Введение
Глава 1. Сущность конституционной отрасли права
1.1. Понятие о конституционном праве как отрасли права и его предмете
1.2. Конституционно-правовые нормы и институты и их классификация
Глава 2. Конституция как источник конституционного права
2.1. Сущность и роль конституции
2.2. Конституционный строй Республики Беларусь
Глава 3. Место и значение конституционного права в системе прав
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
В курсовой работе будут рассматриваться понятие о конституционном праве как отрасли права и его предмете, конституционно-правовые нормы и институты и их классификация. Также будет раскрыта сущность и роль конституции как основного источника конституционного права Республики Беларусь и конституционный строй Республики Беларусь. В ходе исследования будет определено место и значение конституционного права в системе прав.
Заявленные вопросы нашли отражение, прежде всего, в Основном законе Республики Беларусь, а также в учебных пособиях по конституционному праву, основам права. Кроме того, вопросы конституционного права являются предметом многочисленных исследований, что можно проследить в различных публикациях: Пугачева А. Н. «Понятие конституции в ракурсе политико-социальных, теоретических и формально-юридических характеристик», Василевича Г. А. «Конституция Республики Беларусь как ценностная доминанта в процессе реализации правовых норм», Рыбакова О. Ю. «Онтологические основания предмета конституционного права», Фатхуллиной С. Я «Конституционно-правовые нормы и институты», Демичева Д. М. «Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика», «Конституционно-правовые институты: содержание, признаки, специфика» и некоторых других.
Актуальность исследования выражается в том, что отрасль конституционного права является наиболее динамичной по сравнению с иными отраслями в системе права любой страны, ведь она обязана откликаться на изменения правовой реальности и правовой действительности. Содержание предмета конституционного права меняется в соответствии с изменениями общественных отношений, при этом первостепенное значение должно быть отдано именно тем их видам, которые признаются основополагающими на конкретном этапе развития государства. Предмет конституционного права конкретного государства всегда эволюционирует, но в определенных границах, целью которых является сохранение баланса интересов личности, общества и государства.
Нормы конституционного права являются базой для всех других отраслей права [16, с.110].
Цель исследования – раскрыть сущность конституционного права как ведущей отрасли права в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть понятие о конституционном праве как отрасли права и его предмете;
2) раскрыть конституционно-правовые нормы, институты и их классификацию;
3) выявить сущность и роль конституции как основного источника конституционного права Республики Беларусь;
4) рассмотреть конституционный строй Республики Беларусь;
5) определить место и значение конституционного права в системе прав.
Глава 1. Сущность конституционной отрасли права
1.1. Понятие о конституционном праве как отрасли права и его предмете
По своей сути, отрасль права являет собой определенную общность правовых норм, которые призваны регулировать однородный круг общественных отношений. Отрасли права различаются предметом и методами регулирования.
Предмет правового регулирования в юриспруденции подразумевает общественные отношения. Общественными отношениями при этом называют отношения, которые возникают внутри и между различных коллективов, социальных групп, слоев общества. Право направлено на регулирование поведения указанных субъектов права, распределяет социальные блага между ними, определяет основные права и свободы человека, права, выполняемые обязанности, меры ответственности государства, а также его органов и должностных лиц.
Методом правового регулирования именуются такие приемы, способы, позволяющие оказать воздействие на возникающие между сторонами, общественные отношения используя при этом правовые нормы.
Отличительная особенность предмета конституционного права состоит в том, что эта отрасль своими нормами регулирует самые необходимые, ключевые общественные отношения, возникающие во всех областях существования общества и государства: политике, экономике, культуре, социальной, духовной сфере.
К конституционному праву нужно относить как нормы Конституции, так и положения отдельных законов, декретов, указов и других нормативных правовых актов, которые причисляют к конституционной отрасли права [17, с.4].
