ВВЕДЕНИЕ
Одним из сущностных признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы обязательно должны быть объективированы, выражены вовне, содержаться в определенной форме. Без этого нормы права не могут выполнять свои задачи по осуществлению регулирования общественных отношений. Следовательно, форма права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения [12, с. 139]. Наряду с понятием «форма права» зачастую употребляется понятие «источник права», однако данные понятия не тождественны. Если форма права показывает как именно организовано право, то источник права есть система факторов, которые предопределляют содержание права и формы его выражения [14, с. 188] Становление и развитие государственности в Республике Беларусь неразрывно связано с созданием новой законодательной базы и совершенствованием уже существующего законотворческого процесса. Законодательная база необходима для развития всякого цивилизованного общества, для нормальной жизни каждого человека в отдельности. Основным источником такой законодательной базы является нормативный правовой акт. Нормативный правовой акт – это правовой акт, который принят полномочным на то органом и содержит правовые нормы, то есть предписания общего характера и постоянного действия, которые рассчитаны на многократное применение [9, с. 20]. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что нормативный правовой акт как форма права влияет практически на все сферы жизни белорусского общества. Ведь именно законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, как результат, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
ГЛАВА 1 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА
В 60-х годах XX века в отечественной юридической литературе шел спор по поводу употребления терминов «форма» и «источник» права. Профессор Шебанов считал целесообразным использовать понятие «форма права» вместо понятия «источник права». Однако данная позиция не получила должной поддержки в науке, а вместо этого было предложено уточнить термин «источник права» и называть его «юридически формальным источником права» [14, с. 188]. И на сегодняшний день в литературе понятие «источник права» используется в двух значениях – в значении «материального источника права» и в значении «формального источника права». Под «материальным источником права» понимают причины образования права, то есть все то, что порождает позитивное право, те либо иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и так далее. Материальное право именуется также как источник права. Под «формальным источником права» (форма права) понимается форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права [26, с. 400]. Иными словами, как уже отмечалось, понятия «источник права» и «форма права» тесно между собой взаимосвязаны, но не являются тождественными. Итак, источник – это основные начала, исходные положения. Говоря об источниках права, необходимо помнить, что право получило свое название от выражения «юстиция», то есть «правда, справедливость». Выделяют естественное и позитивное право.
ГЛАВА 2 ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Виды нормативных правовых актов Республики Беларусь перечислены в статье 3 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». К ним относятся:
- Конституция Республики Беларусь – Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений [18, ст. 12]. Слово «конституция» происходит от латинского constitutio – установление, строение [26, с. 67]. Термин Конституция употреблялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами и другими). В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция» [25, с. 229];
- Решения, принятые республиканским референдумом – это нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом [18, ст. 13]. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом [7, ст. 76];
- Закон Республики Беларусь – это нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений [18, ст. 14]. Программный закон – это закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам [18, ст. 2]. Согласно Конституции Республики Беларусь программными считаются законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь [7, ч. 4 ст. 104].
ГЛАВА 3 ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Действие нормативных правовых актов – это их действительное воздействие на общественные отношения. Каждый нормативный правовой акт предназначен для регулирования конкретных ситуаций, поэтому определение пределов его действия является обязательным условием обеспечения правомерности использования и применения предписаний, которые составляют содержание данного акта [23, с. 478]. Пределы действия нормативного правового акта Республики Беларусь ограничиваются временем, пространством и кругом лиц. Определяя пределы действия нормативного правового акта во времени, правовед Г. Ф. Шершеневич выделил три фактора, определяющие пределы такого действия:
а) момент, с которого начинается действие (начало действия);
б) время, на протяжении которого действует нормативный правовой акт(продолжительность действия);
в) момент, которым завершается действие (истечение действия) [25, с. 384].
