В соответствии со статьей 26 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества. Его соблюдение и охрана являются важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей.
Свобода имеет огромное значение для человека. В любом социуме человек не может жить без общения и взаимодействии с другими людьми. Но вместе с тем он не может полностью выйти из общественных отношений, отказаться от «устройства» собственной жизнь. Возможности иметь - семью; проживать в государстве, обеспечивающем права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, труд, образование, культурное развитие и т. д.). К тому же каждый желает иметь право на свободу «реальную», а не только закрепленную на листе бумаги. Получается, что, благодаря их закреплению, всегда существует реальная мера свободы. Нельзя не согласиться с тем, что свобода - это зависимость от закона (Цицерон). Но человеку не нравится, когда его в чем-то ограничивают или чего-то лишают. И все же: когда речь идет о существенных ограничениях или лишениях, то это составляет кару как наказание за совершенное преступление. Но все же ограничение и лишение самых ценных благ, связанных с жизнью и свободой является наиболее суровым. И, если смертная казнь, лишающая жизни осужденного, становится с каждым годом у нас все более редким явлением, то наказание в виде ограничения свободы, на сегодняшний день остается довольно распространенным наказанием, т. к. оно является более мягким, чем лишение свободы и существование политики в области снижения применения его (лишения свободы) ведет к увеличению применения более мягкого наказания, каким и является ограничение свободы.
Ограничивая преступника государство преследует такие цели как: охрана правопорядка, воспитание граждан в духе уважительного отношения к закону, предупреждения преступлений. Достижение этих целей осуществляется благодаря существующим принципам: ответственность только за поведение, а не за мысли; ответственность лишь за деяния; законность, справедливость, неотвратимость наказания, целесообразность. Поэтому наказание, в том числе и ограничение свободы, призвано играть двойственную роль, стимулируя порядок в обществе, во-первых, и повышая ответственность каждого за свои поступки, во- вторых. В наши дни не ущемляется свобода тех, кто в своих действиях умеет правильно распоряжаться своими конституционными правами, уважает права других людей, не совершает противоправных, в том числе и уголовно-наказуемых деяний.
Уголовное наказание является исключительно важной мерой борьбы с преступностью, хотя решающую роль в ее сокращении, несомненно, играют экономические, политические, организационно-управленческие и культурно-воспитательные меры, осуществляемые государством. И, хотя такие
Рост числа правонарушений склоняет государство реагировать на это ужесточением уголовной политики, расширяя прежде всего применение тюремного заключения все к большему числу лиц, нарушивших закон. Однако результаты не всегда оправдывают себя. В итоге такие меры приводят к увеличению численности заключенных, росту рецидивов, криминализации личности, разрыву социально полезных связей и др. По мнению психологов, длительное (свыше 5–6 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека. Впрочем, о губительном влиянии лишения свободы на психику и нравственность заключенных известно давно. Более того, в связи с неразвитостью в Российской Федерации системы ресоциализации осужденных такие лица становятся навсегда потерянными для общества [1, c.125].
Начиная с 1970-х годов некоторые государства стали искать пути разрешения данной проблемы, в частности через распространение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. Совет Европы и ООН со своей стороны стали разрабатывать и принимать документы, направленные на внедрение подобной практики во всем мире. В 1981 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала участникам «заменять наказания в виде лишения свободы, предусматривающие непродолжительное содержание под стражей, другими мерами, которые были бы более эффективны и не противоречили принципу наказания». В 1985 г. на Седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями государства-участники приняли Резолюцию № 16, которая акцентировала внимание на сокращении численности заключенных, предпочтении альтернативных мер наказания и социальной реинтеграции правонарушителей. В 1986 г. Комитет министров Совета Европы принял Резолюцию под названием «Некоторые меры, альтернативные тюремному заключению», в которой также рекомендовал правительствам государств-участников вводить различные альтернативные наказания и рассмотреть возможности включения их в национальные уголовные кодексы.
На протяжении вот уже нескольких лет в Республике Беларусть проводится политика либерализации и гуманизации уголовного законодательства: оценка деяния человека, новый подход к преступнику приводят к уменьшению численности осужденных в местах лишения свободы. Кроме того, стали чаще применяться альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. В результате значительное число лиц не попадает под влияние криминальной части осужденных, вследствие чего происходит сокращение профессиональной преступности [2, c.21].
Ограничение свободы как мера юридического воздействия государства по отношению к гражданину тесно связано с концепцией философского и
Общий порядок отбывания ограничения свободы регламентируется ст. 47 УИК Республики Беларусь, в соответствии с которой местные исполнительные и распорядительные органы по представлению органа управления учреждениями, исполняющими наказание, определяют границы территории исправительного учреждения открытого типа. При этом осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены лишения свободы более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут сдержаться в одном учреждении. Ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость содержаться отдельно от иных осужденных. Раздельно содержаться и осужденные, совершившие преступления в соучастии [9].