В юридической литературе термин «конституционное право» обычно раскрывают в следующих ролях:
1) как отрасль права – совокупность обязательных к исполнению для каждого правил поведения;
2) наука – система представлений и знаний об отрасли конституционного права и способам ее осуществления;
3) учебная дисциплина – систематизированное выражение ключевых аспектов науки конституционного права и основ конституционно-правового законодательства в целях обучения.
Конституционное право выступает составных элементом национальной системы права любого государства. В рамках Европейского союза формируется наднациональная система конституционного права. Конституционное право, как и любая иная отрасль права, составляет совокупность обязательных к соблюдению государственно установленных и охраняемых правил поведения. Отрасль конституционного права занимает особое место в системе прав, т.к. характер ее воздействия отличается от всех других и обусловлен двумя критериями: предметом и методом правового регулирования. Особое внимание при этом следует уделить предмету правового регулирования [11, с.12].
Глава 2. Конституция как источник конституционного права
2.1. Сущность и роль конституции
Термин «конституция» берет свое начало от латинского constitutio – установление, строение. В литературных источниках находится большое количество определений конституции. В их основу берут регулируемый конституцией предмет, а также место, которое этот правовой акт занимает в системе правовых актов.
Итак, Конституция – это основной закон государства, содержащий закрепление организации системы государственных органов и определяющий взаимоотношение властей с гражданами и обществом в целом. Формально, конституция является актом высшей юридической силы. Определение Конституции Республики Беларусь дано в ее преамбуле и звучит, как Основной Закон. В конституционном праве Республики Беларусь понятия Конституции и Основного закона считаются тождественными. Все же, чтобы дать действительное определение конституции констатации ее основополагающего значения будет мало, т.к. придание ей лишь такого формального значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. важностью и необходимостью тех общественных отношений, которые попадают под конституционное регулирование [22, с.134-135].
Исследователи считают, что первые конституции появились в Америке в 1787 г. и в Европе в мае 1789 г. (в Польше и чуть позднее во Франции). Затем конституции, как акты, приближенные по форме и содержанию к сегодняшнему их определению, стали отмечаться и в иных государствах.
Термин «конституция» был известен еще в древности, во времена рабовладельческого строя, но это не были документы, хотя бы отдаленно похожие на сегодняшние конституции, которые отличны от других юридических актов по форме, содержанию, характеризуются определенными юридическими свойствами.
Существуют различные определения сущности Конституции. Пожалуй, одним из самых знаменитых является мнение Ф. Лассаля о том, что по своей сути Конституция – это документ в письменной форме, отражающий фактическое соотношение сил в государстве. Некоторые исследователи делают попытки критиковать это определение. В частности, Н. А. Михалева, делает акцент на том, что Конституция есть форма выражения интересов народа, а не классов в обществе и является правовым регулятором процессов, происходящих в социуме. Похожее мнение выражает и Б. С. Эбзеев, который утверждает, что Конституция должна представлять собой некий юридически узаконенный баланс интересов между классовыми и социальными слоями, существующими в обществе. М. В. Баглай полагает, что конституция – это всегда компромисс между силами, ведущими политическую борьбу. Ж. И. Овсепян считает, что сущность конституций заключается в том, что законы, которые направлены на предупреждение монополизации абсолютизма во властных структурах, производят ее рассредоточение, деление, деконцентрацию и наделяют каждую из ветвей власти полномочиями, позволяющими им контролировать друг друга и противодействовать злоупотреблению государственными органами (должностными лицами) властью; не допускать возможность партнеров по власти захвата всей власти. Сущность конституции, по ее мнению, не в регулировании именно государственной власти, а в регулировании ее в социальном ключе, т.е. с точки зрения того, при каких условиях и в каких границах государственная власть может вмешиваться в область свободы деятельности общества и социума.
