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 26.05.2016 г. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З: с изм. и доп.: текст по сост. на 9 января 2017 г. – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.01.2017, 2/2453.
10. Национальное агентство по туризму Республики Беларусь при Министерстве спорта и туризма. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarustourism.by. – Дата доступа: 04.02.2017.
11. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/. – Дата доступа: 04.02.2017.
12. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XІІ: с из. и доп.: текст по сост. на 4 января 2014 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 22.01.2014, 2/2128.
13. Об установлении генеральной схемы развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года: постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.03.2016 г. №13. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
14. Об утверждении Государственной программы по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015-2019 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 1296. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.01.2015, 5/39982.
15. Об утверждении комплекса мер Правительства Республики Беларусь по выполнению Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г. № 1682: с изм. и доп.: текст по сост. на 24 октября 2006 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 26.10.2006, 5/24100.
16. Об утверждении Региональной программы инновационного и инвестиционного развития Витебской области на 2016-2019 годы: Решение Витебского областного совета депутатов от 24 апреля 2016 г. № 110. – Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
17. О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101: с изм. и доп.: текст по сост. на 31 декабря 2015 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2016, 1/16207.
18. О мерах по развитию придорожного сервиса: Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270: с изм. и доп.: текст по сост. на 11 июля 2012 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.07.2012, 1/13622.
19. О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326: с изм. и доп.: текст по сост. 9 июля 2014 г. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.07.2014, 5/39112.
20. Придорожный сервис на Витебщине: где остановиться? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus.tio.by/novosti/17467. – Дата доступа: 04.02.2017.
21. Придорожный сервис / Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrans.gov.by/ru/activity-roadmanagement-pridorojniy-ru/. – Дата доступа: 02.03.2017.
22. Статистический ежегодник. 2016 год. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2017. – 580 с.
23. Технический кодекс установившейся практики ТКП-507-2014(02190) «Автомобильные дороги. Размещение и обустройство объектов сервиса», утв. Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 2014. – 38 с.
24. Туризм и туристские ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник. – Минск, 2016. – 206 с.
25. Яцкевич, Р.А. Придорожный сервис в Республике Беларусь / Р.А. Яцкевич. // Экономика сегодня. – 2016. – № 5. – С. 55-59.