ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие, структура и виды административно-правовой нормы
ГЛАВА 2. Реализация административно-правовых норм, её виды
ГЛАВА 3. Применение административно-правовых норм как особая форма реализации права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественных отношений, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Некоторые юристы-учёные административное право называют правом «управления».
«Управление» существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Республики Беларусь.
В процессе становления Республики Беларусь демократичным правовым государством сущность административного права расширяется. Административное право теперь отвечает за реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
Актуальность данной темы состоит в том, что административные правоотношения были всегда в центре дискуссий, т.к. они являются наиболее сложным институтом административного права. А переход системы
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Административное право, как юридическая дисциплина, состоит из многочисленных правовых норм.
В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы.
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. поясняют, что административно-правовой нормой является устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления [1, с. 27].
Б.М. Лазарев утверждает, что норма административного права есть установленное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства» [2, с. 59].
В.М. Манохин считает, что нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определённые, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления [3, с. 58 – 59].
Крамник А.Н. понимает под административно-правовой нормой установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления [4, с. 24].
Административно-правовые нормы преследуют цель обеспечить должную упорядоченность организации и функционирования, как всей системы исполнительной власти, так и её отдельных звеньев, рационального их
ГЛАВА 2
РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ. ЕЁ ВИДЫ
Реализация административно-правовых норм — практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования управленческих общественных отношений.
Реализация административно-правовых норм — это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права.
В юридической литературе различают общие и специальные формы реализации юридических норм.
Общие формы реализации административно-правовых норм являются универсальными, так как в них реализуют правовые веления все без исключения субъекты.
Среди общих форм реализации норм выделяют четыре вида:
а) исполнение;
б) использование;
в) соблюдение;
г) применение [13].
Любая из названных общих форм "привязана" к соответствующим способам административно-правового регулирования (обязыванию, дозволению, запрету) и соответственно обязывающим, управомочивающим, запрещающим нормам.
ГЛАВА 3
ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах.
К примеру, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке.
Требования к применению норм административного права:
· Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.
· Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любая отрасль права состоит из юридических норм, которые является их организованной совокупностью. Так первичными элементами административного права, являются административно-правовые нормы.
Административно-правовая норма – это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения, предназначением и непосредственной целью которого является регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроль за её деятельностью и установление ответственности указанной власти перед обществом и гражданином.
Структура административно-правовых норм состоит из:
1) гипотезы;
2) диспозиции;
3) санкции.
Виды административно-правовых процедур классифицируются по :
• По целевому назначению: нормы положительного регулирования и правоохранительные;
• По методу воздействия :обязывающие, запрещающие, уполномочивающие или дозволительные, рекомендательные, дефинитивные, стимулирующие (поощрительные);
• По юридической силе: на конституционные, на нормы президентских правовых актов, на нормы законов, на нормы органов государственного управления;
• По адресатам: регулирующие правовой статус государственных организаций, регулирующие правовой статус работников государственных организаций, определяющие правовой статус органов местного управления, определяющие правовой статус граждан в сфере управления;
1. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимен А.Н. Административное право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 480 с.
2. Лазарев, Б.М. Советское административное право / Б.М. Лазарев. – М., 1990.
3. Манохин, В.М. Российское административное право: учебник / В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.Л. Багишев. – М., 1996.
4. Крамник, А. Н. Административно-деликтное право. Общая часть: пособие для студентов вузов / А. Н. Крамник./ – Минск: Тесей, 2004. – 288 с.
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 19 июля 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. О дорожном движении: Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2008 г. № 313-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З // Официальный интернет- портал РУП «Белтехосмотр» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gto.by/doc/action/gto/law_№313-3.pdf. – Дата доступа: 28.04.2017.
7. Об участии граждан в охране правопорядка: Закон Респ. Беларусь от 26 июня 2003 г. № 214-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 122-З // Официальный интернет-портал администрации Советского района г. Гомеля и редакции газеты «Советский район» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sovadmin.gov.by/index.php?option=com_content&view=article&id=6088:zakon-respubliki-belarus-ot-26-iyunya-2003-g-214-z-ob-uchastii-grazhdan-v-okhrane-pravoporyadka&catid=9. – Дата доступа: 27.04.2017.
8. Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 июля 2015 г. № 306-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://etalonline.by/?type=text®num=H11100300#load_text_none_1_. – Дата доступа: 30.04.2017.
9. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141–З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З // Официальный интернет-портал Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: mchs.gov.by/_modules/_cfiles/files/5.05._1998_141.3.docx. – Дата доступа: 17.05.2017.
10. 25. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 455-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361. – Дата доступа: 10.05.2017.
11. Бахрах, Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. — М.: Издательство ВЕК, 1999 — 368 с.
12. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. — Минск: Дикта, 2004. — 480 с.
13. Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 – 325 с.
14. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 01.01.2015)/ [Электронный ресурс] – Режим открытого доступа // http://www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3
15. Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: в ред. от 24 окт. 2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.