Нормативные правовые акты вступают в силу:
- либо с момента их принятия. Момент принятия нормативного правового акта – это момент его подписания. Закон считается подписанным также в том случае, когда Президент не возвращает какой-либо правовой акт на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь [7, ст. 100]. Закон Республики Беларусь вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок [18, ч. 1 ст. 64];
- либо со времени, указанного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие (например, с момента опубликования);
- либо по истечении определенного срока после их опубликования [21, с. 175].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Форма права есть способ выражения вовне государственной воли путем установления правовых норм, субъективных прав и юридических обязанностей. Понятие «форма права» намного уже понятия «источник права». Источник права есть официальный способ выражения государственной воли посредством закрепления в нем норм права. Основными источниками права являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативный правовой акт. В Республике Беларусь основными источниками права выступают нормативные правовые акты. Нормативный правовой акт – это официальный документ уполномоченного государственного органа (должностного лица) либо принятый путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. К основным признакам нормативного правового акта относятся: государственно-властный характер, нормативность, общеобязательность, процедурность, иерархичность, обладает соответствующими пределами действия. Статья 3 Закона перечислены виды нормативных правовых актов Республики Беларусь. Так, к ним относятся Конституция Республики Беларусь, Декреты, Указы Президента Республики Беларусь, решения местных органов власти, приказы, постановления Совета Министров Республики Беларусь, и т.п. Классифицировать нормативные правовые акты возможно по различным основаниям. Основная классификация состоит в делении их по юридической силе на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений / М. И. Абдулаев. – М. : Финансовый контроль, 2004. – 410 с.
2. Бочков, А. А. Общая теория права : методические рекомендации : в 3 ч. / А. А. Бочков, В. В. Янч. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. – 50 с. – 3 ч.
3. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
4. Иванников, И. А. Теория государства и права / И. А. Иванников. – М. : РИОР; ИНФРА-М, 2012. – 352 с.
5. Калинин, С. А. Об официальном опубликовании нормативных правовых актов в Республике Беларусь / С. А. Калинин // Право.by. – 2010. – № 1. – С. 163-167.
6. Конституция Испании [Электронный ресурс] / Европа без посредников. – Режим доступа : http://www.domeuropa.eu/leys/23-fales/50-konstitucziya-ispanii.
7. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
8. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : офиц. текст. – М. : Юрист, 2005. – 56 с.
9. Кузина, И. Л. Архивное право : учебное пособие / И. Л. Кузина. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2011. – 136 с.
10. Лагун, Д. А. Анализ юридической природы указов президента Республики Беларусь / Д. А. Лагун // Сб. науч. тр. / Право и демократия. – Минск, 2005. – Вып. 16. – С. 42–55.
11. Лазарев, В. В. Общая теория права и государства : учебник / В. В. Лазарев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2001. – 520 с.
12. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. – 245 с.
13. Мелехин, А. В. Теория государства и права : учебник / А. В. Мелехин. – М. : Маркет-ДС, 2007. – 640 с.
14. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М. : Юристъ, 2002. – 414 с.
15. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства : учебник / В. С. Нерсесянц. – М. : ИНФРА_М, 2012. – 560 с.
16. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Республики Беларусь от 14 июн. 2003 г., № 204-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H10300204.
17. О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь : Декрет Президента Республики Беларусь от 24 февр. 2012 г., № 3 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=Pd1200003.
18. О нормативных правовых актах Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 17 июл. 2018 г. № 130-З // Кодексы.бай [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_normativnyh_pravovyh_aktah.htm.
19. О Президенте Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=V19503602.
20. Общая теория государства и права : учебник / А.Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В.А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
21. Общая теория права : учебник для юридических вузов / Ю. А. Дмитриев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Пиголкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.
22. Сенькова, Т. В. Общая теория права : краткий конспект лекций / Т. В. Сенькова. – Гомель : ГГУ имени Ф.Скорины, 2013. – 26 с.
23. Скакун, О. Ф. Теория государства и права : учебник / О. Ф. Скакун. – Харьков : Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 с.
24. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Т. Н. Радько [и др.] ; под общ. ред. Т. Н. Радько. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 568 с.
25. Чепурнова, Н. М. Теория государства и права : учебное пособие / Н. М. Чепурнова, А. В. Серегин. – М. : ЕАОИ, 2007. – 465 с.
26. Чиркин, В. Е. Сравнительное правоведение / В. Е. Чиркин. – М. : Международные отношения, 2012. – 336 с.
27. Шевчук, Д. А. Теория государства и права : конспект лекций / Д. А. Шевчук. - М. : Эксмо, 2009. – 299 с.