ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы состоит в том, что для дальнейшего совершенствования пути развития, Республике Беларусь необходимо искать пути для более эффективного взаимодействия между органами центральной и местной власти, а также повышения самостоятельности регионов Республики Беларусь при решении вопросов местного значения посредством местной власти, т.е. местного управления. Ведь это является одним из важнейших элементов основы конституционного строя нашего государства, без которого будет невозможно становление и дальнейшее развитие гражданского общества. Оно придаёт свободной деятельности человека созидательный смысл и связывает его с пониманием, осознании и принятии ответственности, возлагаемой на него.
Повышение роли местного управления, а также его органов в жизни местного общества обусловлено тем, что в каждом отдельном делении административно-территориальной единицы Республики Беларусь существуют свои вопросы и проблемы, которые требуют решения с учетом знания местных особенностей и традиций. Реальные же потребности, интересы и политические ориентации населения определяются качеством жизни, возможности влиять на деятельность органов власти, а также непосредственным участием в управлении обществом и государством в целом на своей территории. В связи целью данной курсовой работы является с этим необходимо всецело рассмотреть деятельность местного управления
Целью исследования настоящей работы является общая характеристика местного управления, системы местного управления и сферы их деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- обозначить понятие и принципы местного управления в Республике Беларусь;
- дать характеристику системе местного управления в Республике Беларусь;
- определить экономическую основу местного управления;
- изучить ответственность в сфере местного управления.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления своей деятельности местным управлением в Республике Беларусь.
Предмет исследования – правовые нормы, регламентирующие порядок организации системы местного управления в Республике Беларусь, компетенцию органов местного управления, ответственность в сфере местного управления Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие местного управления
Для обеспечения лучшего функционирования государственного устройства, в современную систему механизма государственного управления Республики Беларусь входят органы местного управления и самоуправления. В отличие от иных государственных органов — Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров, судов, прокуратуры, следственного комитета, Комитета государственного контроля, наименования которых отражены в названиях соответствующих разделов или глав Конституции Республики Беларусь (далее- Конституция) [1], — органы местного управления там не упоминаются. О них идет речь в разделе V Конституции «Местное управление и самоуправление». В данном разделе, а именно в ст. 17, законодатель раскрывает суть местного управления и самоуправления и только упоминает местные исполнительные и распорядительные органы.
По мнению Г.А. Василевич, такой подход, со стороны законодателя, снизил роль органов местного управления и разрушил систему, как государственных органов, так и органов государственного управления [2].
Тем не менее, органы местного управления и самоуправления являются скрепляющим звеном в отношениях, которые возникают между государством и народом.
Определение «местное управление» закреплено в ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (далее-Закон № 108-З), где говориться, что местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов, необходимых для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории[3].
По своей сути, обеспечение интересов населения наиболее связано с полным удовлетворение потребностей населения, а её главной целью будет являться повышение как уровня, так и качества жизни населения.
Под уровнем жизни населения понимается обеспеченность населения необходимыми материальными, духовными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и накопления, а также степень удовлетворения общественно признанных потребностей, соответствующих данному социально-экономическому развитию страны [4, с. 77].
ГЛАВА 2
СИСТЕМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Законе № 108-З отсутствует четкое определение органов местного управления.
В ч. 2 ст. 1 указанного закона установлено, что: «единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций» [3].
Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Исполнительные комитеты состоят из определённых законодательством Республики Беларусь, уровней:
- первичный - сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
- базовый - городские (городов областного подчинения), районные;
- областной- областные и Минский городской исполком входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь.
Исполнительные комитеты первичного и базового уровней, а также местные администрации подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Исполнительный комитет подотчетен соответствующему Совету по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.
Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют координацию деятельности нижестоящих исполнительных и распорядительных органов, оказывают им необходимую помощь, в том числе организационно-методическую, материальную, техническую, информационную [3, ст.38].
В соответствии с Положением «О порядке назначения на должности и освобождения от должностей руководителей и других членов местных исполнительных и распорядительных органов», на пост кандидата Председателя исполкомом областного и базового уровней, главой местной
ГЛАВА 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Неотъемлемым признаком местного управления является закрепление на законодательном уровне за органами местного самоуправления и управления самостоятельных полномочий в сфере экономических отношений, бюджета и финансов.
Экономическая основа местного управления и самоуправления – это материальные и финансовые ресурсы, с использованием которых местные представительные и исполнительные органы реализуют свои функции [17, с. 175].
Стабильность социально-экономического развития административно-территориальных единиц и эффективность местного управления и самоуправления напрямую зависят от финансово-экономических ресурсов, которыми располагают территории, от того, как в них реализуются основные принципы организации местных финансов, каковы источники формирования и направления использования финансовых ресурсов.
Комплексное социально-экономическое развитие осуществляется на основе рационального использование со стороны местного управления:
- природных ресурсов территорий (земли, ее недр, воды, лесов, растительного и животного мира);
- коммунальной и иной собственности, которые, в соответствии с законодательством, составляют экономическую основу местного управления и самоуправления;
- местный бюджет.
Коммунальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного управления в Республике Беларусь.
Краткая характеристика понятия «коммунальная собственность» дается в ст. 55 Закона № 108-З [3]. Она соответствует ст.215 Гражданского кодекса Республики Беларусь, исходя из которой, коммунальная собственность является одним из видов государственной собственности и состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства[9].