В отношении осужденных в исправительных учреждениях открытого типа действуют Правила внутреннего распорядка, утвержденные постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 ноября 2000 г. № 212. Их выполнение является обязанностью для каждого осужденного.
Находясь под надзором осужденные обязаны:
выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа;
работать по направлению администрации учреждения;
постоянно находиться в пределах границ территории исправительного учреждения и не покидать ее территории без разрешения администрации;
проживать, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях и не покидать их без разрешения администрации исправительного учреждения открытого типа;
участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного учреждения открытого типа в нерабочее время продолжительностью до четырех часов в неделю;
постоянно иметь при себе взамен паспорта документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
Во время отбывания наказания осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа. При обнаружении таких предметов и веществ у осужденных они по мотивированному постановлению начальника учреждения изымаются и передаются на хранение, реализуются или уничтожаются. В случае реализации изъятых предметов, полученные средства зачисляются на счет исправительного учреждения открытого типа [10].
Помещения, в которых проживают осужденные, а также они сами могут подвергаться обыску, а их вещи досмотру. Осужденным к ограничению
Современное уголовное наказание в виде ограничения свободы не является результатом развития какого-либо отдельного наказания или иного правового института белорусского дореволюционного или советского периода, а сформировалось из элементов различных правовых институтов уголовного, уголовно-исполнительного и административного права: а) уголовных наказаний в виде ссылки, высылки, полицейского надзора; б) меры уголовно-правового характера в виде условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; в) способа освобождения от наказания в виде условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; г) мер социальной защиты в виде удаления из определенной местности, удаления из пределов Союза ССР на срок, удаления из пределов РСФСР или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого; д) административно-правовой меры в виде административного надзора.
Введение в белорусское уголовное законодательство наказания в виде ограничения свободы было обусловлено следующими внешними и внутренними факторами: 1) наличием общемировой тенденции развития системы мер, не связанных с лишением свободы, которая вызвала необходимость приведения российского уголовного законодательства в соответствие с принципом достаточности и полноты альтернативных видов уголовных наказаний, закрепленном в международных правовых актах; 2) лоббированием международными организациями активного внедрения в Республике Беларусь технологий электронного мониторинга для осуществления надзора за осужденными; 3) острой внутренней потребностью российской правовой системы в устранении разрыва в характере и объеме правоограничений между лишением свободы и другими расположенными выше в системе наказаний видами наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Содержание ограничения свободы актуализирует вопрос о правовом обеспечении личной свободы лиц, осужденных к данному виду наказания.
Подводя итог вышеизложенному отметим, что при исполнении ограничения свободы ограничивается его личная свобода во всем многообразии ее составляющих. Но в отличие от лишения свободы степень ее ущемления не столь выражена и состоит в помещении в специально созданное учреждение, исполняющее наказание, исправительный центр, в ограничении передвижения осужденного пределами исправительного центра, в проживании, как правило, в общежитии.
Однако, и сама система наказаний, закрепленная в законодательстве, и существующая правоприменительная практика, не создают в полной мере, реальной альтернативы лишению свободы, т.к. выполнение, например, такого вида наказания как ограничение свободы в настоящий период весьма затруднено и будет оставаться таким еще какое-то время.
1) Ахраменка Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь Под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. — 1007 с.
2) Ермолович М.В. Уголовное право Беларуси. Общая часть Минск.: НИУМЦ МВД РБ, 2000 г. Учебное пособие.
3) Уголовный кодекс Республики Беларусь 9 июля 1999 г. № 275-З. Принят Палатой представителей 2 июня 1999 года. Одобрен Советом Республики 24 4 июня 1999 года // Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
4) Захаренко В.Е. Уголовное право РБ. Особенная часть Минск: НО ООО «БИП-С» 2004. - 144 с.
5) Комяк Н.А. Захаренко В.Е. Уголовное право Республики Беларусь Минск: БИП-С Плюс, 2006. – 57 с.
6) Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь 11 января 2000 г. № 365-З Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года Одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года // Эталон – Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.
7) Борисова Н. Ф. Соотношение ограничения свободы с условным осуждением // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2012. - № 2. - С. 16-19.
8) Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть. - М.: Юнити-Дана,2011. - 415с.
9) Кузнецова Н. Ф. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании. - М., Зерцало, 2011. - 783 с.
10) Курс уголовного права. Общая часть. Т.2. Под редакцией Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. Зерцало - М. 2012. - С. 411.
11) Орлов В.Н. Наказание в виде ограничения свободы в современном зарубежном уголовном законодательстве // Труды юридического факультета СевКавГТУ: Сборник научных трудов. Выпуск 3. -- Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. -- 220 с.
12) Уголовное право. Общая часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. М.: Юристъ, 2011. - 774 с.
13) Боровиков С. А. Обеспечение контроля при исполнении обязательных работ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 2. С.
14) Иванов В. Д. Уголовное право/В.Д. Иванов. М.: Изд-во Приор, 2011. С. 34.
15) Коган В. М. Наказание: проблемы гуманизации // Советская юстиция. 1987. № 19. С. 25.