Глава 3. Место и значение конституционного права в системе прав
Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе Беларуси, поскольку регулирует основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни, и которые служат основой формирования большинства других общественных отношений. Нормы конституционного права являются основополагающими для всех других отраслей права, а его принципы содержат исходные начала всего правового регулирования. Например, закрепляя различные формы собственности и права собственников, конституционное право служит базой для гражданского права, а регулируя основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права.
Конституционное право является ядром, центром системы права, вокруг которого располагаются другие отрасли права. Более того, конституционное право как бы вторгается в определенных, диктуемых его ролью пределах в другие отрасли, поскольку оно устанавливает для их развития исходные начала.
Рассматривая вопрос о месте и роли конституционного права в системах права, М.Ф. Чудаков подчеркивает, что «конституционное право влияет на систему права, жизнь и деятельность людей (поскольку нормы конституционного права применяются непосредственно) и через другие отрасли права. Изменение какой-то, даже небольшой статьи конституции зачастую влечет изменение целого института, целой главы или раздела, скажем, гражданского, торгового, уголовного или административного права. Поэтому общепризнано, что конституционное право – это базовое право, или, иначе говоря, юридическая база для всех других отраслей права». Не будет преувеличением сказать, что конституционное право закладывает фундамент для деятельности государства и функционирования правовой системы, призвано собрать воедино все ценностные ориентиры белорусского права [24, с.18, 19].
Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание. Таким образом, Конституция определяет всю парадигму правовых отношений, а значит она влияет и на всю совокупность политико-правовых отношений.
Основной Закон является системообразующим актом, определяющим организацию и взаимодействие властных структур, в целом государства, а также систему права. Важно, чтобы Конституция являлась высшим проявлением не только позитивного права, но права естественного, содержала в своем тексте наиболее ценные принципы естественного права.
В силу того, что Конституция составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства, не случайно вторым, сопутствующим, названием белорусской Конституции было – Основной Закон.
Заключение
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Конституционное право – это ведущая отрасль права Республики Беларусь, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Предметом конституционного права являются общественные отношения, регулируемые этой отраслью права, а именно: принципы организации и порядка образования и функционирования институтов государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством и др. Базовые общественные отношения, регулируемые конституционным правом, касаются двух крупных областей правового регулирования. Это, во-первых, принципы отношения человека и государства и, во-вторых, устройство государства и организация государственной власти.
Конституционно-правовые нормы регулируют общественные отношения, т.е. отношения между людьми. Такие нормы классифицируются по степени определенности содержащихся в них предписаний на две большие группы: диспозитивные и императивные нормы; на нормы положительного регулирования и правоохранительные нормы; на материальные и процессуальные; на постоянные и временные; на нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных административно-территориальных единиц.
Конституционно-правовые институты – это совокупность однородных и взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, составляющих сравнительно самостоятельную группу. Такими являются, к примеру, институты: основ конституционного строя; основ правового статуса человека и гражданина; формы правления; главы государства; парламентаризма; местного управления и самоуправления; народного представительства; избирательного права, референдума; гражданства и т. д.
2. Конституция – это Основной Закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Конституция служит прогрессу общества, людям, если в ней отражен оптимальный баланс интересов государства и личности, если они равноправные и равно ответственные субъекты.
Основной Закон прямо закрепляет, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь основы конституционного строя Республики Беларусь составляют следующие положения: республиканская форма правления; государственный суверенитет; человек, его права и свободы − высшая ценность общества и государства; народовластие или демократизм; политический плюрализм; свобода создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений; разделение властей; верховенство права; признание приоритета общепризнанных принципов международного права; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; защита прав и свобод граждан Республики Беларусь; равный с гражданами Республики Беларусь правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства; признание и содействие развитию всех форм собственности; равенство перед законом национальных и социальных групп; свободное развитие культуры; равенство религий и свобода вероисповедания; признание и содействие развитию белорусского и русского языков; проведение мирной внешней политики и соблюдение принципа нейтралитета.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.12.2013 № 83-З / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.
3. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 784 с.