В перечень имущества, входящего в коммунальную собственность, входят: имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы,
- жилищный фонд;
- жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории;
ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со ст. 64 Закона № 108-З, органы местного управления несут ответственность за законность своих решений. Вред, причиненный организациям и гражданам со стороны местного управления, а также их должностных лиц в результате неправомерных решений, действий (бездействия) подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством[3].
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, вред, который был причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного управления, а также их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа местного управления подлежит возмещению. Вред надлежит возместить финансовым органам соответствующей административно-территориальной единицы. За счет казны или в ином случае, который предусмотрен п.3. ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь, такая обязанность может быть возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Под вредом в данном случае необходимо понимать имущественный(материальный)ущерб.
В случае, если орган местного управления докажет, отсутствие своей вины, то за этим следует освобождение от возмещения вреда.
Причинителю вреда необходимо возместить причинённый вред в натуре, посредством предоставления вещи того же рода и качества либо исправления поврежденной вещи и т.п.) или полностью возместить возникшие убытки
[9 ст.951].
Процедура рассмотрения вопроса о возмещении вреда субъектам хозяйственной деятельности в определённой степени регулируется Положением о порядке возмещения ущерба, нанесённого субъектам хозяйственной деятельности незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц (утверждено Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16.06.1993 г. № 2415-ХП).
Ущерб необходимо возместить в таких случаях, как:
- исполнение субъектом хозяйствования акта органа местного управления, который был признан в установленном порядке недействительным;
- исполнения субъектом хозяйствования не соответствующего законодательству указания должностного лица;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования настоящей работы являлась общая характеристика местного управления, системы местного управления и сферы их деятельности.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- обозначить понятие и принципы местного управления в Республике Беларусь;
- дать характеристику системе местного управления в Республике Беларусь;
- определить экономическую основу местного управления;
- изучить ответственность в сфере местного управления.
Правовое положение местного управления в Республике Беларусь закреплены в Конституции и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Местным управлением является форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Система органов местного управления в нашем государстве строится из:
- областных;
- районных;
- городских;
- поселковых;
- сельских исполнительных комитетов;
- местных администраций.
Исполнительными и распорядительными органами на территории областей, районом, городов, поселков, сельсоветов являются исполнительные комитеты, которые наделены статусом юридического лица (исполнительные комитеты).
Исполкомы, в свою очередь, делятся на определённые уровня:
- первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);
- базовый (городские (городов областного подчинения), районные);
- областной.
Состав исполнительного комитета образуют:
- председатель;
- заместители (заместитель) председателя;
- управляющий делами (секретарь);
- члены исполкома.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с
3. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. Горелов Н. А. Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелова – СПб.: Питер, 2003. 653 с.
5. Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. С. 69; Социальная политика: Толков, Слов. С. 177; Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзбсрга. С. 6011
6. Костенко А.К. // Практ. рук-во для студ. спец. 1-26 01 01 «Государственное управление» / Мин-во образ. Респ Беларусь, Учрежд. образ. «Гомельский гос. ун-т им. Ф.Скорины». – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2012. – 48 с.
7. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февр. 2000 г. № 370-З: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 04.06.2015 г. – Минск: НЦПИ, 2016. – 80 с.
8. О статусе депутата местного Совета депутатов [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 22 мар. 1992 г., № 1547-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 09.01.2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017.
10. Кодекс Республики Беларусь о Браке и Семье: Кодекс Респ. Беларусь, 9 июля 1999 г. №278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.: одобрен Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 24.12.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2016
11. Лесной кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 24 декабря 2015 г. №332-З: принят Палатой представителей 3 декабря 2015 г.: одобрен Советом Респ. 9 декабря 2015 г.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017
12. Жилищный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 28 августа 2012 г. №428-З: принят Палатой представителей 31мая 2012 г.: одобрен Советом Респ. 22 июня 2012 г.: в ред. от 10.01.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2016
13. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 21 апреля 2003 г. №194-З: принят Палатой представителей 17декабря 2002 г.: одобрен Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: в ред. от 19.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017
14. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. №149-З: принят Палатой представителей 2 апреля 2014 г.: одобрен Советом Респ. 11 апреля 2014 г.: в ред. от 18.07.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2017
15. Кодекс Республики Беларусь о Земле: Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г. №425-З: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Респ. 28 июня 2008 г.: в ред. от 26.10.2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2015
16. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г. №117-З: принят Палатой представителей 3 апреля 2006 г.: одобрен Советом Респ. 24 апреля 2006 г.: в ред. от 21.10.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2016
17. Курс лекций / Н.И. Лозовик – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 281с.
18. Пособие для депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь / М.В. Кобаса [и др.]; под общ. ред. М.В. Кобаса. – Минск: И.П. Логвинов, 2010. – 160 с.
19. Положение о порядке назначения на должности и освобождения от должностей руководителей и других членов местных исполнительных и распорядительных органов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 фев. 2011 г., № 66 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
20. О некоторых мерах по совершенствованию работы с кадрами в системе государственных органов [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 нояб. 2000 г., № 577 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
21. О медицинском обследовании и освидетельствовании руководящих работников государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 18 янв. 1999 г., № 32 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
22. Карамышев А. В. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.1991 г. / [А. В. Карамышев, В. И. Дриц]. - 2-е изд., испр. - Мн.: Тесей, 2004. – 190 с.