ВВЕДЕНИЕ
Правоохранительные органы играют очень важную роль в аппарате государства. Государственное управление внутренними делами ведет специализированная структура Органы внутренних дел (далее – ОВД) ведут государственное управление внутренними делами. Внутренние дела государства – одна из самых важных сфер жизнедеятельности государства и общества. Они из себя представляют комплекс общественных отношений которые связанны в первую очередь с защитой интересов государства, личности и общества от противоправных деяний, посягательств, а также и других различных угроз. Государственное управление внутренними делами должны защищать права, свободы, а также законные интересы личности, обеспечивать безопасность в стране, создавать безопасные условия для жизнедеятельности людей.
Каждому человеку, когда ему слово «милиция» приходит на ум, приходят разные мысли, ассоциации, а также чувства. У большинства людей XI века слово «милиция» вызывает некую неприязнь, агрессию и недовольство. Но все же милиция это система подразделений ОВД, которые призваны защищать жизнь, честь, здоровье, достоинство, права, свободы, а также законные интересы граждан. Также милиция защищает права, законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных деяний.
ОВД в Республике Беларусь занимают важное место. ОВД регулируют комплекс общественных отношений, которые связаны с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств и иных угроз, с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности.
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Они решают проблемы, которые связанны с обеспечением функционирования экономики как в целом, так и ее отраслей, а также конкретных хозяйственных организаций, создают условия для развития культуры, науки, а также образования, поддерживают обороноспособность и охрану государственной безопасности страны. Таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на ОВД, как одну из важнейших составляющих механизма современного государства, возлагается выполнение многих важнейших функций, в том числе и обеспечение прав,
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Государственный аппарат – это система органов, непосредственно осуществляющая управленческую деятельность, и наделенная для этого властными полномочиями. Аппарат является важнейшим составным элементом любого государства. С его помощью производится управление государственными и отчасти общественными делами [1, с. 227].
Аппарат любого государства – это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного аппарата как единой, целостной системы, входят: общность экономической основы государственных органов и организаций – системы хозяйства и различных форм собственности на средства производства; единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; наличие общих принципов построения и функционирования государственных органов – составных частей государственного аппарата; общность конечных целей и задач, стоящих перед государственными органами и организациями.
К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.
Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [2, c. 17].
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
ГЛАВА 2
РОЛЬ И МЕСТО ОВД В ГОСУДАРСТВЕ
Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь [16, с. 150].
Правовой основой деятельности ОВД являются Конституция Республики Беларусь [8], Закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел в Республике Беларусь» [14].
Правовую основу деятельности ОВД составляют нормативно-правовые акты Республики Беларусь. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или путем референдума с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который устанавливает общеобязательные правила поведения (изменяет или прекращает их действие), рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [16, c. 200].
Основным и доминирующим источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт, правовая характеристика, структура, порядок разработки, принятия, вступления в силу нормативных правовых актов и ряд других вопросов урегулированы Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь») [13].
Нормативный правовой акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т. д.), и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.
Исходя из данного в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определения нормативного правового акта, можно выделить следующие его признаки:
1) в нем содержатся общеобязательные правила поведения;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы государственной, общественной жизни. ОВД занимаются решением проблем, которые связаны с нормальным обеспечением функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций. Также ОВД занимаются созданием достаточно хороших условий для развития науки, культуры, а также образования в нашей стране. ОВД поддерживают обороноспособность, занимаются охраной государственной безопасности страны, а также многие другие функции.
Роль ОВД в Республике Беларусь огромна. Система ОВД – это огромный институт, который состоит из множества звеньев. На данный институт возлагается множество различных задач. Одно из главных мест в них занимает выполнение задач, которые обеспечивают правопорядок, законность, защиту прав и свобод человека, охрану прав, а также законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет заботы в первую очередь государства и его органов.
Деятельность ОВД и органов государства охватывает различные сферы общественной и государственной жизни. Роль ОВД в Республике Беларусь огромна. На ОВД возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач, которые обеспечивают законность и правопорядок. Также эти органы защищают права и свободы человека, охраняют права и законные интересы государственных и негосударственных организаций, ведут борьбу с преступлениями и иными правонарушениями.
Государственный аппарат – система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.
Органы государственной власти образуют основу конституционной системы органов белорусского государства. При этом считается, что три ветви власти должны взаимодействовать друг с другом, взаимно дополнять друг друга, взаимно контролировать и сдерживать друг друга по классической схеме системы «сдержек и противовесов», отработанной мировым конституционным опытом.
Правовой основой деятельности ОВД являются Конституция Республики Беларусь, закон Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел в Республике Беларусь».
1. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – Москва : Норма, 2007. – 815 с.
2. Бельский, К. С. Место административного права в системе полицейского права / К. С. Бельский // Государство и право. – 2000. – № 10. – С. 13-22.
3. Бибиков, В. Г. Административное право / В. Г. Бибиков. – М. : Юридическая литература, 2005. – 215 с.
4. Василевич, Г. А. Нормативные правовые акты как источники белорусского права. Соотношение, действие, утрата юридической силы / Г. А.Василевич // Юстиция Беларуси. – 2013. – № 12. – С. 35–45.
5. Гавриленко, Д. А. Административное право: учеб. Пособие / Д. А. Гавриленко. – Минск : Амалфея, 2002. – 416 с.
6. Дмитриев, Ю. А. Административное право : учебник для юридических вузов / И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. – М. : Наука, 2008. – 585 с.
7. Казаков, В. Н. Правопорядок в юридической теории и практике / В. Н. Казаков. – М. : Наука, 2003. – 178 с.
8. Конституция Республики Беларусь : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
9. Крамник, А. Н. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2004. – 704 с.
10. Крамник, А. Н. Курс административного права Республики Беларусь / А. Н. Крамник. – Минск : Тесей, 2006. – 616 с.
11. Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И.Мах. – Минск : Амалфея, 2008. – 703 с.
12. Мелехин, А. В. Административное право: Курс лекций / А. В. Мелехин. – М. : МФПА, 2011. – 321 с.
13. О нормативных правовых актах Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 10 января 2000 г. № 361-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. № 31-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. № 408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
15. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 15 март. 2012 г., № 133 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. № 49 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Рябцев, Л. М. Административное право: уч. пособие / Л. М. Рябцев, Г. А. Василевич, А. Г. Тиковенко, Г. Б. Штшко. – Минск : Книжный Дом, 2007. – 320 с.
17. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права / Ю. Н. Старилов. – М. : НОРМА, 2002. – 200 с.
18. Телятицкая, Т. В. Административное право / Т. В. Телятицкая. – Минск : Тетрасистемс, 2007. – 144 с.
19. Тихомиров, Ю. А. Административное право и процесс: полный курс / Ю. А. Тихомиров. – М. : Гос. ун-т – Высш. шк. экономики, 2012. – 696 с.
20. Юсупов, В. А. Теория административного права / В. А. Юсупов. – М. : Юрид. лит., 2005. – 160 с.