4. Василевич Г. А. Белорусское государство на рубеже веков. – Мн.: ИООО «Право и экономика». – 2006. – 464 с.
5. Василевич Г. А. Конституционное правосудие. / Г.А.Василевич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 326 с. – (Серия «Юридическое обозрение»).
6. Василевич Г. А. Конституция Республики Беларусь как ценностная доминанта в процессе реализации правовых норм / Г.А. Василевич [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г. А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
8. Василевич, Г. А. Конституционность как важнейшее условие качества нормативных актов /Г.А.Василевич // Проблемы управления. – 2010. – №1(34). – С. 147-151.
9. Василевич, Г. А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2010. – 261 с.
10. Василевич, Г. А. Сущность конституции. Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции. / Г.А.Василевич // Мат-лы респ. науч.-практ конф. (Минск, 11-12 марта 2008 г.). Минск, Веды, 2008. – С. 3-7.
11. Виноградов, В. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев, С. В. Масленникова; под общ. ред. В. А. Виноградова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 692 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс.
12. Демичев, Д. М. Классификация конституционно-правовых норм: теория и практика / Д. М. Демичев // Вестник института комплексных исследований аридных территорий. Том 2. – 2013. – № 2 (27). – С. 55-62.
13. Демичев, Д. М. Конституционно-правовые институты: содержание, признаки, специфика / Д. М. Демичев // Актуальные вопросы совершенствования правовой системы на современном этапе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию профессора С. Г. Дробязко. Минск, 11–12 окт. 2012 г. / редкол.: С. А. Балашенко (гл. ред.) [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: БГУ, 2012. – 307 с.
14. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 168 с.
15. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
16. Комаров, С. А. Предмет конституционного права: взгляд теоретиков / С. А. Комаров, А. В. Попова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 10 (95) октябрь. – С.103-113.
17. Конституционное право: электронный учебно-методический комплекс / О. В. Сидоренко. – УО «МИУ», 2015. – 348 с.
18. Конституция – Основной Закон белорусского государства и общества (к 20-летию принятия): материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11-12 марта 2014 г. / редкол. : Г.А. Василевич (отв.ред.) [и др.]; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2014. – 398 с.
19. Масловская, Т. С. Конституционное право Республики Беларусь: ответы на экзаменац. вопр. / Т. С. Масловская. – 3-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 224 с.
20. Осавелюк, А. М. Конституционное право в системе российского Права: Уникальность Предмета Отрасли/ А.М. Осавелюк // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 10 (95) октябрь. – С. 55-64.
21. Осавелюк, А. М. Проблема эволюции содержания предмета отрасли конституционного права / А.М. Осавелюк, К.Э. Громов // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 5. – С.51-56.
22. Основы идеологии белорусского государства: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Изд. 2-е., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 338с. – (Система открытого образования).
23. Пугачев А. Н. Понятие конституции в ракурсе политико-социальных, теоретических и формально-юридических характеристик / А.Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета, 2012, № 5. – С. 125-136.
24. Пугачев, А. Н. Конституционное право: учеб.-метод. комплекс для студентов юридических спец. В 3 ч. Ч. 1. В 2 кн. Кн. 1: Теоретические основы / А. Н. Пугачев, И. В. Вегера. – Новополоцк: ПГУ, 2009. – 364 с.
25. Рыбаков, О. Ю. Онтологические основания предмета конституционного права / О. Ю. Рыбаков // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 10 (95) октябрь. – С.120-125.
26. Фатхуллина, С. Я Конституционно-правовые нормы и институты / С.Я. Фатхуллина, Р.З. Ярмухаметов, Г.З. Баскакова // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2015. - № 24. – С.73-76.
27. Янулевич, Т.Л. Основы права (в том числе «Права человека»): учеб.-метод. комплекс / Т.Л. Янулевич, Ю.С. Мамонтова. – Минск: Изд-во МИУ, 2013. – 396 с.